Валлон а психическое развитие ребенка м просвещение
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Валлон.
Анри́ Валло́н (фр. Henri Wallon; 15 июня 1879 — 1 декабря 1962) — французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель левого толка
Внук Анри-Александра Валлона, которого иногда называли «отцом» Третьей республики во Франции. Будучи убеждённым марксистом, Анри Валлон совмещал общественно-политический активизм и научные разработки в сфере психологии развития.
Биография[править | править код]
Научную работу начал в области психиатрии. До 1931 года работал в знаменитой клинике Сальпетриер, там же заинтересовался психологией раннего возраста. В 1908 году защитил докторскую диссертацию по медицине «Мания преследования», в 1925 году — вторую диссертацию «Стадии и расстройства психомоторного и двигательного развития ребенка». В 1920—1937 годах преподавал детскую психологию в Сорбонне. С 1937 года вёл исследовательскую и преподавательскую деятельность в Коллеж де Франс, где специально для него была образована кафедра психологии и воспитания ребёнка.[1]
В 1931 году вступил в Социалистическую партию (СФИО). Принимая участие в Движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, пришёл к выводу, что его основной силой являются коммунисты и в 1942 году вступил во Французскую коммунистическую партию. В качестве её представителя избирался секретарём Министерства образования и молодёжи Франции (1944), а затем депутатом парламента Франции (1945—1946). Являясь депутатом от ФКП, совместно с другим учёным-коммунистом Полем Ланжевеном возглавлял комиссию по реформированию образования страны, разработавшую «план Ланжевена-Валлона».
Психологические взгляды[править | править код]
Опираясь на патопсихологические (клинические) и экспериментальные данные, осмысленные в свете философии диалектического материализма, Валлон выдвинул ряд концепций. Наибольшую известность приобрели его исследования о связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также разработанная им схема онтогенетических стадий в развитии эмоциональных и познавательных сфер личности. Работы Валлона повлияли на психологию не только во Франции, но и в ряде других стран (Польша, Италия, Швейцария, Бельгия).
М. В. Гамезо, Е. А. Петрова и Л. М. Орлова приводят следующие стадии развития личности по Валлону:[2]
- 1. Стадия внутриутробной жизни. Плод полностью зависит от материнского организма
- 2. Стадия моторной импульсивности (до 6 месяцев). На основе потребностей младенца в пище и движении формируются простейшие условные рефлексы.
- 3. Эмоциональная стадия (6 месяцев — 1 год). Посредством мимики и жестов ребёнок создаёт систему отношений с близкими людьми, в первую очередь матерью.
- 4. Сенсомоторная стадия (1—3 года). Сформированные навыки хождения и речи, ориентировочный рефлекс распространяют внимание малыша к миру за пределы узкого круга взрослых.
- 5. Стадия персонализма (3—5 лет). В ходе кризиса трёх лет у ребёнка появляется чувство собственного «Я»; распадается на 2 периода:
а) период негативного персонализма: «Я» проявляется в демонстративной самостоятельности;
б) период позитивного персонализма: «Я» проявляется в тяге быть центром внимания, сопровождается привязанностью и подражанием другим людям.
- 6. Стадия различения, иначе называемая категориальная стадия[3](6—11 лет). Расширение круга отношений ребёнка порождает стремление к социальным достижениям; прогрессируют умственные способности.
- 7. Стадия полового созревания и юношества. Развитие носит дисбалансированный, противоречивый характер; действия во многом направляются идеалами; развиваются самооценка и самоанализ.
Следует подчеркнуть, что в своих работах Валлон лишь намечал периодизацию психического развития, из-за чего выделение и возрастные границы стадий у других авторов (например, у Л. Ф. Обуховой), могут несколько отличаться.
Примечания[править | править код]
- ↑ Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
- ↑ Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- ↑ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов — М.: Высшее образование; МГППУ, 2009.
Источник
Стр. 26
Таким образом, у одного и того же индивида одна и та же операция может совершаться на различных уровнях. Штерн приводит пример, когда испытуемому предлагалось описать какое-либо изображение в процессе его рассмотрения или после его демонстрации. Выяснилось, что в зависимости от возраста ребенка в двух таких описаниях могут наблюдаться расхождения на одну или две ступени. Пример Ппаже относится к области понятий, например понятия причинности. Оказывается, ребенок умеет осуществлять причинные отношения в своей повседневной практике, в то время как в своих объяснениях, т. е. в <‘словесноы плане», он возвращается к гораздо более субъективным формам причинности — волевой или аффективной.
Умственная деятельность развивается не только в плане количественного роста. Ее развитие означает смену одной системы другой. Поскольку структура этих систем различна, не может быть результата, который оставался бы неизменным при переходе от одной системы к другой. Результат, возникающий в связи с новым видом деятельности, не сохраняется в прежнем виде. Важна не внешняя форма действия, а та система, к которой оно принадлежит в момент выполнения. Так, одно и то же явление может выступать у лепечущего ребенка как простое следствие его сенсо-моторных упражнений, а позже — как слог слова, которое ребенок старается правильно произнести.
Между двумя этими моментами вклинивается период обучения. Необходимость вновь учиться звуку, становящемуся элементом языка и бывшему привычным в сенсо-моторный период, хорошо известна тем, кто пытается говорить на иностранном языке, не все фонемы которого совпадают с фонемами, усвоенными при обучении родному языку. Трудность артикуляции может навсегда остаться неполностью преодоленной, если обучение происходит в слишком позднем возрасте.
Наоборот, под одной и той же словесной оболочкой может скрываться умственный процесс, принадлежащий к двум различным уровням деятельности. Этим объясняется, например, то, что некоторые больные афазией могут одновременно то пользоваться, то не пользоваться данным словом, в зависимости от того, выражает ли оно аффективное восклицание или должно войти в объективное описание факта. Речь нормального взрослого человека состоит из наслаивающихся друг на друга планов, переход между которыми происходит непрерывно и неосознанно, п лишь болезнь может разрушить некоторые из них. В отличие от взрослого у ребенка переход от одного плана к другому имеет лишь постепенно восходящий характер. Следует сказать, что речь — это лишь один пример закона, регулирующего приобретение различных видов нашей деятельности. Наиболее элементарные виды деятельности в измененном или прежнем впде подключаются к другим, вследствие чего постепенно возрастают наши объективные способы связи со средой. Следовательно, при наблюдении следует проявлять осторожность и не придавать действиям ребенка того значения, которое они могли бы иметь у взрослого. Каково бы ни было их кажущееся сходство, наблюдателю не следует придавать им иного значения, кроме того, которому дает основание поведение субъекта. Поведение ребенка однотипно в пределах каждого возраста и соответствует границам его способностей. Поведение же взрослого в каждый момент связано со множеством обстоятельств, позволяющих определить, на каком уровне умственной жизни он может действовать. Быть внимательным к этим различиям — одна из основных трудностей и существенное условие научного наблюдения.
Источник
Стр. 106
Движения начинаются уже у зародыша. Ведь функции в процессе онтогенеза начинают вырисовываться по мере развития тканей и соответствующих органов еще до того, как они могут быть использованы. К четвертому месяцу беременности мать ощущает первые активные движения ребенка. Минковский (в Цюрихе) изучал последовательные этапы дородовой подвижности у зародышей различного возраста, жизнь которых вне материнского организма поддерживалась насколько это было возможно. Хотя подвижность зародышей падает одновременно с угасанием жизнеспособности, Минковский смог обнаружить, что она состоит из более или менее обширных систем движений и положений тела, которые при наличии одного и того же раздражения могут быть нерегулярными и изменчивыми. Такая изменчивость влияния детерминирующих воздействий объясняется, бесспорно, незаконченностью анатомических и функциональных структур. Цикл, по которому распространяется возбуждение, не имеет еще замкнутых контуров, что позволяет возбуждению легко проникать в другие циклы, имеющие такой же недифференцированный характер. В то же время реакция, хотя она часто бывает слишком экстенсивной, остается в какой-то мере парциальной из-за недостатка координации между различными областями или системами организма, который сам представляет собой комплекс еще слабо связанных друг с другом компонентов.
Изменчивость, вытекающая отсюда, противоположна изменчивости, наблюдаемой при более сложной и более совершенной организации нервной системы. Здесь она есть нечто случайное или, по меньшей мере, отражающее очень общие колебания в органических предрасположениях. Изменчивость же второго типа, наоборот, позволяет приспосабливаться к различным условиям и потребностям, когда взаимная интеграция функциональных систем и областей делает возможным избирательное согласование раздражении, имеющих самые различные источники, с разнообразными желаниями и самыми различными реакциями.
После рождения продолжают существовать определенные системы движений и положений тела, отвечающие определенным раздражителям. В частности, это шейные и лабиринтные рефлексы Магнуса и Клейна. Одни из них вызываются вестибулярным раздражением, которое является следствием быстрого перемещения тела в пространстве, другие — вращением головы. И те и другие рефлексы стоят в определенной связи с положениями головы и конечностей новорожденного. У него, так же как и раньше у зародышей, ожидаемая реакция не всегда следует за соответствующим раздражением, но в основе этого явления лежит иная причина. Этот эффект резче выражается у преждевременно родившегося ребенка или при нарушении некоторых нервных связей вследствие травмы, нанесенной акушеркой. Причина неустойчивости реакций заключается в их случайной задержке центрами торможения, которые даже у нормальных новорожденных еще не полностью подчиняют себе соответствующие рефлексы. Неустойчивость реакции может, таким образом, зависеть либо от сравнительной незаконченности и недостаточно четкой детерминации соответствующего цикла, либо, наоборот, от уже начавшегося включении этой реакции в более совершенную систему движений.
Источник
Стр. 160
Первые недели жизни ребенка целиком заполнены чередованиями потребностей в еде и сне. В первые дни жизни иногда наблюдается распухание ге-питалий, которые у девочек может доходить до кровотечений, вызываемых, очевидно, влиянием гормонов. Механизм и значение этого влияния еще мало изучены. Акт питания объединяет и направляет первые упорядоченные движения ребенка. Но эта еще очень узкая область движений значительно расширяется жестикуляцией, возникающей у ребенка тогда, когда он распеленут или находится в ванночке. Тщательное наблюдение над этой жестикуляцией позволяет установить два направления в изменениях жестов. С одной стороны, исчезают некоторые спонтанные или провоцированные реакции, которые как бы поглощаются пли исключаются менее автоматической деятельностью. С другой стороны, появляются новые движения, часто соответствующие дифференциации глобальной мускульной активности. Эти движения имеют тенденцию согласовываться между собой и составлять непрерывные двигательные рисунки, точнее, крупные фрагменты таких рисунков. Начиная с третьего месяца грудной ребенок усиленно предается такого рода занятиям.
Вначале аффективные проявления ограничиваются плачем, который вызывается голодом или нарушениями сна и пищеварения. Дифференцировка этих аффективных проявлений сначала идет очень медленно. Но в шесть месяцев аппарат, которым располагает ребенок для передачи своих эмоций, достаточно разнообразен, для того чтобы послужить широким полем взаимодействия с человеческой средой. Здесь закладывается фундамент психики ребенка. Благодаря участию окружающих жесты грудного ребенка приобретают некоторую действенность. Но такое взаимодействие вначале представляет собой сплав ребенка с окружающим. Это полнейшее соучастие, из которого позже ребенок должен будет вычленить свою личность, чрезвычайно обогащенную этим впитыванием окружающего. Следует отметить следующий синхронизм: именно в шесть месяцев зарождается интерес ребенка к цвету.
В последней трети первого года сенсо-моторные упражнения начинают систематизироваться. Благодаря им движения связываются с восприятиями, которые могут являться и следствием этих движений. Проприоцептив-ные и сенсорные впечатления постепеннно все точнее соответствуют друг другу во всех своих нюансах. Образуя длинные серии, они оказывают взаимное влияние друг на друга. Голос действует на слух, делая его более тонким, а слух делает голос более гибким; звуки, которые постепенно начинают различаться и идентифицироваться при произношении, затем распознаются уже и тогда, когда они имеют внешний источник. Рука, которую ребенок перемещает, чтобы следить за ней взглядом во всех ее движениях, ставит первые вехи в зрительном поле. Размеченные благодаря проприоцептивной чувствительности перцептивные поля могут сливаться, и тогда сразу исключается или, вернее, становится анонимным инициатор их возникновения — проприоцепция, надстраивающаяся над интероцептивной или висцеральной чувствительностью. Предмет может теперь передвигаться от одного перцептивного поля к другому и все же восприниматься как тот же самый. При слиянии перцептивных полей в единое целое ребенок будет искать и находить исчезнувший предмет, тем более если он обнаруживает себя каким-либо признаком.
Источник
А. Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривает широко, как относящиеся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм — это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения. Развитие А. Валлон рассматривает как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.
Принципиальная методологическая установка А. Валлона — необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одной стадии к другой.
Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает связь четырех понятий — эмоция, моторика (движение) подражание, социум.
Эмоции в генезисе психической жизни, согласно А. Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ребенка с социальным окружением. Через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое. Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологические потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).
В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая, или постуральная, функция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.
Период чистой импульсивности, недифференцированности движений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности peбенка. Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.
Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъектом. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе общения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.
На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А. Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.
А. Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в природе самого человеческого организма.
Согласно А. Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда находится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.
Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:
1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;
2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;
3) стадия эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;
4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;
5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисе 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;
6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;
7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.
Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 9475; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9030 — | 7296 — или читать все…
Читайте также:
Источник