Ведущие линии развития этого ребенка
У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное отставание в развитии конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.
В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей, особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.
Ребенок к концу 1-го месяца:
Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.
Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.
Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.
Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.
Движения руки – не развиты.
Активная речь — не развита.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.
{module [57]}
Ребенку 2 месяца
Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.
Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.
Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.
Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.
Движения руки – сжата в кулак.
Активная речь – гортанные звуки.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.
Ребенку 3 месяца
Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.
Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.
Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.
Ребенку 4 месяца
Анализ зрения – узнает мать.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.
Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.
Читайте также: что делать если ребенок кусается; игры на развитие речевого дыхания; попустительский стиль воспитания
Ребенку 5 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.
Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.
Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.
Активная речь – подолгу певуче гулит.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.
Ребенку 6 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.
Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.
Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.
Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.
Ребенку 7 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.
Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.
Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.
Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.
Читайте: ребенок плачет во время кормления; советы по уходу за новорожденным
Ребенку 8 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..
Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.
Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).
Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос «где»? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.
Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.
Ребенку 9 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.
Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.
Активная речь – громко, четко повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.
Понимаемая речь – на вопрос «где?» находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.
Ребенку 10 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры.
Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.
Активная речь – повторяет за взрослым новые слоги.
Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит и приносит знакомые предметы.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.
Ребенку 11 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.
Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца) и др.
Активная речь – произносит первые упрощенные слова («кис-кис», «ав-ав», «мама» и др.).
Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.
Ребенку 12 месяцев
Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.
Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).
Активная речь – произносит «по-своему» 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.
Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово «Нельзя». Выполняет отдельные поручения («найди», «принеси» и др.).
Навыки – сам пьет из чашки.
Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.
Читайте:
Развитие речи детей с рождения до 2 лет
Источник
Ра, С, Д, И, Н.
Чаще после 3-х лет ребенка отдают в ДОУ. Каждый ребенок при этом проходит период адаптации.
Адаптацияможет быть 3-х степеней.
1 степень легкая –нарушение поведения в течении 20-30 дней, снижается аппетит, который восстанавливается за 10 дней. Дома сон не нарушен, а в детском саду дневной сон восстанавливается за 10 дней. Эмоции, речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются за 15-20 дней, заболеваний не возникает.
2 степень средней тяжести – у детей от 1,5 лет и старше все нарушения более выражены и более длительны. Нормализация наступает к 20-30 дню. Заболевания в виде ОРВИ без осложнений.
3 степень тяжелая – протекает длительно от 2-6 мес. с выраженными проявлениями. Дети с отягощенным анамнезом заболевают при поступлении в ДДУ в течении первых 10 дней, болеют продолжительно и часто – от 4-12 раз а год. Частота заболеваний снижается на 2-ом году пребывания в ДДУ. У таких детей возникают невротические состояния, они отстают в речевом развитии и игровой деятельности.
Особенности питания в ДОУ.
У детей старше 1 года значительно возрастают возможности жкт, увеличивается объем желудка. Учитывая это, в меню входят густые блюда, салаты, ржаной и пшеничный хлеб.
Объем пищи = 1000 + (100×п), где п – число лет.
Животный белок составляет:
1-3 года 75%, до 7 лет – 50% за счет молока, мяса, творога, сыра.
Молоко в 1-3 года 600-650 мл., старше 3-х лет – 400-500 мл.
Мясо: нежирная говядина, телятина, куры, кролики.
Животные жирыд.б. 75% в рационе у ребенка старше 1 года, растительные жиры– не менее 10% (подсолнечное, кукурузное масло).
Углеводылучше растительного происхождения (фрукты).
Соотношение б:ж:у составляют у дошкольников 1:1:3,5.
Кормят детей 4 раза:
Завтрак – 25%, обед – 35-40%, полдник 10%, ужин 20-25%.
Лекция №6
Тема:Препубертатный и пубертатный периоды.
Школьный период делится на:
— младший школьный возраст – 6-9 лет.
— средний школьный возраст – 10-14 лет.
— подростковый возраст – 14-18 лет.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является переход к логическому, словесному мышлению. К этому возрасту заканчивается формирование тканей и идет дальнейшее увеличение массы органов и всего тела.
Возрастает мышечная масса, развиваются двигательные качества – быстрота, ловкость, в 6-7 лет они могут избирательно сосредоточить внимание на интересующих их предметах. В этом возрасте многое зависит от интеллектуального развития ребенка, которое может быть задержано в результате родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозга или педагогической запущенности.
К 7 годам еще не завершено развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, суставы, связки, мускулатура), не закончено формирование роста и окостенения всех отделов грудной клетки, продолжается рост основания черепа, кости находятся в стадии сращения. Позвоночный столб очень чувствителен к деформациям. У детей в этом возрасте преобладают процессы возбуждения над процессами торможения. У некоторых детей могут быть под влиянием учебных занятий непонятные для взрослых вспышки агрессии. Другие дети становятся, наоборот, заторможенными, застенчивыми (чаще это возникает из-за неровного отношения взрослых к детям – их бесконечные запросы, наказания).
Дети этого возраста высоко ценят в своих сверстниках такие качества, как справедливость, честность, вежливость.
Аз находится в стадии развития, что необходимо учитывать при обучении детей 6-8 лет. Ведь продолжительность зрительной работы в школе за неделю = 20 часам. А дома дополнительные занятия музыкой, просмотр телевизионных передач. Все это отрицательно сказывается на остроте зрения. Ребенок в этом возрасте может смотреть телевизор не более 20 минут.
Средний школьный возраст 10-14 лет характеризуется быстрой и прочной выработкой условных рефлексов. Физиологи считают период с 10 до 14 лет наиболее спокойным в развитии ВНД ребенка.
Подростковый или пубертатный период с 14 до 16 лет период полового созревания. У девочек половое созревание чаще происходит в 12-16 лет, у мальчиков – в 13-18 лет.
О половом созревании у девочек свидетельствует рост грудных желез, появление менструаций, оволосение на лобке и в подмышечной впадине.
У мальчиков происходит ломка голоса, рост волос на лобке, груди, лице, в подмышечных впадинах, появление поллюций.
С появлением менструации у девочек резко падает увеличение массы тела. В этом возрасте высокая работоспособность, возрастает двигательная и нервно-психическая активность, что ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, нервной системы. Усиливаются процессы возбуждения, несколько ухудшается кровоснабжение головного мозга, из-за чего может быть повышенная утомляемость. Часто встречаются психоневрозы, могут быть жалобы на колющие боли в области сердца, сердцебиение из-за расстройства ВНС. Этот период считается переходным. Он очень труден в психологическом отношении. В этот период дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Особенности психики в этом возрасте во многом связаны с первым чувством полового влечения. Тип ВНД вырабатывается под влиянием внешней среды. Тип ВНД определяется тремя свойствами нервной системы:
· силой нервных процессов
· их подвижностью
· уравновешенностью
У подростков выделяют 4 типа ВНД:
1. Уравновешенный. Процессы возбуждения и торможения образуются одинаково легко и быстро. Эти дети легко усваивают режимы, хорошо учатся, мало утомляются и редко болеют.
2. Возбудимый.Отличается тем, что положительные связи образуются легко и быстро, а процессы торможения медленно и трудно. Дети неуравновешенны, быстро схватывают учебный материал, но не осваивают его до конца, успеваемость неровная.
3. Тормознойпроявляется тем, что положительные связи образуются медленно, а тормозные легко и быстро. Дети медленно реагируют на различные ситуации, нуждаются в повторном объяснении, но усваивают надолго.
4. Инертный тип характеризуются тем, что тормозные и возбудимые процессы слабы. Дети данного типа быстро устают, занимаются слабо, часто болеют, но тип ВНД в процессе роста может измениться.
Очень часто дети школьного возраста предрасположены к следующим заболеваниям:
· Носоглотка: хронический тонзиллит, частые ангины, ОРЗ.
· Хронический аденоидит. При этом у ребенка затруднено носовое дыхание, они плохо спят, едят, рассеянные, низкая успеваемость. Это в результате хронической гипоксии на фоне нарушения мозгового кровообращения и затруднения носового дыхания.
· Заболевания органов желудочно-кишечного тракта: холециститы, гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и ДПК. Эти заболевания чаще наблюдаются в неблагополучных семьях, где бывают часто скандалы, пьянство, глистные инвазии.
· Ожирение составляет 75% от всех заболеваний эндокринной системы. Причинами является наследственная предрасположенность, нерациональное питание, малая двигательная активность. Отсюда и нарушение осанки, плоскостопие, нарушение полового созревания. Кроме того, тучные дети – это всегда предмет насмешек сверстников, а отсюда – замкнутость, отчужденность, чувство неполноценности.
· Аллергия – бронхиальная астма, нейродермит. Реакции могут быть на пищевые продукты, медикаменты, пыльцу растений, пыль и т. д.
· Снижение зрения, близорукость – из-за перегрузок зрения, м. б. наследственная форма, инфекционные заболевания.
Чтобы иметь четкое представление о состоянии здоровья школьников, ежегодно проводят углубленные медосмотры, которые проводят в несколько этапов:
1. обследование детей по скрининг программе
2. обследование детей с патологией скрининг тестов врачами педиатрами
3. обследование узкими специалистами.
Скрининг программа.
1. анкета-опрос родителей и выявление жалоб, характерных при нарушении в ССС, ЖКТ, МВС и т. д.
2. индивидуальная оценка ФР ребенка
3. измерение АД.
4. выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
5. обследование зрения.
6. лабораторные анализы (ОАК, ОАМ).
После окончания осмотра данные заносятся в форму 026/у и составляется листок здоровья для педагога (рекомендации по питанию, рассаживание за парту, ношение очков и др.).
Должно быть строгое соблюдение санитарного и противоэпидемического режима:
— выявление инфекционных больных (источник болезни) и их изоляция;
— обследование и наблюдение за контактными детьми;
— проведение профилактики инфекционных заболеваний: вакцинация детей согласно календарю профилактических прививок в соответствии с Приказом МЗ РФ №124н от 2014 г.
Все заболевания, отклонения в развитии ребенка могут быть скорректированы с помощью правильного режима дня, сбалансированным питанием, правильным чередованием и дозированием физической нагрузки и отдыха, закаливанием и лечебными мероприятиями.
При организации физ. воспитания в школе учащиеся распределяются по группам:
1. основная – без отклонения в состоянии здоровья
2. подготовительная – дети этой группы занимаются с исключением тяжелых физических нагрузок
3. специальная медицинская группа – учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья. С этими детьми проводятся занятия ЛФК.
От десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление называют акселерацией. Длина детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19-20 см. Ускорился срок биологического созревания (более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания). Происходит более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся мировые спортивные рекорды в сторону увеличения.
Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, т. к. темп акселерации выше при определенных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, также как акселерация среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Список литературы
Тульчинская В. Д. Здоровый ребенок; Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2009, — 181с.
Кочаровская Е. В. Сестринское дело в педиатрии; Практическое руководство. – М:
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2012, — 446 с.
Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1223; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9950 — | 7568 — или читать все…
Источник