Виды жестокого обращения с ребенком и их последствия на развитие ребенка

Виды жестокого обращения с ребенком и их последствия на развитие ребенка thumbnail

Содержание:

1. Виды жестокого обращения

2. Последствия жестокого обращения у детей

Нарушения
физического и психического развития 

Психические
особенности детей, пострадавших от
насилия

Различные
заболевания как следствие жестокого
обращения

Социальные
последствия жестокого обращения с
детьми

Виды
жестокого обращения

Одним
из основных факторов, обусловливающих
психическую травматизацию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения,
является опыт
жестокого обращения
в
кровной семье или сиротских учреждениях.

Отмечаются
следующие виды жестокого обращения:

  • Физическое
    насилие

    (избиение или причинение другого
    физического вреда).

  • Пренебрежение
    воспитанием

    (неудовлетворение физических и
    психологических потребностей, что
    приводит к серьезным нарушениям в
    здоровье и развитии).

  • Сексуальное
    насилие

    (принуждение и склонение к сексуальным
    действиям в различных проявлениях).

Жестокое
обращение с детьми может происходить
не только на физическом, но и на
психологическом уровне. Выделяются
следующие типы психологического насилия:

  1. Игнорирование
    нужд ребенка

    – игнорирование его потребности в
    безопасности, поддержке, одобрении,
    общении; проявляется в неспособности
    родителей или лиц их заменяющих выражать
    привязанность, любовь и заботу о нем.

  2. Отвержение
    – публичное унижение ребенка, предъявление
    чрезмерных, не соответствующих его
    возрасту и возможностям требований,
    публичная демонстрация отрицательных
    поступков и качеств ребенка, постоянное
    аппелирование к чувству вины, стыда,
    жесткая критика.

  3. Угрозы
    и терроризирование

    – унижение достоинства ребенка, угрозы
    наказанием, оскорбления, использование
    ненормативной лексики в адрес ребенка.

  4. Изолирование
    – ограничение социальных контактов
    ребенка со сверстниками, родственниками
    или другими значимыми взрослыми,
    принудительное пребывание дома или в
    учреждении.

  5. Развращение

    создание мотиваций асоциального
    поведения, на воровство, проституцию,
    употребление алкоголя.

Основными
последствиями психологического насилия
чаще всего является заниженная самооценка
жертвы, крайне искаженная Я – концепция
(жертва уверена, что обладает теми
негативными «ярлыками», которые навесил
на нее агрессор). В результате пережитого
психологического насилия могут возникать
интеллектуальные дисфункции – негибкость,
некритичность, узость мышления, низкая
концентрация внимания, плохая память.

Для
детей, переживших насилие, характерна
эмоциональная дезадаптация и дезориентация.
Они испытывают хроническое чувство
вины, частые депрессии. Для них характерна
гиперсензитивность, высокая тревожность.
Такие дети беспомощны, безынициативны,
неспособны к самостоятельным решениям
и ответственным действиям. Они хотят
тепла, но боятся близких отношений; для
них характерны пессимизм, чувство
неудавшейся, «несчастной» жизни (Н.В.
Тарабрина, 2007).

Последствия
жестокого обращения у детей

Нарушения,
возникающие после жестокого обращения,
затрагивают все уровни функционирования.
Они приводят к стойким личностным
изменениям, которые препятствуют
реализации личности в будущем.

Помимо
непосредственного воздействия, насилие,
пережитое в детстве, также может приводить
к долгосрочным последствиям, зачастую
влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно
может способствовать формированию
специфических семейных отношений,
особых жизненных сценариев. При
исследовании историй жизни людей,
совершающих насилие над детьми, иногда
в их детстве находят собственный
неразрешенный опыт насилия.

Различают
ближайшие
и
отдаленные
последствия жестокого обращения и
невнимательного отношения к детям.

К
ближайшим
последствиям относятся: физические
травмы, повреждения, а также рвота,
головные боли, потеря сознания, характерные
для синдрома сотрясения, развивающегося
у маленьких детей, которых берут за
плечи и сильно трясут. Кроме указанных
признаков, у детей при этом синдроме
появляется кровоизлияние в глазные
яблоки. К ближайшим последствиям
относятся также острые психические
нарушения в ответ на любой вид агрессии,
особенно на сексуальную. Эти реакции
могут проявляться в виде возбуждения,
стремления куда-то бежать, спрятаться,
либо в виде глубокой заторможенности,
внешнего безразличия. Однако в обоих
случаях ребенок охвачен острейшим
переживанием страха, тревоги и гнева.
У детей старшего возраста возможно
развитие тяжелой депрессии с чувством
собственной неполноценности.

Среди
отдаленных
последствий жестокого обращения с
детьми выделяются нарушения физического
и психического развития ребенка,
различные соматические заболевания,
личностные и эмоциональные нарушения,
социальные последствия.

Нарушения
физического и психического развития

У
большинства детей, живущих в семьях, в
которых тяжелое физическое наказание,
брань в адрес ребенка являются «методами
воспитания», или в семьях, где они лишены
тепла, внимания, например в семьях
родителей-алкоголиков, имеются признаки
задержки физического и нервно-психического
развития. Зарубежные специалисты назвали
это состояние детей «неспособностью
к процветанию».

Воспитание
ребенка в условиях эмоционального и
физического насилия приводит к деформации
личности. Злобная, недоброжелательная
обстановка формирует низкую самооценку
– следствие отношения к нему родителей
и значимых взрослых. Маленький ребенок
– объект отвержения, наказаний, угроз,
физического насилия – начинает
чувствовать себя нежеланным и нелюбимым,
начинает относиться к себе враждебно
и с презрением. Ощущение, что он нежеланный,
вызывает в ребенке глубокое чувство
вины и стыда за свое существование.
Ощущение малоценности уничижает ребенка,
поэтому многие такие дети даже и не
противятся насилию над собой именно из
желания чего-то стоить. Таким образом,
ребенок – жертва эмоционального насилия
– растет со знанием того, что он плохой
и несостоятельный во всем. В дальнейшем
он воспроизводит уже усвоенные им
сценарии поведения в собственной жизни,
в том числе и в общении со своими детьми.

Дети,
подвергшиеся жестокому обращению, часто
отстают по росту или весу (иногда по
обоим показателям) от своих сверстников.
Они позже начинают ходить, говорить,
реже смеются, значительно хуже успевают
в школе, чем их одногодки. У таких детей
часто наблюдаются «дурные привычки»:
сосание пальцев, кусание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом. 

Психические
особенности детей, пострадавших от
насилия

Практически
все дети, пострадавшие от жестокого
обращения и пренебрежительного отношения,
пережили психическую травму, оставляющую
отпечаток в виде личностных, эмоциональных
и поведенческих особенностей, отрицательно
влияющих на их дальнейшую жизнь.

Тяжесть
последствий физического, эмоционального
и сексуального насилия зависит: от
обстоятельств, связанных с особенностями
ребенка (возраст, уровень развития и
свойства личности) и насильника; от
продолжительности, частоты и тяжести
насильственных действий; от реакции
окружающих. Последствия для ребенка
будут серьезнее, если насилие сопровождалось
причинением боли и травмы. Такие формы
сексуального насилия, как половое
сношение (оральное, анальное или
вагинальное), для ребенка наиболее
травматичны. Последствия насилия будут
тяжелее и в том случае, если оно совершено
близким для ребенка человеком. Если
после обнаружения сексуального насилия
члены семьи встанут на сторону ребенка,
а не на сторону насильника, последствия
для ребенка будут менее тяжелыми, чем
когда он не получает защиты и поддержки.

Дети,
пережившие насилие, могут на довольно
продолжительное время забывать о своем
травматическом опыте, например, вспомнить
о нем уже будучи взрослыми, нередко –
в ходе психотерапевтического процесса.

Эмоциональные
реакции детей на насилие и жестокость
могут быть следующими:

Чувство
ответственности за насилие: реакция
ребенка: «Если бы я был хорошим, мои
родители не делали бы друг другу и мне
больно…»

Чувство
вины за постоянное насилие или жестокость:
при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное
возбуждение: даже в спокойной обстановке
от ребенка можно ожидать очередной
вспышки агрессивности.

Переживание
потери: дети, отделенные от родителя,
применяющего насилие, постоянно
переживают потерю. Они могут сожалеть
также и об утрате привычного жизненного
уклада и о потере положительного образа
родителей, применявших насилие.

Читайте также:  Индивидуальное развитие речи у ребенка

Противоречивость:
дети не осознают, что можно не знать о
чувствах другого человека или иметь
одновременно два противоположных
чувства. Ребенок, который говорит: «Я
не знаю, как к этому относиться», – чаще
испытывает амбивалентные чувства, а не
просто пытается убежать от разговора.

Страх
быть покинутым: дети, отделенные от
одного из родителей в результате акта
насилия, могут испытывать глубокий
страх, что второй родитель также может
их покинуть или умереть, поэтому часто
ребенок отказывается расставаться со
вторым родителем.

Потребность
в чрезмерном внимании взрослых: может
быть особенно проблематичной для
родителей, которые пытаются справиться
с собственной болью или уже принятыми
решениями. На детей могут обращать
внимание по поводу негативных проявлений
– когда они воспроизводят насилие,
свидетелями которого были.

Боязнь
телесных повреждений: значительный
процент детей, являющихся свидетелями
насилия или испытывающих его на себе,
беспокоятся о том, что родитель,
применяющий насилие, откажется от
ребенка, либо причинит ему вред, либо
будет вымещать зло на нем в различных
ситуациях.

Стыд:
в особенности для более старших детей,
чувствительность к позору насилия может
выражаться в форме стыда.

Беспокойство
о будущем: неуверенность в повседневной
жизни заставляет детей думать, что жизнь
будет непредсказуемой и в дальнейшем.

Наиболее
универсальной и тяжелой реакцией на
любое насилие является низкая
самооценка
,
которая способствует сохранению и
закреплению психологических нарушений.
Личность с низкой самооценкой переживает
чувство
вины
и
стыда.
При этом характерны постоянная
убежденность в собственной неполноценности,
в том, что «ты хуже всех». Вследствие
этого ребенку трудно добиться уважения
окружающих, успеха, общение его со
сверстниками затруднено.

Существуют
и другие «маркеры» низкой самооценки
– виды защитного, компенсаторного
поведения, которые можно обнаружить у
жертв насилия. Это экстрапунитивные
формы: визг; нытье; жажда победы и
самооутверждения любой ценой; обман в
игре; стремление к совершенству; крайнее
хвастовство и самохвальство; раздача
своих денег, игрушек или конфет (подкуп);
обвинение во всем других; желание иметь
много вещей; использование различных
приемов привлечения внимания (шутовство,
поддразнивание других детей, антисоциальное
поведение: воровство, ложь, драки, порча
вещей и т. д.). Есть также интрапунитивные
«маркеры» низкой самооценки: излишняя
самокритика; замкнутость; стыдливость;
извинения по каждому поводу; пугливость
по отношению к новым стимулам; неспособность
к принятию решения или выбора; подчеркнуто
защитное поведение; чрезмерные попытки
всегда и всем нравиться.

Жертвы
физического и сексуального насилия
часто страдают депрессией и отличаются
аутоагрессивным поведением. Депрессивные
симптомы выражаются в переживании
тоски, грусти, неспособности ощущать
радость, наслаждение и т. д. Аутоагрессивное
поведение выражается в действиях,
направленных на нанесение себе травм,
в попытках суицида и суицидальных
мыслях. Согласно психоаналитической
трактовке, жертва таким образом как бы
«соглашается» с подсознательным желанием
родителей – «было бы лучше, если бы
этого ребенка не было вообще». Чем
тяжелее травма, например при сексуальном
насилии, тем выше риск суицида и более
глубоко выражена депрессия.

Плохой
самоконтроль и нарушения поведения
свойственны жертвам как физического,
так и сексуального насилия. Однако, для
жертв физического насилия больше
характерны агрессивность, разрушительное
поведение как в школе, так и дома,
бесконтрольность поведения. С помощью
агрессии они защищают себя от волнения
(тревоги) и чувства беспомощности.
Результат такого поведения – увеличение
дистанции от других. Враждебное отношение
к другим людям продиктовано боязнью
причинить себе боль. У таких детей обычно
мало друзей, потому что ровесников часто
пугает их взрывное, импульсивное
поведение.

Жертва
насилия не в состоянии одновременно
признать плохие и хорошие стороны своих
родителей. Дети отчаянно пытаются
сохранить в себе представление о
«хорошей» маме и поэтому отрицают факт
насилия, когда мама «бывает плохой».
Это характерно для детей, у которых
пьющие родители были лишены родительских
прав из-за насилия и пренебрежения
родительскими обязанностями. Несмотря
на свой отрицательный жизненный опыт:
побои, голод, истязания со стороны
родителя, эти дети все равно считают,
что в семье лучше, чем в детском доме.
Это защищает ребенка от осознания им
собственного отвержения, враждебности
и презрения со стороны родителей.

Проекция
своих чувств и мыслей на других выражается
в рисунках, играх, сказках, историях,
созданных детьми, подвергшимися любому
виду жестокого обращения. Это имеет
очень важное прогностическое значение
в плане переработки стресса.

Таким
образом, большинство исследователей
сходятся в том, что результатами
пережитого в детстве насилия, так
называемыми «отдаленными эффектами
травмы», являются нарушения Я-концепции,
чувство вины, депрессия, трудности в
межличностных отношениях («утрата
базового доверия к себе и миру») и
сексуальные дисфункции

Среди
отдаленных последствий
жестокого
обращения с детьми выделяются нарушения,
физического и психического развития
ребенка, различные соматические
заболевания, личностные и эмоциональные
нарушения, социальные последствия.

Нарушения
физического и психического развития

У
большинства детей, живущий в семьях, в
которых тяжелое физическое наказание,
брань в адрес ребенка являются «методами
воспитания», или в семьях, где они
лишены тепла, внимания, например, в
семьях родителей-алкоголиков, имеются
признаки задержки физического и
нервно-психического развития. Зарубежные
специалисты назвали это состояние детей
«неспособностью к процветанию».

Дети,
подвергшиеся жестокому обращению, часто
отстают в росте, массе, или и в том и
другом от своих сверстников. Они позже
начинают ходить, говорить, реже смеются,
они значительно хуже успевают в школе,
чем их одногодки. У таких детей часто
наблюдаются «дурные привычки»:
сосание пальцев, обкусывание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом.

Различные
заболевания как следствие жестокого
обращения

Заболевания
могут носить специфический для отдельного
вида насилия характер: например, при
физическом насилии имеются повреждения
частей тела и внутренних органов
различной степени тяжести, переломы
костей.

Независимо
от вида и характера насилия у детей
могут наблюдаться различные заболевания,
которые относятся к психосоматическим:
ожирение или, наоборот, резкая потеря
веса, что обусловлено нарушениями
аппетита. При эмоциональном (психическом)
насилии нередко бывают кожные сыпи,
аллергическая патология, язва желудка,
при сексуальном насилии — необъяснимые
(если никаких заболеваний органов
брюшной полости и малого таза не
обнаруживается) боли внизу живота. Часто
у детей развиваются такие нервно-психические
заболевания, как тики, заикание, энурез
(недержание мочи), энкопрез (недержание
кала), некоторые дети повторно поступают
в отделения неотложной помощи по поводу
случайных травм, отравлений.

Социальные
последствия жестокого обращения с
детьми

Можно
выделить два проявляющихся одновременно
аспекта этих последствий: вред для
жертвы и для общества.

Дети,
пережившие любой вид насилия, испытывают
трудности социализации: у них нарушены
связи со взрослыми, нет соответствующих
навыков общения со сверстниками, они
не обладают достаточным уровнем знаний
и эрудицией, чтобы завоевать авторитет
в школе и др. Решение своих проблем дети
— жертвы насилия — часто находят в
криминальной, асоциальной среде, а это
часто сопряжено с формированием у них
пристрастия к алкоголю, наркотикам, они
начинают воровать и совершать другие
уголовно наказуемые действия.

Читайте также:  Навыки развития ребенка до года по месяцам

Девочки
нередко начинают заниматься проституцией,
у мальчиков может нарушаться половая
ориентация. И те и другие впоследствии
испытывают трудности при создании
собственной семьи, они не могут дать
своим детям достаточно тепла, поскольку
не решены их собственные эмоциональные
проблемы.

Как
говорилось выше, любой вид насилия
формирует у детей и у подростков такие
личностные и поведенческие особенности,
которые делают их малопривлекательными
и даже опасными для общества.

Каковы
же общественные потери насилия над
детьми? Это, прежде всего, потери
человеческих жизней в результате убийств
детей и подростков или их самоубийств,
это потери в их лице производительных
членов общества вследствие нарушения
их психического и физического здоровья,
низкого образовательного и профессионального
уровня, криминального поведения. Это
потери в их лице родителей, способных
воспитать здоровых в физическом и
нравственном отношении детей. Наконец,
это воспроизводство жестокости в
обществе, поскольку бывшие жертвы сами
часто cтановятся насильниками.

Приложение
№1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал » Жестокое обращение с детьми и его последствия»/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих ве-ществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что ‘ приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Читайте также:  Помогает ли чтение ребенку развитию речи

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. ( Из статьи » Жестокое обращение с детьми и его последствия»).

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Project Harmony», в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье», так определили понятия » насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:
его истязали,
ему нанесли побои,
его здоровью причинили вред,
нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

ребенка запугивали, если:
ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
использовали для запугивания свой рост, возраст,
на него кричали,
угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:
религиозной организации,
суда,
милиции,
школы,
спецшколы для детей,
приюта,
родственников,
психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:
контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
унижают его достоинство,
используют обидные прозвища,
используют его в качестве доверенного лица,
при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
ребенка стыдят,
используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
взрослыми растрачиваются семейные деньги.
ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),
угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
используют свои привилегии:
обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами,
ребенка перебивают во время разговоров.

Источник