Венгер л а сюжетно ролевая игра и психическое развитие ребенка

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПедагогика arrow Воспитание активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Перейти к загрузке файла
  • 1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2007.
  • 2. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская //Психол. журнал.- 2009. — №5. — С.49-58.
  • 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2000.
  • 4. Васильева, М.О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника /М. О. Васильева, Т. Юнг //Дошкольное воспитание. — 2006. — №2. — С.9-11.
  • 5. Венгер, Л.А. Психология /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 2008. — 124с.
  • 6. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов /Л.А. Венгер. — М., 2003.
  • 7. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников /В.Я. Воронова. — М.: Просвещение, 2001. — 131с.
  • 8. Воспитание детей в игре /сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М., 2003.
  • 9. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада /под ред.Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2002. — 128 с.
  • 10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96с.
  • 11. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка /Л.С. Выготский //Вопросы психологии, 2006. — №6. — С.62-76.
  • 12. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка /Л.С. Выготский. — М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  • 13. Детская психология /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 2009.
  • 14. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников /О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — М., 2001.
  • 15. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре /Р.И. Жуковская. — М., 2003.
  • 16. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение /Р.И. Жуковская.- М., 2005.
  • 17. Жуковская, Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх /Р. И. Жуковская //Дошкольное воспитание. — 2001. — №10.
  • 18. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду /Р.И. Жуковская. — М., 2000.
  • 19. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А. В. Запорожец //Дошкольное воспитание. — 2005. — №10.
  • 20. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /А.В. Запорожец. — М., 2007.
  • 21. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности /Н. Захарюта //Дошкольное воспитание. — 2006 — №3. — С.21-22.
  • 22. Зворыгина, Е.В., Комарова, Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5.- С. 31-40.
  • 23. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста //Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2009.
  • 24. Иванкова, Р.А. Творческая игра дошкольников //Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2008.
  • 25. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений /под ред. Т.А. Куликовой. — М., 2008.
  • 26. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. /под ред. С.А. Новоселовой. — М., 2009.
  • 27. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /под ред. Н.Я. Михайленко. — М., 2008.
  • 28. Колесов, Д.В. О психологии творчества //Психологический журнал. — 1992. — № 6. — С. 12.
  • 29. Коротаева, Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — С.32-34.
  • 30. Косенко, Н.Т. Формирование творческой активности в игре //Дошкольное воспитание.- 2004.- №12.
  • 31. Кудрявцев, В., Синельников, В. Ребенок — дошкольник: к диагностике творческих способностей //Дошкольное воспитание. — 2005. — №9.
  • 32. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры //Психологическая наука и образование. — 2006. — №3.
  • 33. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 2002.
  • 34. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /под ред. Т.А. Марковой. — М., 1992.
  • 35. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре //Дошкольное воспитание. — 2003. — №4. — С.18-23.
  • 36. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М., 1990.
  • 37. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М., 2007.
  • 38. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4.
  • 39. Особенности психического развития детей 6 — 7 летнего возраста /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 2002.
  • 40. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты /под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. — М., 1996.
  • 41. Психология и педагогика игры дошкольника /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 2006.
  • 42. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника /Н.Н. Поддъяков. — М., 1997.
  • 43. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова /под ред. М.А. Васильева. — М., 1996.
  • 44. Усова, А.П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. — Л., 1997. — С. 56.
  • 45. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В. Запорожца. — М., 1996.
  • 46. Хейзинга, Й. Человек играющий. — М.: Наука, 1995.
  • 47. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка — дошкольника //Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1999.
  • 48. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание. — 2006. — №5.
  • 49. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. — М.,1996.
  • 50. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1999.
  • 51. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин.- М., 1999.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ

ВведениеГлава I. Теоретические основы воспитания активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре1.1 Проблема становления сюжетно-ролевой игры у дошкольников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Значение сюжетно-ролевой игры для воспитания активности у старших дошкольниковГлава 2 Содержание работы по воспитанию активности у детей седьмого года жизни в сюжетно-ролевой игре2.1 Содержание и этапы эмпирического исследования проявления активности у детей седьмого года жизни в процессе сюжетно- ролевой игры2.2 Изучение уровня проявления активности у детей седьмого года жизни в сюжетно-ролевой игре2.3 Опытно-экспериментальная программа воспитания активности детей седьмого года жизни в сюжетно-ролевой игре и анализ ее проявления2.4 Методические рекомендации к опытно-экспериментальной программе для воспитателей по воспитанию активности детей седьмого года жизни в сюжетно-ролевой игреЗаключениеБиблиографический список

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПедагогика arrow Сюжетно-ролевые игры в учебной деятельности старших дошкольников

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Перейти к загрузке файла
  • 1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н.П.Аникеева. М.: Просвещение, 1987. 234 с.
  • 2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре / О.А. Анищенко. М.: Асар, 2000. 172 с.
  • 3. Барташникова, И. А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. Харьков: Фолио, 1997. 186 с.
  • 4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1979. 214 с.
  • 5. Буре, Р. С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. 174 с.
  • 6. Бочкарева, Л. П. О проблемах сюжетно-ролевой игры / Л.П. Бочкарева // Дошкольное воспитание. 1987. №7.
  • 7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. М.: Просвещение, 1967. 345 с.
  • 8. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М.: Просвещение, 1978. 127 с.
  • 9. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. М.: Просвещение, 2001. 356 с.
  • 10. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1981. 56 с.
  • 11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 78 с.
  • 12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. №6.
  • 13. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1985. 156 с.
  • 14. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. М.: Просвещение, 1988. 342 с.
  • 15. Гринявичен, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичен. М.: Педагогика, 2006. 311 с.
  • 16. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. 345 с.
  • 17. Е.Е. Кравцова, Психологические проблемы готовности детей к обучению школе / Кравцова Е. Е. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  • 18. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И.Жуковская. М.: Просвещение, 1984. 142 с.
  • 19. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. М.: Просвещение, 1963. 305 с.
  • 20. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р.И. Жуковская. М.: Просвещение, 1960. 87 с.
  • 21. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М., 1978. 321с.
  • 22. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина, Н. Комарова //Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
  • 23. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие / И.А. Ивакина. Пенза, 1995. 234 с.
  • 24. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. М., 1989. 446 с.
  • 25. Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. IV. СПб. 1898. 289 с.
  • 26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2002. 416 с.
  • 27. Лекции по дошкольной педагогике / Сост. М.И. Васильева, В.Я. Матюхина. Абакан, 2007. 219 с.
  • 28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. М., 1981. 447 с.
  • 29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. №3. 25-27 с.
  • 30. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 1982. 348 с.
  • 31. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.: Онега, 1994. 227 с.
  • 32. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.: Педагогика, 1990. 174 с.
  • 33. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.
  • 34. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. 1983. №12.
  • 35. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание.1998. №4.
  • 36. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни / Н.Я. Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. 1989. №8.
  • 37. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект / Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1987. 443 с.
  • 38. Михайленко, Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. 1987. № 6.
  • 39. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. М.: Просвещение, 1985. 237 с.
  • 40. Мухина, В.С. Психологические особенности детей дошкольного возраста / В.С.Мухина // Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.). М.: Просвещение, 1973. 467 с.
  • 41. Немов, Р.С. Психология. Т. 2. / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2000. 348 с.
  • 42. Новоселова, С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина // Дошкольное воспитание. 1983. №10.
  • 43. Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина // Дошкольное воспитание. 1981. №4.
  • 44. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л.Новоселова //Детский сад: от А до Я, 2003. №6.
  • 45. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. 2005. №4.
  • 46. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова. М.: Просвещение, 1980. 330 с.
  • 47. Поддьяков, Н. Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под. ред. Н.Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1988. 166 с.
  • 48. Подготовка детей к школе / Н.Н. Поддьяков, Л.А Венгер, Т. Беньова и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: Просвещение, 1989. 176 с.
  • 49. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьяков, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. 339 с.
  • 50. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1983. 457 с.
  • 51. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981. 345 с.
  • 52. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова / Под редакцией М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 448 с.
  • 53. Турченко, В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста / В.И. Турченко. М.: Автоеф. дис. канд. пед. наук. 1995.
  • 54. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А. В. Запорожца / А.П.Усова. М.: Просвещение, 1976. 235 с.
  • 55. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под. ред. А. В. Запорожца / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  • 56. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 381 с.
  • 57. Флерина, Е.А. Игра и игрушки / Е.А. Флерина. М.: Просвещение, 1973. 80 с.
  • 58. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999. 514 с.
  • 59. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. 227с.
  • 60. Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2001. 439 с.
  • 61. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1960. 165 с.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник

Библиографическое описание:


Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118. — URL https://moluch.ru/archive/172/45729/ (дата обращения: 11.03.2020).



Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выготский

В 21 веке жизнь детей претерпела значительные изменения и стала очень тесно связана с финансовыми возможностями родителей. Дети быстрее, чем взрослые, успевают освоить телевизор, компьютер, мобильный телефон и прочие гаджеты. Вместе с родителями они слушают одни и те же песни, смотрят одни и те же передачи по телевизору; посещают вместе с семьей кафе и рестораны, выезжают на отдых за границу, путешествуют; ориентируются в марках автомобилей, и в рекламе. Дети многим интересуются и о многом готовы рассуждать. Но по–прежнему, дети ориентированы на самоценные, детские виды деятельности. Они любят фантазировать, сочинять, радоваться и, конечно, играть.

С принятием ФГОС игра стала рассматриваться как содержание и форма организации жизни. Во все виды детской деятельности, в том числе и в общение воспитателя с дошкольниками, включаются игровые моменты, ситуации и приемы.

Отдельное место в деятельности дошкольника отводится сюжетно — ролевой игре. Деятельностная сторона данной игры носит отражательный характер. Важная особенность сюжетно-ролевой игры состоит в наличии в ней подражательной или полностью выдуманной ситуации, в которой ребенок играет роль взрослого и воспроизводит все то, что наблюдает среди взрослых, копируя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними. В процессе игры ребенок показывает себя тем, кем ему хочется быть, и он «находится» там, где ему хочется находиться, во время игры он участвует в интересных и привлекательных событиях.

В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).

В младшем дошкольном возрасте дети, чаще всего, играют по одиночке (игры рядом, индивидуальные), поскольку они еще не умеют договариваться друг с другом, распределять роли и игровой материал. Тематика игр в основном бытовая, берется из жизни: полученные впечатления, наблюдения за непосредственным окружением. К таким играм относятся: «дочки-матери», «детский сад», «поездка на машине», «лечение в больнице». Сюжеты игр однообразны. Ребенок берет на себя определенную роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью. Детям нравится воспроизводить ролевые действия, передавать ролевое поведение эмоционально. Изначально игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается, также и с воображаемым собеседником. Дети, хорошо овладевшие действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, свободно используют в игре предметы-заместители, они умеют заменять недостающие тематические игрушки другими предметами. Постепенно сюжетно-ролевая игра изменяется — из одиночной она превращается в совместную, в которой участвуют двое и более детей. Данный переход осуществляется следующим образом: сначала у ребенка возникает интерес к игре друга, потом он на короткое время включается в игру товарища, а затем дети вновь расходятся. Однако в результате глубокого проникновения в жизнь взрослых дети начинают понимать, что взрослые взаимодействуют друг с другом, и желание воспроизвести их жизнь побуждает детей присоединить к игре своих друзей. Появляется необходимость организации игры, в которую включено несколько ролей, и возникает потребность обсудить ход и правила игры с другими детьми. В младшем возрасте предпосылкой к началу игры выступает предложение взрослого или полученные впечатления. Как правило, игры непродолжительны. Они длятся до 10–15 минут. Все это характеризует 1 уровень развития игры, основным содержанием которого являются игры — действия с предметами.

В среднем дошкольном возрасте в играх появляются маленькие группы по 2–3 человека (групповая форма организации), которым интересны одни и те же темы, игровые сюжеты. Тематика игр становится все более обширной. В игру включаются элементы общественной жизни. Сюжеты усложняются — становятся развернутыми и разнообразными. Для детей главным в сюжете становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети стараются передать характерные особенности изображаемого персонажа посредством движений, мимики, жестов, интонации. Ролевое взаимодействие в игре весьма длительное — до 40–50 минут. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, с легкостью дают им и воображаемым предметам словесные обозначения. Значительная роль при организации игры принадлежит взрослым, однако их помощь не должна быть навязчивой. Детям нельзя предлагать готовые образцы игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтных ситуаций воспитатель помогает их разрешить. Постепенно дети учатся управлять игрой и организовывать ее самостоятельно. Вышеперечисленное характеризует 2 уровень развития сюжетно-ролевой игры. Суть игры заключается в действии с предметом, которое разворачивается более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая обозначена словесно. Последовательность действий становится правилом.

В возрасте 5 -6 лет сюжетно-ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и ситуации, которые находятся за рамками их личного опыта, они хотят воспроизвести события, происходящие в жизни страны и всего мира. В играх дети объединяют знания, полученные из личных наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Дети заранее распределяют роли, выбирают материал для игры. У детей насчитывается 7–10 ролей в играх, из них 2–3 являются любимыми. Иногда из-за большого количества ролей дети не успевают развить сложный сюжет и осуществить до конца задуманные действия своих ролей, в результате чего возникает конфликт. В этот момент необходимо вмешательство воспитателя, а детям следует остановить игру и определить ее дальнейшее развитие. В этом возрасте в играх воспроизводятся реальные отношения из окружающей жизни через словесное общение, поэтому часть действий выполняются детьми словесно. В 5–6 лет для детей очень важно соблюдение правил игры. Если кто-то не желает соблюдать их или не знает как справиться с ролью, остальные участники игры это сразу же замечают. Все это характеризует 3 уровень развития игры, на котором основным содержанием игры остаются также действия с предметами, однако они дополняются действиями, которые направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

В 6–7 лет игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Соотношение ролевых и реальных взаимоотношений принимает сложный характер. В этом возрасте можно выделить организаторов игр — это дети, которые знают много сюжетов и пользуются авторитетом. Как правило, они принимают главную роль. Но иногда такой ребенок может выбрать и второстепенную роль, продолжая при этом «вести» всю игру, определяя и контролируя действия остальных. У детей старшего дошкольного возраста развивается режиссерская разновидность сюжетно-ролевой игры. Режиссерская игра является одиночной игрой, в которой используется опыт совместной. В ней ребенок не принимает на себя ни одну из ролей, а занимается режиссированием. Он разделяет роли между игрушками, а сам только передвигает их, придумывает сюжет игры и диалоги между персонажами. Сложность сюжетов в таких играх может быть весьма высокой. Например, сражение целой армии, в которой есть генералы, офицеры, разведчики, которая составлена из игрушечных солдатиков всадников, пушек, танков. Кроме сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте значительными становятся подвижные и дидактические игры. Их общая особенность состоит в том, что в данных играх существуют четкие правила. Смысл данных игр для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Все это соответствует 4 уровню развития игры, основным содержанием которого являются игры, отражающие отношения и взаимодействие взрослых друг с другом.

Главным в период дошкольного возраста является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в процессе активной деятельности и, главным образом в той, которая является ведущей на данном возрастном этапе. Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то он будет испытывать серьёзные трудности на следующем этапе развития, в школе.

Литература:

  1. Бойченко Н. А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, — Киев «Радянская школа», 2008. — 654с.
  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978–127с.
  3. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2002 — № 4–53–56.
  4. Краснощекова, Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова.– Ростов н/Д., 2007. — 415 с.
  5. Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с.
  6. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 96 с.
  7. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд. — М.: Обруч, 2012.
  8. Монахова, Д. Л. Мир игры и празднично — игровая культура детства [Текст] / Д. Л. Монахова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5. — С. 161– 162.
  9. Новоселова, С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С. Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я, 2003. –№ 6.
  10. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — № 4. — С. 70–74
  11. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2002 — № 4–53–56.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Источник

Читайте также:  Развитие психических процессов в общении с ребенком