В три года познавательное развитие ребенка характеризуется
Евгения Богатова
Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.
Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то,что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других.Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.
Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор,пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.
И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.
В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое).
Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками).
До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.
Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.
Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Источник
Елена Золотарёва
Познавательное развитие детей третьего года жизни
Аннотация. В данной консультации даны рекомендации родителям по активизации познавательных процессов детей третьего года жизни, рекомендуемые дидактические игрушки, советы по ознакомлению с окружающей действительностью, предметами.
Возраст до трех лет — важный этап развития психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Ведущим познавательным процессом является восприятие. Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. В это время основной вид занятий — предметно-игровой. Именно он оказывает наибольшее влияние на развитие детей, поэтому и называется ведущим. Малыш лепит куличики, ловит мяч, бросает его и т. д. Эти, примитивные на первый взгляд, действия значат многое для его развития. Так ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает жизненный опыт. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития. Задача взрослых – с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи по подбору их, по сходству и различию. Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить, развивают мелкую моторику, способствуют стремлению выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами способствуют запоминанию и воспроизведению способа действий, которые были показаны взрослым, развивают память и воображение.
Для ребенка до трех лет необходимы игрушки:
— для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки);
— для проталкивания предметов различных форм, в соответствующее отверстие (дидактический домик, трубочки с шариками);
— с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнурки, липучки);
— разной величины, формы, цвета для сравнения предметов (куб, шар, кирпичик). Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, деревянные яйца, и бочонки).
При организации игр детейс предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнения. Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ, совместные действия, то в старшем возрасте нужно побуждать его действовать по слову взрослого. Особое значение предается подвижным играм. Дети с рождения стремятся к движению, познавая мир. Подвижные игры хорошая профилактика плоскостопия, нарушения осанки и других заболеваний, вызванных недостатком физической активности. Подвижные игры со взрослыми – одно из лучших средств общения с ребенком. Игровая форма стимулирует детскую фантазию, способствует формированию речи и, в конечном счете, становление личности ребенка.
Особый интерес дети проявляют к окружающим его людям. Наблюдая действия взрослых, они усваивают только то, что лежит на поверхности и доступно их пониманию в силу возраста. Познавательное развитиеребенка не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире — у него начинается формироваться система знаний.
С каким же кругом предметов и явлений следует знакомить малыша? Прежде всего,это элементарные знания о ближайшем окружении:
— о близких людях, самом себе (имя, действия в окружающем «Что Алина делает?»);
— информация о том, что он ест, об игрушках, о предметах быта (стол, стул, кровать);
— о животных, растениях и деревьях, о погоде.
Детей необходимо познакомить с некоторыми ситуациями, которые он видит вокруг себя в магазине (тетя продавец, на улице (машины, в поликлинике (тетя доктор).
Все то, чему научился ребенок на втором году жизни, создает предпосылки для перехода качественно новому этапу освоения окружающего мира. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память, растет устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно действенное и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети чаще начинают использовать в игре предметы-заместители (вместо градусника — карандаш, вместо мыла — кирпичик). Дети третьего года жизниовладевают новыми видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, могут понять более сложные по содержанию литературные и музыкальные произведения.
Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. Формируется понимание обобщенных названий предметов, т. е. собирательных существительных, одежда – рубашка, платье; посуда – тарелка, ложка, чашка и т. д.
Дети получают более точные представления о свойствах предметов и взаимосвязях (твердый — мягкий, холодный – теплый, длинный — короткий); о количестве предметов (один, мало, много); особенности движений (быстро – медленно, вперед — назад).
Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер: он запоминает имена родителей, воспитателей, детей группы. В познавательном развитии при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят ребенка на более высокий уровень сравнений и обобщений, а следовательно умственного развития. Необходимо продолжить расширять знания детей об окружающем мире:
— о человеке: физических особенностях (голова, руки, ноги, лицо);
— о деятельности близких ребенку людей (мама моет посуду, сестра читает);
— о живой природе (деревьях траве, цветах, овощах, фруктах);
— об явления природы (времена года и их особенности);
— знакомить с явлениями общественной жизни (повар варит, доктор лечит, шофер управляет автобусом).
Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых, привлекают к посильной помощи, а также начинают знакомить с профессиями. Обращают их внимание на труд людей работающих в детском саду. После двух с половиной лет можно повести на экскурсию на кухню, в кабинет врача, прачечную. Понимание смысла профессии у ребенка ситуативно связывается с процессом труда, а главное с результатом. Он должен быть представлен наглядно (прачка вывешивает белье, повар угощает пирожками и т. д.)
Дети рано знакомятся со средствами передвижения людей и эти знания проявляются, прежде всего, в игре. Особый интерес вызывает животный мир. Необходимо научить различать и называть не только домашних животных, но и их детенышей. Дети наблюдают за животными, домашними питомцами, птицами. Животных показывают на картинках с первых лет жизни, воспитывая у детей гуманное отношение к ним. Детям предлагают понаблюдать за животными и проявить заботу о них в игровой форме. Дети начинают усваивать значения домашних животных в жизни людей (корова дает молоко, курица несет яйца). При наблюдении за животными важно научить выделять их наиболее яркие особенности (у коровы и козы – рога, у зайца – длинные уши, у слона — хобот).
Не малое значение приобретает художественная литература о животных, где в образной форме даются знания о них. При знакомстве с растительным миром можно не только показать, но и назвать некоторые комнатные растения. Необходимо не только рассматривать, но и сравнивать растения, замечать различия. В присутствии детей полезно ухаживать за ними.Это способствует формированию первых обобщенных понятий: овощи, фрукты, цветы, деревья. Знакомя детей с огородными культурами можно использовать фольклорные произведения, загадки, сказки, например «Репка».
Летом полезно обратить внимание на многообразие растений, осенью на окраску листьев, зимой отметить различные свойства снега (хорошо сгребается лопатой, лепится в комочки, в оттепель, тает в тепле). Таким образом, развивается умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. В этот период маленький человек активно познает мир, осваивает способы действий в быту, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшие достижения этого возраста – овладение активной речью.
Источник