Виды деятельности в онтогенезе развития ребенка

Виды деятельности в онтогенезе развития ребенка thumbnail

Кроме приведенного выше, есть еще другой путь характеристики видов деятельности — обобщение и выделения основных видов деятельности, присущих всем людям. Они соответствуют видам социальной человеческой активности, в которые вовлекается каждый человек в процессе индивидуального развития. Это — игра, учение и труд.

Игра — вид деятельности, который заключается в эмоциональном освоении социального опыта человека и эмоциональном удовлетворении. Игры чаще всего характер развлечений, дают возможность отдохнуть. Детская игра — вид деятельности, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.

Есть несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры — это вид деятельности, когда игрой занимается один человек, групповые — когда охвачены игрой несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность каких-то предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры предусматривают поведение человека, ограниченное определенной ролью. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные отношения людей, особенно взрослых. Однако играм принадлежит важное место в жизни людей. Для детей игры имеют розвививальне значения.

Игра (по А.В. Петровским) — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности.

Теорию игры, которая исходит из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентированной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет ее как деятельность, в которой образуется и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры является быстрая смена ситуаций, в которых находится объект после действий с ним, и такое же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, которые взяли на себя игроки; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое использование предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные взаимоотношения между игроками. Единицей игры, и в то же время центральным моментом, который объединяет все ее аспекты, роль. Сюжетом игры является сфера действительности, которая в игровом сюжете и воспроизводится; содержанием ее является то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игрок выполняет реальную деятельность, связанную с решением достаточно конкретных, часто нестандартных задач. Кроме того, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многими привнесенными обстоятельствами.

Взрослые играют в деловые игры. Для них такая игра содержит социальный смысл профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида практики. Сегодня деловые игры получили распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебные деловые игры позволяют внести в обучение предметной и социальной контексты будущей профессиональной деятельности.

Обучение — вид практической или теоретической деятельности, по своей сути является познавательным процессом усвоения человеком социального опыта. Обучение осуществляется в процессе научения животные и человека. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «научение» возникло в зоопсихолоиги в трудах американского психолога Е.Л. Торндайка и др. Научение отличается от учения тем, что является приобретением опыта в деятельности, направленной познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем научения можно приобрести любого опыта (знания, умения и навыки) у человека и новых форм поведения животных.

У человека роль и значение научения меняется в течение онтогенеза. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, затем оно отходит на второй план, уступая место учебе, учебной деятельности, хотя и не теряет своего значения насовсем. Важным фактором научения место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше учится тому материалу, который является целью деятельности.

Научение человека, как и учения, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Научение животных трактуют как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Обучение, отделываясь в процессе научения, может быть организованным и осуществляться в специальных учебных заведениях. Оно может быть неорганизованным, составлять дополнительный результат других видов деятельности. У взрослых людей обучения может иметь характер самообразования. Особенностью учебной деятельности является то, что она служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности относится труда. Благодаря труду человек построил общество, создала предметы материальной и духовной культуры, изменила условия своей жизни, открыла для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом связанные создание и совершенствование орудий труда. Они, прежде всего, способствуют повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Читайте также:  Цитаты о роли игры в развитии ребенка

Труд — социально обусловленный вид деятельности, который проявляется в связи со значениями, зафиксированными в закрепленных орудиями схемах действий, речевых понятий, социальных ролей, ценностей и социальных норм.

Для примера рассмотрим сложный труд оператора, которая заключается в управлении техническими устройствами, которые оказывают непосредственное влияние на объект деятельности вместо человека. Деятельность оператора имеет алгоритмический характер. При ее проектировании учитывают все наиболее вероятные ситуации управления техническим устройством. В задачи оператора входит обучение построению образно-концептуальных моделей этих ситуаций, овладение информационными моделями и умением управлять каждой из них. В информационной модели объект деятельности отражается в знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора состоит в том, что ему приходится распознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, изучать алфавит знаков, правила образования сочетаний из них и тому подобное. Главное — не забывать о функции замещения этих знаков. Оператор является лицом, ответственным за успешный исход действия с объектами и нормальную работу технических устройств. Это обстоятельство учитывается при разработке современных технических механизмов, особенно с элементами искусственного интеллекта, робототехнических комплексов. Такие механизмы выполняют важные функции, однако решающая роль в этой сложной системе отводится человеку-оператору.

Итак, различают три основных вида деятельности человека: игру, учение, труд. Конечным результатом игры является эмоциональное освоение социального опыта человека и эмоциональное удовлетворение. Конечный результат обучения — овладение знаниями, умениями и навыками. А благодаря работе человек создает предметы материальной и духовной культуры и меняет условия своей жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое активность?

2. Что такое деятельность?

3. Охарактеризуйте известные Вам теории деятельности.

4. Назовите основные виды деятельности.

5. Что Вы понимаете под интериоризацией и Экстериоризация?

6. Чем отличаются навыки от умений?

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М .: Наука, 1990.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М .; Мысль, 1991.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. — М .: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

4. Выготский Л.С. Психология. Генезис высших психических функций. — М .: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Гельвеций Клод Адриан. О человеке, его умственные способности и его воспитания / Перевод с франц. В. Пидмогильный. — Ч. 10. — М .: Основы, 1994.

6. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. (Читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. — 1992. — № 3-4; 5-6.

7. Золотнякова AC Общение и деятельность. Целеполагание и его место в структуре педагогического общения. // Психология педагогического общения. — Ростов-н-Д .: Изд-во Гос. пед. ин-та, 1978. -С. 53-65.

8. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М .: НИИ проблем воспитания школьников, 1977.

9. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. — М .: Политиздат, 1975.

10. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. — М .: Наука, 1981. П. Никуленко А.А., Вех 1.Д. AC Макаренко и деятельностный подход к воспитанию личности. // Психология, — Вып. 30. — М .: Сов. шк., 1988.

22. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. -4.1, Разд. 3,20. — М .: Сов. шк., 1976.

Источник



3

План

1.      Развитие деятельности человека в онтогенезе……………………….3

2.      Развитие деятельности человека в филогенезе……………………….9

3.      Список используемой литературы……………………………………15

1.      Развитие деятельности человека в филогенезе.

Онтогенез и филогенез – два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальныевозрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т. п.). Анализом закономерностей развития психики в филогенезе и онтогенезе занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучение онтогенеза – главная задача детской и возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослым).

Существует множество периодизаций психического развития человека в онтогенезе. Согласно самой ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т. е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. В учении С. Холла (1846–1924) онтогенез психики практически повторяет филогенез, а потому он выделял следующие стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Э. Эриксона стадии жизненного цикла выделяются в зависимости от того, какие задачи в каждом возрасте приходится решать человеку.[1]

Читайте также:  Логопедические занятия для развития речи для ребенка 3 лет

Шарлотта Бюлер выделила пять главных фаз жизненного цикла:

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление.

В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения. связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности.

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

Развитие организма человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) – это период накопления жизненной энергии, вторая – период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18–20 лет. В период до 20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Первая треть человеческой жизни – накопление жизненной энергии, вторая треть – сохранение баланса энергии, последняя треть– ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение одной трети жизни

Среди людей в возрасте 65–74 лет у 13 % отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. [2]Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.[3]

Читайте также:  Развитие речи и мелкой моторики ребенка картинки

Среди крупных ученых и писателей были долгожители: Ньютон, Эдисон, Гете, Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 80 до 87 лет, сохраняя творческие силы и бодрость духа. Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до последних дней жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности. Знаменитый русский микробиолог С. Н. Виноградский умер в 97 лет, а незадолго до кончины правил корректуру новой книги.

Великий русский физиолог И. П. Павлов большую роль в сохранении здоровья отводил определенному режиму, разумному чередованию физического и умственного труда, особо подчеркивая пользу физических нагрузок. Выдвинув свою теорию старения, в которой определяющая роль отводится нервной системе, ее влиянию на организм, ученый поставил под контроль прежде всего себя. Полушутя он заявил, что постарается дожить до 90 лет (он прожил 88 лет). В перерывах между научной работой И. П. Павлов играл в городки, работал в саду, любил в воскресные дни ходить в лес за грибами, кататься на велосипеде, работать в саду. Ученый признавался, что физический труд всегда любил больше, чем умственный.

2. Развитие деятельности человека в филогенезе

Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, что бы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Онтогенез касается индивидуального развития человека в течение одной среднетипичной жизни. Его этапами служат возрасты жизни, а не исторические эпохи, как в филогенезе. Онтогенез измеряется годами и десятилетиями. Филогенез – происхождения человеческого рода от ископаемых приматов, а это более 7 млн лет – измеряется миллионами лет.

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т. е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений.

Современная психология выработала оптимальный взгляд на эволюцию психики и понимает филогенез как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Его изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.

Филогенез называют еще гоминизацией. Гоминизация (от лат. Homo-человек) – процесс очеловечения обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Нomo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела – неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Префронтальная кора больших полушарий головного мозга, которой отводится важная роль в осуществлении таких функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, в процессе филогенеза приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры.

У историков своя терминология. Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом(от греч. – anthropos – человек, лат. – societas общество и греч. genesis – происхождение). Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека как рода) и социогенеза (развитие общества). Ученые считают их двумя сторонами единого процесса: первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, начинается собственно процесс социогенеза.

Источник