В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода наблюдения

Выделяют две группы методов: неэкспериментальные и экспериментальные.

К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа (интервью), изучение индивидуальных случаев, анкетирование, тестирование, проективные методики, психофизиологические методы, метод контент-анализа.

Наблюдениепреднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.

Наблюдение можно проводить в естественной обстановке и в лабораторных условиях. В первом случае выделяют естественное (включенное) наблюдение, во втором – структурированное. При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение (посредством скрытой камеры или зеркала Гезелла), что позволяет увидеть, демонстрирует ли он определенное поведение.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как, в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия.

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 2227; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9897 — | 7546 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. К основным методам исследования психологи развития и возрастной психологии могут быть отнесены наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Для психологии развития этот метод является ценным в силу его незаменимости при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет, и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. При правильной организации наблюдение дает возможность собрать факты естественного поведения человека. В большинстве случаев при наблюдении (скрытое, включенное наблюдение) человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение человека в естественной среде, в ситуации привычного общения и деятельности, психолог получает данные о человеке как целостной личностии, следовательно, индивидуальные психические свойства и характеристики человека (интеллект, память, эмоции, личностные особенности) воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.

Недостатки метода наблюдения:

1) естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности, и препятствует вычленению главного, существенного;

Читайте также:  Сайт развитие ребенка точка ком

2) наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал;

3) при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений;

4) наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления;

5) результаты наблюдения и их интерпретация во многом зависят от личностных особенностей наблюдателя и от его наблюдательности, внимательности (поэтому один из самых серьезных недостатков метода наблюдения – трудно преодолимая субъективность);

6) наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Лонгитюдные (лонгитюдиналъные) наблюдения позволяют проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (примером лонгитюдного наблюдения являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, иногда приравнивают по ценности к лонгитюдным наблюдениям, более того, на начальном этапе становления детской психологии (вторая половина XIX – начало XX в.) это был практически единственный метод сбора данных о психическом развитии детей. Такие родительские дневники, хоть и могут быть подвергнуты критике за их «бесхитростность», неопределенность задач наблюдения, несистематичность наблюдений, отсутствие программы наблюдений и т.п., внесли большой вклад в становление отечественной и зарубежной детской психологии, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических этапах.

Самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек, в силу своих особенностей применимо в рамках исследования вв психологии развития в основном только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия.

В современных исследованиях метод наблюдения используется как метод сбора данных на начальном этапе, иногда (редко) его используют и в качестве основного метода исследования. Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано в форме биографического метода.

Экспериментальные методыпредполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Экспериментальный метод – единственный метод исследования, позволяющий точно определить причинно-следственную связь между явлениями, поскольку предполагает возможность контроля условий (переменных).

Отличительные особенности метода эксперимента по сравнению с наблюдением:

1) экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Основными видами эксперимента являются естественный и лабораторный, основные стратегии организации исследования – констатирующий и формирующий эксперимент. В психологии развития возможно использование всех этих видов и форм эксперимента. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованном (согласно целям исследования) помещении, зачастую – с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемых (участников эксперимента) определяются инструкцией. Естественный эксперимент – метод, предложенный А.Ф. Лазурским (1874-1917).

Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917)

Суть естественного эксперимента заключается в выборе таких видов деятельности, 1) в которых наиболее характерно выявляются типические или индивидуальные особенности исследуемых, 2) которые наиболее естественны для исследуемых, и создании на основе этих видов деятельности модели деятельности, близкой исследуемым и позволяющей изучать необходимое явление в естественных для испытуемых условиях (например, дидактическая игра в группе воспитанников детского сада).

Констатирующий эксперимент направлен навыявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий характер).

Формирующий (развивающий, генетико-моделирующий) эксперимент(предложен Л.С. Выготским) предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. Цель формирующего эксперимента – изучение условий и закономерностей происхождения определенного психического новообразования.

Достоинства экспериментального метода: 1) позволяет исследователю самому создать условия для максимального проявления в деятельности испытуемого изучаемой особенности; 2) дает возможность повторить опыт необходимое число раз; 3) позволяет замерить выявленную особенность у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Недостатки метода эксперимента: 1) ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке; 2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения (Е.Е. Сапогова, 2005).

В качестве вспомогательных методов исследования могут быть названы беседа, опрос, тестирование, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности (применяется на всех возрастных ступенях развития как исследовательский и диагностический метод), сравнительные методы (близнецовый метод, сравнение физически здоровых детей и детей, имеющих определенные отклонения, кросс-культурный метод), социометрия. Вспомогательные методы, как правило, используются как дополнительные к основным методам исследования – наблюдению и эксперименту.

В психологии развития и возрастной психологии выделяют две основных схемы организации исследования – метод продольных (лонгитюдное исследование) и поперечных срезов. Метод срезов представляет собой измерение состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов предполагает одновременное сравнение психологических свойств людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) предполагает прослеживание изменений психологических качеств одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Читайте также:  Программа направлена на создание условий развития ребенка

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3643; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных методов психологии развития.

1. Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

2. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Наблюдение, как мы уже знаем, — преднамеренное, системати­ческое и целенаправленное восприятие внешнего поведения челове­ка с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, ког­да у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюде­ние представляется несложным методом, при правильной организа­ции оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то сле­дит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверст­ников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог по­лучает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринима­ются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психи­ку развивающегося человека.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с не­сколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в пове­дении человека социальных, физических, физиологических и психи­ческих процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, на­блюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вы­зывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюде­нии невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изме­нений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психо­логу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофо­ны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использова­ния скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода на­блюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как в психоло­гии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отноше­ния к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, вниматель­ности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких ис­следователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижа­ет экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюде­ния, позволяющие проводить наблюдения за одним (или нескольки­ми) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентны­ми являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фик­сирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глуб­же понять отношение к детям разных возрастов на разных историчес­ких этапах.

Разновидностью наблюдения являетсясамонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проде­лывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пе­реживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения являетсяпсихологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художествен­ные произведения взрослых и пр.). Часто психологи пользуются ме­тодомобобщения независимых характеристик, полученных при на­блюдении личности в различных видах деятельности.

Читайте также:  Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка дома ребенка

3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;
— планирование хода эксперимента;
— проведение эксперимента (сбор данных);
— анализ полученных экспериментальных данных;
— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Уже более 100 лет в психологии действуютэкспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является искомый психологический факт. Напомню, что первые экс­периментальные методики были разработаны именно для детей.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в экс­перименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а на­блюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соот­ношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента — естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. Вконстатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития со­ответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий экспе­римент (который может иметь обучающий или воспитывающий ха­рактер).Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки опреде­ленных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в ус­ловиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются втренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных ме­тодов психологии выступаютблизнецовый метод, социометрия, ана­лиз результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тес­тирование (с целью диагностики или прогноза).

Большинство перечисленных методов является исследовательски­ми. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (фак­ты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, дея­тельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нор­мативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диаг­ностике, в которой широко используетсятестирование — краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах инди­видуальных различий.

Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позво­ляет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность про­явится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественно­го обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, за­дач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобще­ний в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обяза­тельного повторения.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник