Виноградов о музыкальном развитии ребенка

Хочу поделиться с Вами своим открытием — занятия музыкой с малышами по методике Виноградова. Так получилось, что летом мы были в Москве, наш бассейн закрылся на профилактику, а мы девушки активные (я и моя, на тот момент 1,2г дочка) и нам хотелось чем-нибудь заниматься, кроме прогулок и развивашек дома. Летом найти что-либо оказалось большой проблемой — мало кто работает, все на каникулах, и вот я увидела занятия музыкой по методике Виноградова, правда не рядом с домом, но мы на машине, летом пробок нет, решили съездить попробовать. И оказалось, как хорошо, что было лето, и что рядом все было закрыто, иначе я бы не узнала об этих занятиях.

Итак, в основу занятий легла удивительная и очень эффективная методика, созданная замечательным педагогом и музыкантом Л.В. Виноградовым. Эта уникальная система воспитания и обучения детей музыке является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: Золтана Кодая и Б.Бартока в Венгрии, Карла Орфа в Австрии, Жака Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии.

Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей — физических, психологических, социальных. В то же время, дети учатся свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. Но это пока в будущем. На данном этапе (я повторюсь, сейчас нам нет и полутора лет) мы играем, двигаемся под музыку, осваиваем различные потешки на музыкальных инструментах (треугольники, блок-флейты, барабаны, дудочки, клавесин, ложки, маракасы и еще другие названия, которых я даже сейчас и не вспомню ). Также мы много и по-разному играем с мячами — перекидываем их друг другу через класс, громко при этом называя различные слоги, прыгаем на них под музыку, а когда мелодия меняется, стучим по ним ладошками, перекатываем и передаем, глядя друг другу в глаза и все это сопровождается проговариванием различных звуков или музыкой (чтобы работал язычок, чтобы дети слышали четкие звуки, могли ориентироваться в темпах музыки, ее настроении и разных ритмах). В первую очередь, работаем мы — мамы, и педагог, каждый раз подчеркивает нам, что именно наша искренняя вовлеченность в процесс, желание играть, учиться, слушать и слышать музыку, поможет детям сделать первые шаги в мир музыки, почувствовать музыку и принять сердцем. При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями незаметно для самого себя, а вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться). Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

Игровая форма занятий и постоянная смена деятельности позволяют избежать усталости. До 3-х лет дети всё делают вместе с родителями, постепенно выходя на самостоятельную работу. Главная цель для родителей — незаметно наладить самостоятельную музыкальную деятельность ребёнка.

Согласно этой методике, сначала дети будут использовать музыкальные инструменты, как средство для общения. Так малыши с удовольствием стучат по барабанам, тем самым развивают свои ручки; звук барабана доставляет радость, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое возникает у детей при общении с окружающим миром. Блок-флейта поможет научиться не втягивать воздух в себя, а, наоборот, выдувать его. Возможность извлекать звуки самому — это настоящее открытие для маленьких непосед. Это побуждает к активности и любознательности. К тому же, это очень полезно для развития речи и физического здоровья.

Что мне еще хочется отметить? Музыка — великолепно развивает воображение и фантазию. Вот наш педагог взяла деревянные ложки и попросила нас закрыть глаза…тук-тук-тук…сначала тихо, потом звук становился громче, потом еще громче, потом стал затихать…и каждый из нас (взрослых) явно узнал в этом стук копыт. Лошадка сначала прискакала, а потом ускакала далеко от нас… И вот таким нехитрым образом, хотя для меня, это каждый раз настоящее чудо, наш педагог рассказывает нам целые истории и учит этому нас… Мы «попадали под дождь», к нам «приходили ежики», мы «оказывались в весеннем лесу, полным птиц», «встречали Деда Мороза» и т.д. и т.п.

Ой, невозможно в одну статью вместить все, чем мы занимаемся на уроках… мы кружимся вместе с детьми, играем в пальчиковые игры, поем потешки, играем в эхо, дуем на свечку, учимся расслабляться и много-много другого…

И да, конечно, наши детки не всегда делают тоже, что и мы, особенно вначале, особенно новенькие. Порой они просто наблюдают, порой делают вид, что занимаются своими делами (а потом внезапно выдают эти игры дома), и их никто не принуждает, не заставляет что-либо делать, но у них самих постепенно возникает желание участвовать в процессе вместе с нами. Вот оно, то самое «обыкновенное чудо»!

Читайте также:  Занятия на развитие ребенок 6 лет

И самое главное, конечно, это все заслуга нашего педагога. Она удивительная! Я много лет работаю в сфере образования, я общалась с огромным количеством педагогов, психологов, имею диплом Монтессори-педагога, я прочитала сотни книг по психологии и развитию детей, я воспитала свою дочь (старшей уже 18) и вела занятия для детей разного возраста, у меня были детки, которые еще даже не начали ходить, и я готовила деток к школе, я занималась со школьниками, в моей практике были особенные детки, мне казалось, что я уже многое знаю в сфере воспитания и развития детей, но каждый урок, Елена Владимировна (так зовут нашего педагога) удивляет меня снова и снова, отмечая тонкости и нюансы в психологии малышей, взаимосвязях наших поступков и поведении детей, мне нравится, как аккуратно она общается с детьми, и как деликатно подмечает наши ошибки. Поэтому я всегда говорила своим родителям (отвечая на вопрос в какой сад отдать ребенка или какую школу выбрать) — ищите не учреждение, ищите педагога! В нашем деле, как впрочем и во всех остальных, человеческий фактор — это самое главное!

…и да, лето уже прошло, настала зима, и выпал снег, и на дорогах образовываются огромные пробки, но я буду продолжать ездить туда, потому что мне нравятся музыкальные занятия по методике Виноградова и я нашла по-настоящему хорошего Педагога.

p.s…. и еще! оказывается эти занятия возможны для детей с 3х месяцев!!! Мамы малышей не теряйте времени! Если бы я знала, я бы точно пошла раньше. Но только Вы должны понимать, что все упражнения выполняете именно Вы, и только через Вас и с помощью Вас малыши будут знакомиться с миром звуков и мелодий.

Источник

    Домогацкая И.Е.Развитие музыкальных способностей детей 3-5 летМетодические разработки И. Е. Домогацкой, посвященные развитию речи и музыкальных способностей дошкольников, преследуют цель развить интеллект ребенка и эмоциональную сторону его натуры. В программах… — @Классика-XXI, @(формат: 60×90/16, 192 стр.) @- @ @ Подробнее…2016133бумажная книгаДомогацкая И.Е.Развитие музыкальных способностей детей 3-5 летМетодические разработки И. Е. Домогацкой, посвященные развитию речи и музыкальных способностей дошкольников, преследуют цель развить интеллект ребенка и эмоциональную сторону его натуры. В программах… — @Классика-XXI, @(формат: 60×88/16мм, 44 стр.) @ @ @ Подробнее…2016129бумажная книгаСполдинг Т.90 поурочных планов. Развитие музыкальных способностей и развитие речи для детей 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников. Планы рассчитаны на трехгодичное… — @Классика-XXI, @(формат: 60×90/16, 192 стр.) @- @ @ Подробнее…2016133бумажная книгаДомогацкая Ирина Ефимовна90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и» Развитие речи» . Дети 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников. Планы рассчитаны на трехгодичное… — @Классика XXI, @(формат: 90×90/8, 104 стр.) @ @ @ Подробнее…2016156бумажная книгаДомогацкая Ирина Ефимовна90 поурочных планов по предметам `Развитие музыкальных способностей` и `Развитие речи`. К учебному курсу для детей 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников. Планы рассчитаны на трехгодичное… — @Классика-XXI, @(формат: 60×88/16мм, 44 стр.) @ @ @ Подробнее…2014200бумажная книгаИ. Е. Домогацкая90 поурочных планов по предметам Развитие музыкальных способностей и развитие речи . Для детей 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников. Планы рассчитаны на трехгодичное… — @Классика-XXI, @(формат: 60×88/16, 44 стр.) @ @ @ Подробнее…2011119бумажная книгаДомогацкая Ирина Ефимовна90 поурочных планов по предметам Развитие музыкальных способностей и Развитие речи . Дети 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников. Планы рассчитаны на трехгодичное… — @Классика-XXI, @(формат: 60×88/16, 44 стр.) @ @ @ Подробнее…2016125бумажная книгаИрина Домогацкая90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и» Развитие речи» . К учебному курсу для детей 3-5 летВ поурочных планах раскрывается содержание авторских программ И. Е. Домогацкой, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию и развитию речи дошкольников — @ @(формат: 60х88/16 (140х200 мм), 44 стр.) @ @ @ Подробнее…2016116бумажная книгаСовместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольниковПредлагаемый сборник практико-ориентированных материалов содержит конспекты организованной совместной интегрированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ, направленной на развитие… — @Детство-Пресс, @(формат: 60×90/16, 192 стр.) @ @ @ Подробнее…2014284бумажная книгаВакуленко Л.С.Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольниковПредлагаемый сборник практико-ориентированных материалов содержит конспекты организованной совместной интегрированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ, направленной на развитие… — @Детство-Пресс, @(формат: 60×90/16, 192 стр.) @Познавательно-речевое развитие дошкольника @ @ Подробнее…2014320бумажная книгаВакуленко Л.С.Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольниковПредлагаемый сборник практико-ориентированных материалов содержит конспекты организованной совместной интегрированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ, направленной на развитие… — @Детство-Пресс, @(формат: 60×90/16, 192 стр.) @Познавательно-речевое развитие дошкольника @ @ Подробнее…2014292бумажная книгаСкопинцева Ольга АмуровнаРазвитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Рекомендации, конспекты занятийСодержание образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности, в том… — @Учитель, @(формат: 90×90/8, 104 стр.) @Образовательное пространство ДОУ @ @ Подробнее…201972бумажная книгаСкопинцева Ольга АмуровнаРазвитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Рекомендации, конспекты занятийСодержание образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности, в том… — @Учитель, @(формат: 60×88/16, 44 стр.) @Образовательное пространство ДОУ @ @ Подробнее…201668бумажная книгаИ. А. ПетроваМузыкальные игры для дошкольниковВ книге представлена система упражнений и игр, направленных на развитие музыкальных способностей дошкольников, способствующих формированию эмоционально-познавательной и коммуникативной сфер детей… — @Детство-Пресс, @(формат: 90×90/8, 104 стр.) @ @ @ Подробнее…2011394бумажная книга
Читайте также:  Умка центр развития ребенка казань

Источник

Лев ВИНОГРАДОВ. Система
общего музыкального воспитания

Лев
Вячеславович Виноградов

–профессиональный музыкант, музыкальный педагог, психолог, автор уникальной
системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей, в
которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как
деятельность общения»), создатель музыкальных инструментов в традиции Карла
Орфа, участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».

Окончил
хоровое училище им. Свешникова, московскую консерваторию. Работал
преподавателем в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Позже занял
должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР в лаборатории младшего школьника под руководством академика В. В.
Давыдова. Продолжает работать в системе развивающего обучения
Эльконина-Давыдова. Преподаёт детям музыку в общей сложности 50 лет.

Лев
Вячеславович Виноградов окончил Московскую консерваторию по классу хоровое
дирижирование, преподавал хоровые дисциплины в музыкальном училище им. М.М.
Ипполитова-Иванова, с 1997 г.
работал на кафедре младшего школьника в Научно-исследовательском институте
общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. С 1986 г. является сотрудником
научной лаборатории Психологического института РАО, разрабатывающей программы
развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Таланты
создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут
и процветают таланты

 «Элементарное
музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке выстроена мной на
основе психолого-педагогической системы «Развивающее обучение» Д. Б. Эльконина
и В. В. Давыдова. Она является синтезом музыкально-педагогических систем
выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии,
К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван
Хауве в Голландии. Основной показатель их музыкально-педагогических концепций
состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого лежит
принцип коллективного музицирования.

Музыка
в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у
ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей. В то же
время дети научаются свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих
музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных
ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре.

 При
таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате
специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться), а в
результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно — незаметно для
самого себя. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но
внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности.

Как проводить занятия от 3 лет до 6

 После
трёх лет дети пытаются использовать музыкальные инструменты в условиях ролевых
игр. И воображение здесь работает в полную мощь. Звуки бубенцов напоминают им
лошадку, которая бежит; звуки деревянной коробочки (блоктроммеля) определяются
как стук копыт, пластмассовые яички с насыпанным в них песком (маракасы)
напоминают телегу, а реко-реко (рубель) ассоциируется с равномерно скрипящим
колесом.

 Равномерное
включение этих инструментов представляет детям лошадку, которая везет телегу со
скрипящим колесом. А в результате полученного аккомпанемента на этих
инструментах получается песенка про лошадку.

 Знакомое
детям стихотворение «Вышла курочка гулять», озвученное ударными музыкальными
инструментами, превращается в развернутую музыкальную композицию, где дети поют
и сами себе аккомпанируют.

 Дошкольный
возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному
желанию. Поэтому игры с музыкой в дошкольном возрасте являются главным условием
развития воображения. Музыкальные звуки, воспроизводимые самими детьми, песни
или пьесы воспринимаются ребёнком в виде сигналов в игровых ситуациях. Их
комбинирование становится основной действия воображения.

 В
этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в
своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения с
детьми и взрослыми.

Читайте также:  Развитие эмоционально волевой сферы ребенка

 Но
не только музыкальные инструменты мы используем на музыкальных занятиях.

МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(до 3 лет)

 Весь
процесс занятий основывается на сотрудничестве взрослого с ребёнком: всё
необходимо делать вместе с ним, не присматривать со стороны, не «пасти» его.
Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце
концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии родителя и полностью приступил
к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).

 Опираясь
на собственный опыт общения с детьми до шести лет, я советую родителям
научиться приятно петь, а детям предложить настоящие музыкальные инструменты с
хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В
этом возрасте ребёнок уже может получать удовольствие от разных приятных звуков
и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать.
Это позволяет ему ощутить большую энергию, а равномерные удары по ним помогают
малышу самого себя организовать, развить крупную и мелкую моторику и
координацию тела. С другой стороны, к звукам с определенной высотой и разными
тембрами он начинает относиться лирически. Инструменты (и голос) с протяжным
звуками в среднем или низком регистре ему нравятся больше, чем звуки в высоком
регистре.

 Теперь
можно устраивать совместные взаимодействия с помощью этих инструментов. В
процессе такого общения родитель сам много получит от знакомства с музыкальными
инструментами и доставит малышу много приятных и полезных для его развития
минут. По барабану ребёнок будет с довольствием стучать, тем самым развивая
свои руки; звук барабана доставит ему удовольствие, а сила удара снимет
тревожное напряжение, которое в изобилии получают дети при общении с окружающим
миром. Блокфлейта как свисток поможет ему научиться не втягивать воздух в себя,
а, наоборот, выдувать его.

 Извлекать
звуки самому всегда приятнее, чем их слушать. Это побуждает к активности,
любознательности, а если звук получится еще и долгий, то это окажется полезным
для здоровья.

Источник

Исповедуя чеховский принцип о том, что в человеке все должно быть прекрасно, преподаватель музыки Леонид Виноградов однажды задумался, почему подавляющее большинство взрослых музыкально безграмотно. Ведь групповые занятия начинаются чуть ли ни с ясельных групп, с детьми на протяжении всего школьного периода поют, объясняют им азы нотной грамоты, водят на концерты классической музыки, устраивают праздничные концерты при их непосредственном участии, а в результате недавние выпускники не умеют выразительно двигаться под музыку, не владеют своим голосом, не могут для своего малыша простейшим ритм исполнить даже на погремушке. Виноградов утверждает, что это происходит оттого, что традиционная методика преподавания нарушает естественный процесс знакомства, осмысления и воспроизведения ребенком музыки. Леонид Вячеславович утверждает, что без развитого воображения музыкальной грамоты не бывает, а без активного произвольного движения не может быть занятий с детьми.

Принципы «Элементарного музицирования»

Естественно, вся методика преподавания построена на том, что ребенок — главное действующее лицо. Самыми важными являются его интересы, его потребности. Но без специально подготовленного педагога чуда не произойдет. Требования Виноградова к взрослому велики: он должен быть и мультиинструменталистом, и хорошим исполнителем, и вокалистом, и грамотным теоретиком, и внимательным психологом, и обладать высоко развитым воображением. Ведь в его обязанности входит не только научить ребенка петь, слушать и исполнять, но и самостоятельно сочинять музыку. Только так, пропуская через себя, участвуя в создании, ребенок может сродниться с музыкальной вселенной.

Занятия всегда проходят в нестандартных формах, двух одинаковых уроков просто не может быть. Каждый ребенок имеет возможность выразить себя в движении — дети не сидят на стульчиках вдоль стенок, в сочинительстве — в свободном доступе для ребят есть простые музыкальные инструменты, в коллективном творчестве — только познав самого себя, малыш готов вливаться в общий хор.

С какого возраста Ваш ребенок готов к музыкальным занятиям?

Виноградов уверяет что, с того момента, когда у ребенка первый раз появляются положительные эмоции. Т.е. через девять часов после рождения! Именно тогда малыш начинает гримасничать, это еще не улыбка, но уже призыв к общению. К трем месяцам ребенок активно двигается и сознательно улыбается, вот тут самое время начать активно приучать его к певучести родной речи, к разнообразию голосовых диапазонов, к ритмичному движению под музыку. С пяти месяцев ребенок отвечает голосом на звук, вместе с малышом можно гулить, переговариваться, в музыке это называется двухголосьем, полифонией. И наконец, в период от шести до девяти месяцев малыш готов к новым формам музыкальной осмысленной деятельности, но только если родители активно участвуют в этом процессе наравне с ним.

«Элементарное музицирование» подходит всем детям без исключения. И тихоня, и активист-непоседа смогут занять свое место в пространстве занятия. Ведь несмотря на то, что занятия групповые, задача педагога развить в ребенке музыкальную индивидуальность. И педагоги нашей Чудо-Школы с этим великолепно справляются.

Источник