Виды и причины отклонений в развитии ребенка

Виды и причины отклонений в развитии ребенка thumbnail

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Источник

Печатается по
изданию: Мастюкова E.
M.
«Ребе­нок с отклонениями в развитии:
Ранняя диагностика и коррекция».–М.:
Просвещение, 1992, с. 5–26. В книге обобщены
данные отечественных и зарубеж­ных
исследований по диагностике и коррекции
различ­ных форм аномального развития
детей раннего воз­раста. Автор
рассматривает аномальное развитие как
следствие органических поражений
центральной нерв­ной системы. Особое
внимание обращается на раннюю диагностику
и коррекцию отклонений в познавательной
сфере детей.

Виды нарушений развития

Психомоторное развитие представляет
собой сложный диалектический процесс,
который характеризуется определенной
последовательностью и неравномерностью
созревания отдельных функций, качественным
их пре­образованием на новом возрастном
этапе.При этом каждая последующая
стадия развития неразрывно свя­зана
с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит
генетиче­ская программа, которая
реализуется под влиянием различных
факторов окружающей среды. Поэтому если
ребенок отстает в развитии, прежде всего
необходимо учитывать роль наследственных
факторов в этом отста­вании.

Различные неблагоприятные воздействия
во внутри­утробном периоде развития,
во время родов (родовая травма, асфиксия),
а также после рождения могут при­водить
к нарушениям психомоторного развития
ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и
педагогиче­ской работы с детьми,
имеющими отклонения в разви­тии,
важное значение имеет знание причин и
характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие
одним и тем же заболеванием, по-разному
отстают в развитии. Это связано с
генотипическими особенностями их
централь­ной нервной системы, с
различными влияниями окру­жающей
среды, а также с тем, насколько своевременно
поставлен правильный диагноз и начата
лечебно-коррекционная и педагогическая
работа.

Под причинойотклонения в развитии
понимают воздействие на организм
внешнего или внутреннего небла­гоприятного
фактора, который определяет спецификупораженияилинарушения развитияпсихомоторных функций.

Известно,что почти любое более или
менее длитель­ное неблагоприятное
воздействие на развивающийся мозг
ребенка может привести к отклонениям
в психо­моторном развитии. Их проявления
будут различны в зависимости от времени
неблагоприятного воздействия, т. е. от
того, на каком этапе развития мозга оно
имело место, его длительности, от
наследственной структуры;

организма и прежде всего центральной
нервной систе­мы, а также от тех
социальных условий, в которых вос­питывается
ребенок. Все эти факторы в комплексе
оп­ределяют ведущий дефект,который
проявляется в виде недостаточности
интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики,
нарушений эмоционально-волевой сферы,
поведе­ния. В ряде случаев может быть
несколько нарушений, тогда говорят обосложненномилисложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием
двух или более нарушений, в одинаковой
степени определяющих структуру
аномального развития и трудности
обучения и воспитания ребенка. Например,
сложный де­фект имеет место у ребенка
с одновременным поражени­ем зрения
и слуха, или слуха и моторики и т. п.

При осложненном дефекте возможно
выделение ве­дущего, или главного,
нарушения и осложняющих его расстройств.
Например, у ребенка с нарушениями
ум­ственного развития могут наблюдаться
нерезко выра­женные дефекты зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата,
эмоциональные и поведенческие
расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект
могут иметь характер как повреждения,так инедоразвития. Нередко наблюдается
их сочетание.

Особенностью детского мозга является
то, что даже его небольшое поражение не
остается частичным, ло­кальным, как
это имеет место у взрослых больных, а
отрицательно сказывается на всем
процессе созревания центральной нервной
системы. Поэтому ребенок с на­рушением
речи, слуха, зрения, опорно-двигательного
ап­парата при отсутствии ранних
коррекционных меропри­ятии будет
отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития
являются пер­вичными.Однако
наряду с первичными часто имеют место
так называемыевторичныенарушения,
структура которых зависит от характера
ведущего дефекта. Так, отставание
психического развития у детей с общим
си­стемным недоразвитием речи прежде
всего будет прояв­ляться в слабости
словесной (вербальной) памяти и мышления,
а у детей с церебральным параличом – в
не­достаточности пространственных
представлений и кон­структивной
деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается
развитие понимания обращенной речи, с
трудом формируются ак­тивный словарь
и связная речь. При дефектах зрения
ребенок испытывает затруднения при
соотнесении сло­ва с обозначаемым
предметом, он может повторять мно­гие
слова, недостаточно понимая их значение,
что за­держивает развитие смысловой
стороны речи и мышле­ния.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают
пре­жде всего те психические функции,
которые наиболее интенсивно развиваются
в раннем и дошкольном воз­расте. К ним
относятся речь, тонкая дифференцированная
моторика, пространственные представления,
произ­вольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных
отклоне­ний в развитии играет
недостаточность или отсутствие ранних
лечебно-коррекционных и педагогических
меро­приятий и особенно психическая
депривация. Напри­мер, обездвиженный
ребенок с детским церебральным параличом,
не имеющий опыта общения со сверстни­ками,
отличается личностной и эмоционально-волевой
незрелостью, инфантильностью, повышенной
зависи­мостью от окружающих.

Невыявлениые отклонения в развитии,
например сла­бо выраженные дефекты
зрения и слуха, прежде всего задерживают
темп психического развития ребенка, а
также могут способствовать формированию
вторичных эмоциональных и личностных
отклонений у детей. На­ходясь в массовых
дошкольных учреждениях, не имея к себе
дифференцированного подхода и не получая
лечебно-коррекционной помощи, эти дети
длительное вре­мя могут пребывать в
ситуации неуспеха. В таких ус­ловиях
у них часто формируется заниженная
самооцен­ка, низкий уровень притязаний;
они начинают избегать общения со
сверстниками, и постепенно вторичные
на­рушения все более усугубляют их
социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика,
медицинская и психолого-педагогическая
коррекция позволяют добить­ся
значительных успехов в формировании
личности детей с отклонениями в развитии.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник