Виды нарушений психического развития ребенка

Виды нарушений психического развития ребенка thumbnail

1.
Недоразвитие, под которым понимается
общее стойкое отставание в развитии
всех функций вследствие раннего
органического поражения мозга. Поражение
может иметь наследственную природу
(эндогенную) или быть результатом внешних
(экзогенных) факторов. Наиболее характерным
примером недоразвития является
олигофрения.

2.
Задержанное развитие — замедление
темпа всего психического развития,
возникающее чаще всего в результате
слабо выраженных органических поражений
коры гол-го мозга или длительных и
тяжелых соматических заболеваний.

3.
Поврежденное псих-ое развитие,
представленное органической деменцией
— нарушением псих-кого развития в конце
раннего возраста или уже после трех лет
вследствие массивных травм мозга,
нейроинфекций, наследственных
дегенеративных заболеваний. Во многих
случаях органическая деменция имеет
прогрессирующий характер.

4.
Дефицитарное психическое развитие.
Наиболее ярко его представляют нарушения
психического развития при недостаточности
анализаторных систем — зрения, слуха
и опорно-двигательного аппарата.

5.
Искаженное псих-ое развитие — разные
варианты сложных сочетаний общего
недоразвития, задержанного, ускоренного
и поврежденного развития. Причинами
искаженного развития являются некоторые
процессуальные наследственные
заболевания, например шизофрения,
врожденная недостаточность обменных
процессов. Ранний детский аутизм —
наиболее яркий пример этого типа
нарушенного психического развития.

6.
Дисгармоническое псих-ое развитие,
связанное с нарушением формирования
эмоционально-волевой сферы. К нему
относятся психопатии и случаи
патологического развития личности
вследствие крайне неблагоприятных
условий воспитания.

8. Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

1.
Пренатальная патология. Патогенные
агенты действуют на плод во внутриутробный
период. К ним относят:

физические
и психические травмы ;интоксикация
(курение, алкоголь, наркотики); неправильное
питание, голодание, дистрофия;

радиация;
инфекционные болезни; резус-несовместимость;
наследственные заболевания.

2.
Натальные нарушения: при родовые
механические повреждения, асфиксия,
клиническая смерть.

3.
Постнатальные: инфекционные заболевания,
различного рода травмы (черепно-мозговые
травмы), интоксикация.

Нарушение
в развитии может возникнуть под влиянием
действия различных вредных воздействий
внутреннего и внешнего характера на
организм эмбриона, плода, новорожденного
или ребенка в раннем возрасте. Часто
имеет место сочетание этих вредоносных
факторов. Существует прямая связь между
временем воздействия патогенных агентов
на развивающийся плод и негативными
последствиями. Чем раньше во внутриутробном
развитии повреждается эмбрион, тем
более тяжелыми оказываются последствия.

10. Факторы и закономерности развития аномальных детей.

Факторы:

1)степень
и качество первичного дефекта

2)срок
возникновения первичного дефекта

3)наличие
и ранний срок применения воспитательных
обучающих воздействий.

Закономерности:

1)закономерное
развитие имеет поэтапный, последовательный
характер, т.е. определенная
последовательность стадий развития
психики, последовательность развития
психических процессов,

2)каждый
этап завершается формированием новых,
более совершенных качеств, которые
необходимы для скачка в развитии

3)психические
свойства развиваются на основе чередования
эволюционного и революционного
формирования новых качеств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гидроцефалия - одна из причин нарушения психического развития у детейНарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Занятия с психологом - составляющая лечения нарушений психического развитияДля проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

В. В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей [17]:

Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).

Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).

Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).

Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).

Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).

Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний. Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.

Патогенез ЗПР малоизучен. Основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Наиболее подробной является классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым Г. В. [11].

Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.

У детей, старше трех лет, становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов.

В отдельные формы интеллектуальной недостаточности Г. В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.

Источник

Нарушение психического развития (или НПР) – это состояние, характеризующееся нарушением сроков и темпов формирования различного рода психических функций, сфер психики и отдельных их составляющих. В большинстве случаев такая ситуация ассоциируется с умственной отсталостью, а также частичной или полной утратой способности к познанию. Однако по мере взросления клиническая картина становится более стертой, а такие ее проявления, как личностная незрелость и негрубые нарушения познавательной функции, становятся менее выраженными.

Синдром Дауна - одна из причин нарушений психического развития у детей

Причины нарушений психического развития

Довольно часто первые проявления нарушений психического развития отмечаются еще в период младенчества. В основном они являются следствием поражающих организм патологических процессов и всевозможных травм. Негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики способны оказывать три типа факторов: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка), патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы), а также сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).

Наиболее распространенными причинами нарушений психического развития являются:

  • Аномалии и пороки развития головного мозга;
  • Патологические процессы, обусловленные “плохой” наследственностью (так, нарушение развития психики может развиться как результат фенилкетонурии или гомоцистинурии);
  • Наследственные заболевания, которые обусловливаются количественным или качественным изменением хромосомной структуры (среди них синдромом Патау, синдром Дауна, полисомия по Х- или У-хромосоме и т.д.);
  • Поражение головного мозга ребенка в период беременности или непосредственно в процессе родов;
  • Эпилепсия;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Раннее закрытие черепных швов (краниостеноз);
  • Новообразования, развивающиеся в тканях головного мозга;
  • Митохондриальные болезни;
  • Заболевания, сопровождающиеся врожденным или приобретенным нарушением течения обменных процессов и характеризующиеся патологическим накоплением в клетках и различных тканях метаболитов (накопительные ретикулезы);
  • Эпителический синдром;
  • Факоматозы;
  • Врожденные эндокринные заболевания;
  • Аутистические расстройства (аутизм, синдром Ретта и т.д.);
  • Различного рода соматические патологии;
  • Ухудшение зрительной функции;
  • Ухудшение слуховой функции.

Кроме того, в отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.

Типы нарушений психического развития

Нарушение психического развития у детей и подростков, также называемое психическим дизонтогенезом, возникает в результате расстройства и нарушения созревания отдельных функций и структур головного мозга.

Согласно одной из классификаций, все нарушения психического развития делят на ретардацию и асинхронию. Ретардация характеризуется тем, что развитие психики у ребенка отстает от общепринятых для конкретного возраста психологических форм или приостанавливается. Асинхрония же представляет собой состояние, при котором у ребенка одни функции развиваются опережающими темпами, а другие, напротив, отстают в развитии (так называемая психическая дисгармония).

Еще одна классификация типов нарушений психического развития у детей предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской. В соответствии с ней выделяют:

  • Общее стойкое недоразвитие, сопровождающееся ярко выраженной незрелостью систем головного мозга (преимущественно тех, которые являются наиболее сложными и обладают длительным периодом формирования);
  • Задержанное развитие, характеризующееся замедленными темпами формирования эмоциональной сферы и сферы познания, а также их временной фиксацией в предшествовавших возрастных этапах;
  • Поврежденное развитие психики, характеризующееся тем, что патологическое воздействие на головной мозг отмечается не в постнатальном периоде, а значительно позже – приблизительно после 2-3-летнего возраста, когда большая часть структур головного мозга уже сформировались (в качестве примера подобного нарушения психического развития у детей можно рассматривать органическую деменцию);
  • Дефицитарное развитие, которое определяется грубым недоразвитием или повреждением различных анализаторных структур (например, слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Следует отметить, что именно этому типу нарушения психического развития соответствует наибольшее количество примеров того, как при повреждении отдельных сенсорных систем включается компенсаторный механизм, позволяющий при адекватном воспитании и обучении задействовать другие каналы связи с окружающим миром и активизировать интеллектуальные возможности;
  • Искаженное развитие, которое представляет собой сложную комбинацию общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием некоторых психических функций, что является причиной формирования качественно новых патологических образований;
  • Дисгармоничное развитие, которое структурно сходно с искаженным развитием (и в первом, и во втором случае ретардация отдельных систем сочетается с парциальной акселерацией других). Отличием же является то, что в основе дисгармоничного нарушения лежит текущий болезненный процесс, который на различных этапах создает разные виды межфункциональных связей, а стойкая диспропорциональность психики, наблюдающаяся преимущественно в эмоционально-волевой сфере, является врожденной или же приобретается в раннем возрасте.

Методы лечения и профилактики нарушений психического развития у детей

Профилактика нарушений психического развития

Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий.

Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.

В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.

К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят:

  • Создание благоприятной для психического развития ребенка среды;
  • Избегание конфликтов в кругу семьи;
  • Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.

Источник