Важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка является нравственное

Елена Ковалёва
Духовно-нравственное воспитание как важнейший аспект формирования личности ребёнка

«Духовно-нравственное воспитание –как важнейший аспект

формирования личности ребёнка».

Нравственность —  это внутренняя мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека.

Нравственное воспитание — это:

— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

— целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личностиребенка и предполагает становление его отношений:

-к родителям;

-к самому себе;

-к обществу;

-к окружающим;

-к труду;

-к Родине;

-к коллективу.

Содержание нравственного воспитаниядошкольников включает в себя:

воспитание гуманности как качества личности;

воспитание коллективизма;

формирование начал гражданственности и патриотизма;

формирование отношения к труду и трудолюбию. Средства нравственного воспитания дошкольников:

— художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.) ;

— природа;

— собственная деятельность детей (игра, труд, учение);

— общение ;

— окружающая обстановка.

Методы нравственного воспитания дошкольников:

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания;

— методы формированиянравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

— методы формированиянравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

— методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

— соответствие метода цели и задачам воспитания;

— гуманный характер метода;

— реальность метода;

— подготовленность условий и средств для использования метода;

— избирательность отбора метода;

— тактичность применения метода;

— планирование возможного результата воздействия метода;

— терпение и терпимость педагога при использовании метода;

— преобладающая практическая направленность метода.

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности.

Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Почему воспитание нравственности необходимо

начинать в самом раннем возрасте?

В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье.

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Источник

 Нравственно – эстетическое воспитание  – важнейшая сторона развития личности школьника.

                                                         Старикова И.А.,

                                                                                 учитель начальных классов,

                                                            ГБОУ «Школа №1583»имени К.А. Керимова г. Москвы                    

      Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.

      Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка,  предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношения к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. В процессе нравственного воспитания школа формирует у  школьника чувство патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

      Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно.

      С целью воспитания лучших моральных качеств в детях, с первых дней  его пребывания в школе используют очень маленькие, но поучительные рассказы, сказки Толстого, Маршака, Чуковского. Книги о дружбе и товариществе, прочитанные детям в классе, дают свои положительные результаты, но, к сожалению, не всегда.

      Нравственное воспитание – это, прежде всего, разумное, мудрое ограничение. Ребенок с первых шагов должен понять, что есть три вещи: можно, надо, нельзя. К сожалению, дети (не все, конечно) любят первое – можно. Этот вопрос звучит часто. Отрицательный ответ у него вызывает недовольство или все-таки ученик (недисциплинированный ученик) позволяет себе недозволенное. Возникает конфликт. Очень важным методом в воспитании является запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.

      В классе должно проводиться много бесед, главной целью которых является то, что они помогают детям становиться лучше : «О добросовестном отношении к учению и труду», «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», «Как жить в мире  с самим собой», «Хочу и должен».

      Важное значение в процессе формирования нравственного сознания школьников имеет целенаправленная система нравственного просвещения, которая вооружает учащегося знаниями о доброте, зле, справедливости, долге и совести, честности.

      Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения, отношений со взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства, являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.

      Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

      Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли в сквере – всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать и как особый раздел воспитания, и как сторону любого другого раздела воспитания.

      Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов,  форм воспитательной работы и соответствующих им конкретных целей, перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений между детьми.

      Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых, или под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Учитель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

      В каждом классе четко выделяются конкретные задачи данного этапа воспитания. Например, в начальных классах можно использовать такие формы, как встречи с интересными людьми, заочные путешествия по главным городам нашей Родины. Для этого дети задолго начинают подготовку: смотрят фильмы, учат стихи и песни. В ходе бесед дети не получают готовых выводов, они сами учатся анализировать обстановку события, взаимоотношений людей.

      Так, постепенно, со ступеньки на ступеньку, ведет учитель своих учеников по азбуке морали, формирует их нравственный облик, бережно прививает простые гражданские качества. 

      Первоначальный период воспитательной работы со школьниками имеет большое значение для всего воспитательного процесса. Именно в первые дни сентября учитель вступает на путь воспитательной работы. Учитель личным примером учит детей искать в каждом хорошее, делиться хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что может доставить радость классу, окружающим людям, проявлять заботу о родном классе, о школе, о близких людях, о родном крае, проявлять заботу старших о младших.

      Нравственное отношение в процессе эстетической деятельности формируется и выражается при помощи совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида творчества. Рисуя, читая стихи, занимаясь лепкой, дети анализируют, различают, сравнивают. Использование этой способности школьников к эмоционально-образному освоению материала способствует повышению эффективности обучения и воспитания в целом.

      Закономерность развития нравственного отношения к действительности у школьников в процессе эстетической деятельности, а также анализ передового опыта работы школ, позволил выделить основные этапы в нравственном воспитании детей средствами художественного творчества. Итогом каждого внеклассного мероприятия является оформление классного альбома или стенда. Каждый ученик имеет возможность поделиться своими впечатлениями, помогающими учителю определить, что нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. И что самое важное, каждый ребенок должен принимать участие в такой работе.

      Общение с учителями, работающими в классе, родителями учащихся, знакомство с системой воспитательной работы школы и планированием воспитания учащихся составляют основу для собственного планирования воспитательной работы в классном коллективе.

      Планируя свою работу с детским коллективом, классный руководитель должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя свое общение с коллективом учащихся, классный руководитель должен руководствоваться профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.

      Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно и тем самым будет будить лучшие чувства и мысли ученика. Это должен быть творческий процесс, построенный на лучших культурных традициях человечества. Учитывая тот факт, что ребенок воспитывается не только в школе, но и в социуме, в семье, воспитательные приемы классного руководителя должны быть настолько впечатляющими в положительном смысле, что их эффект сможет быть более убедительным и значительным, чем те, с которыми сталкивается ребенок вне школы. В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для каждого ученика. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в их организации

участвует несколько учащихся. Все, что проводится в классе с учащимися, должно быть доведено до сведения родителей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его единомышленниками, друзьями, людьми, которым совсем небезразлично, какими вырастут их дети. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

      Огромное значение в работе классного руководителя играют нравственные классные часы.

      Классные часы – это возможность непосредственного общения классного руководителя с учащимися класса. Нравственные классные часы могут проходить в различной форме, но суть их остается одна и та же. Это серьезная и системная работа по формированию нравственных качеств личности и нравственных ценностей школьников.

      Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Зачем? Выяснять проблемы, накопившиеся за неделю? Ругать всех нерадивых, нарушителей дисциплины? Или, может быть, это то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем? То самое время, когда каждая встреча становится долгожданной? «Наш класс» — ощутить каждому. «Мы – коллектив, и мы растём!» — понять это. Наконец, почувствовать другое значение этого слова –  классный. «Руководитель у нас – классный! И каждую неделю у нас классный час!».

      Иногда классные часы превращаются в бесконечные нотации и нравоучения учащихся, поводом для которых служат двойки в дневнике, плохая дисциплина, проступки учащихся. Во время таких классных часов многие ребята занимаются своими делами. Очень часто дети просто с нетерпением ждут, когда классный руководитель отменит классный час. Пользы от таких классных часов мало. Во многих школах классные часы превращены именно в такие неинтересные собрания либо не проводятся вовсе. Это связано с отношением педагога к порученному делу. Уважающий себя педагог понимает это и превращает любой, даже самый заурядный классный час в интересную и увлекательную работу ума, души и сердца. Как сделать так, чтобы классный час оставил свой добрый свет в душе ребенка? 

Для этого необходимо, чтобы:

* классный час был заранее продуман и подготовлен;

* на классном часе была возможность детям высказать свои мысли и чувства;

* классный час был полезным для развития коллектива;

* классный час был информативен и разнообразен;

* классный час будил положительные эмоции учащихся класса и самого учителя.

Организуя процесс воспитания школьников, классный руководитель должен уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа

Источник