В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух

Олеся Захарова
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание – сосредоточенность сознания на чем-либо, выделение одного объекта из массы других. Оно является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляя собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другие явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Внимание – это один из тех психологических процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых в психологии нет единого мнения. Одни ученые считают, что внимание не является самостоятельной психической функцией, так как оно не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует (П. Я. Гальперин). Другие полагают, что внимание представляет собой независимое психологическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание, как все остальные психические процессы, имеют низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов при отсутствии волевых усилий. Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей, намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное вниманиепривлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. д. Непроизвольное вниманиеобусловлено рядом факторов:

— объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность и т. д.);

— структурная организация (объединённые объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные);

— резкая смена объектов;

— субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

— появление значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида.

Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни человека, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.

Произвольное внимание – направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых усилий, имеет активный характер; опосредовано социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Оно играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи, причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.

В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности функциональных систем мозга и возрастающей роли его лобных отделов.

В первые месяцы жизни ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, которое осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по принципу доминанты. Одна за другой появляются новые доминанты в поведении ребенка, и на их основе начинается образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга.

У детей раннего возраста главным фактором привлечения внимания является новизна стимулов. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним. Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает трудности переключении и распределении внимания, которое слабо фиксировано и неустойчиво, его объем невелик. Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок.

Читайте также:  Права ребенка на развитие и отдых

Основное достижение в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к появлению произвольных его видов.

Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, рассматривая природу произвольного внимания, выявили роль общественно исторических условий жизни в его происхождении. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. На первых этапах перехода от внешне определенного к внутренне детерминированному вниманию, то есть переходу от непроизвольного к произвольному, важное значение имеют средства, управляющие внимание ребенка. Дошкольники младшего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удержать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Например, если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом формирования основ произвольного внимания. В этом возрасте взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Впоследствии ребенок усваивает эти средства и становится способным самостоятельно организовать своё внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения деятельности.

Список литературы.

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. – с. 38-41.

2. Григорьева Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями// Дефектология. – 2002. — №1. – с. 3-11.

3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М, 2002.

4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского – М.: Академия, 2006.

5. https://psylist.net/obh/00140.htm

Источник

Елизавета Костылева
Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста

Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе.

Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, — во вторую, зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Читайте также:  Особенности раннего психомоторного развития ребенка

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание.

Произвольное внимание – это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания. Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило, говорят там, где предмет, на который обращено внимание, сам по себе человека не привлекает.

В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания.

Речь формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, внимание является составляющей всех психических функций, именно внимание является компонентом любого другого психического процесса, в том числе и речи. Развивая внимание, мы тем самым развиваем и речь ребенка.

Можно использовать следующие игры на развитие слухового внимания:

«Так ли это звучит?»Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки».Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка презентация

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук,например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Пропавшая буква». Взрослый показывает картинки парные, они разные. Из первого слова убирается одна буква и получается новое слово,какая буква потерялась в каждом втором слове: коса – оса, столб – стол, крот – рот, уголь – угол, банка – банк, парк – пар, стол – сто, бусы – усы, склад – клад, шарф – шар.

«Забавные стихи». Внимательно послушай забавные стихотворения и скажи, что в них не так.

Рыбы плещутся в песке,

Муравьи живут в реке.

А на пальме бегемот

Ест бананы круглый год.

Гриву лев коню отдал,

А себе подковы взял.

Потерял свой острый рог

Одногорбый носорог.

Посмотри на небеса

И увидишь чудеса:

Черепашки там летят,

Свысока на нас глядят.

Помогите нарисовать картинки-небылицы:

• рыбы плывут по песку,

• муравьи возле водорослей построили муравейник,

• бегемот сидит на пальме и ест бананы,

• конь с львиной гривой,

• довольный лев с подковами,

• горбатый носорог без рога на носу,

• над облаками летят черепашки (на парашютах).

Игры для развития устойчивости внимания:

«Найди игрушку по описанию». Взрослый описывает игрушку, ребенк находит.

«Найди отличия».Взрослый предъявляет две картинки ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки. Опиши то, что на них изображено и найди отличия».

«Найди одинаковые предметы в ряду». Взрослый выставляет в ряд несколько предметов, два одинаковые и просит найти одинаковые.

Игра «Переплетенные линии». Взрослый предъявляет ребенку карточку с изображением переплетенных линий (восемь линий) с четко обозначенным началом и концом. Ребенок должен провести пальцем от начала каждой линии и до конца.

«Игра с мелкими предметами». Взрослый подбирает множество мелких игрушек или предметов (из «киндер-сюрприза»). На листе бумаги рисует контуры нескольких мелких предметов, например, морковки, машинки, звездочки, ботинка и т. д. Затем предлагает ребенку наложить на контур соответствующий предмет. Количество контуров-предметов постепенно увеличивается.

Перед ребенком лежат пять – шесть мелких предметов. По просьбе взрослого он берет только те из них, которые взрослый назовет, и в точно такой же последовательности,например: «Возьми машинку, бусину, звездочку и цветок». Игрушки ставятся в ряд по порядку. Количество предметов постепенно увеличивается.

Игра «Палочки». Взрослый рисует на листе 10-12 палочек разной высоты. Две или три должны быть одной высоты, которые и должен найти ребенок.

Игра «Разрезные картинки».Взрослый изготавливает две картинки: одна целая и одна – с линиями для разреза (шесть – восемь частей, предлагает ребенку собрать разрезанную картинку и назвать ее. Если ребенок затрудняется, взрослый предлагает образец (целую картинку). Собрав картинку по образцу, ребенок называет ее. Картинка может собираться без образца.

Игры на переключаемость внимания:

«Найди пропущенное число»

«4-й лишний»

«Съедобное – несъедобное»

Таким образом, используя игры на развитие внимания, вы тем самым влияете на все психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) и, конечно же, на речь, так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Источник