В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода беседы

В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода беседы thumbnail

1.организационные.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности. Используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века. Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта). Позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.метод поперечных возрастных срезов; Метод позволяет:

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

1.3.комплексный.(.сочетание обоих методов)

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические).

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Основные методы детской психологии — наблюдение и экспери­мент.

Эксперимент в возрастной психологии, его виды.

Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно бо­лее приближенной к привычным для них условиям. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие ре­зультаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры. Игровая ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка. Отсутствие у ребенка интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагоги­ческом эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллек­туальные способности и интересующие исследователя психологи­ческие качества. В результате ребенок может показаться исследо­вателю менее развитым, чем он есть на самом деле.

В возрастной психологии применяют два типа экспериментов — констатирующийэксперимент и формирующий эксперимент.

В констати­рующем экспериментеопределяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как лич­ностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.

При формирующем эксперименте, благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции. В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по сущест­ву — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теорети­ческое мышление (разработка экспериментальных учебных про­грамм).

Близнецовый метод.

Близнецовый метод — метод сопоставления психол-х особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на форм-ие тех или иных псих-х качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Описание метода

В научной лит-ре описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение кот. было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты кот. должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды. При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Обработка результатов

Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, кот. являются значимыми для формирования исследуемого признака. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека.» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Опросные методы.

Метод опроса для изучения детей-дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель кот. — выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстоя­ние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие разную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где маленькие? Какие елочки стоят близко? Какие далеко?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение. После четырех лет становится возможным и опрос, предполага­ющий словесные ответы детей. Вопросы должны быть понятны и интересны ребенку и не должны, содержать подсказки, т.к. дети часто отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?» Вопросы либо полностью продумывают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значи­тельно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивид-ые особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости. Беседу должен проводить подготовленный исследователь. Ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы. Ответы ребенка записывают буквально. При обработке полученных материалов детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов.

Наблюдение, его виды.

Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей лю­бого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выбо­рочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюде­ние — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований:

— четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать на­блюдаемые явления);

— объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

— систематичность на­блюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не ха­рактерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации). Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет,— ежемесячно; в дошкольном детстве— как минимум один раз в полго­да и т. д.

— ребенок не должен знать о том, что взрослый наблюдает за ним специально, иначе его поведение изменится

Наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении используют зеркало, обладающее односторонней проницаемостью. Включенное наблюдение наблюдающий участвует в совместных действиях с ребенком. Наблюдение м.б. одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Пролонгированное(лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития



Источник

  1. Предмет психологии
    развития.

  2. Задачи и проблемы
    психологии развития.

  3. Сущность процесса
    развития. Процессы, обеспечивающие
    психическое развитие.

  4. Методы исследования
    психического развития человека.

№ 1. Предмет психологии развития

Психология
развития

одна из отраслей психологической науки;
она занимается
изучением возрастной динамики развития
человеческой психики, онтогенеза
психических процессов и психологических
свойств личности качественно изменяющегося
во времени человека
.

Развитие можно
определить, как регулярные
и относительно стойкие изменения

в организме, психических процессах,
свойствах личности, формах социального
взаимодействия и других видах поведения.
Следствием
этих изменений
являются новые виды, формы
функционирования
и деятельности человека. Возникновение
новых структур

обычно приводит
к переходу к новой стадии

развития.

Конкретизируя
данное общее определение предмета
психологии развития, можно выделить
следующие виды изменений, изучением
которых занимается психология развития:

  1. анатомо-физиологические
    изменения; для психологии развития
    особенный интерес представляет развитие
    тех органов и систем, которые более
    всего связаны с ходом психического
    развития человека – нервная система,
    опорно-двигательная система, половая
    система, эндокринная система;

  2. изменения
    познавательных (когнитивных) процессов
    – ощущения, восприятия, внимания,
    памяти, мышления, воображения, речи;

  3. изменения,
    происходящие в личности и её структурных
    компонентах – темпераменте, характере,
    эмоциях и чувствах, воле, мотивации
    (направленности), самосознании;

  4. изменения социальных
    отношений личности и освоения социальных
    ролей.

Предмет психологии
развития также составляет изучение:

-движущих сил и
условий психического развития человека;

  • основных особенностей
    психического развития при переходе
    человека от одного возрастного периода
    к другому (изучение деятельности и
    социальной ситуации развития, характерной
    для данного возраста);

  • законов психического
    развития человека.

Цели изучения
развития:

  1. – определение
    универсальных
    изменений,
    которые происходят у всех детей,
    независимо от культуры, в которой они
    воспитываются, или имеющегося у них
    опыта (например, 1-я улыбка в 2-3 месяца;
    прямохождение в 13 месяцев; первые слова
    к 12 месяцам). Изучение универсальных
    изменений необходимо для выяснения
    того, что является нормой
    каждого
    возрастного периода (Н. Ньюкомб, с. 23);

  2. – определение
    индивидуальных
    различий
    в
    процессе развития. Например, одни
    младенцы громко плачут, когда мать
    уходит из комнаты, а другие продолжают
    спокойно играть и т.д. Знание индивидуальных
    различий может помочь выделить те
    особенности детей, которые следует
    учитывать при принятии решений
    относительно обучения ребёнка или
    принятия дисциплинарных мер;

  3. – изучение влияния
    среды или ситуации на поведение детей
    .
    Ребёнок может быть дружелюбен и открыт
    со взрослыми дома, но застенчив при
    встрече с ними в школе. (Н. Ньюкомб, с.
    24).

Психология развития
изучает весь онтогенез человека, поэтому
выделяют несколько её разделов:

  • психология
    пренатального
    (внутриутробного) развития – изучает
    развитие человека от момента зачатия
    до рождения (и включая рождение) ребёнка,

  • детская психология
    – изучает развитие ребёнка от рождения
    до 10-11-летнего возраста,

  • психология
    подросткового и юношеского возраста
    – изучает развитие в период от
    10-11-летнего до 18-20-летнего возраста,

  • психология зрелости
    (взрослости) – акмеология
    – изучает развитие человека в возрасте
    от 18-20 до 60 лет,

  • психология пожилого
    и старческого возраста – геронтопсихология
    – изучает развитие человека в период
    старше 60 лет.

Психология развития
имеет тесные междисциплинарные
связи
с рядом
наук:

  1. генетикой, анатомией
    и физиологией развития; данные науки
    важны для психологии развития, так как
    помогают осветить особенности
    пренатального развития, физического
    и моторного (двигательного) развития.
    Особый интерес представляет развитие
    центральной нервной системы, органов
    чувств и эндокринных желез;

  2. этологией
    (занимается сравнительным изучением
    поведения среди животных); она показывает
    биологические корни поведения (например,
    импринтинг). Особенно ценной является
    методическая возможность проводить
    наблюдения и эксперименты на животных,
    особенно в тех случаях, когда их
    проведение на человеке запрещено из
    этических соображений; возможность
    переноса на человека результатов,
    полученных на животных, чрезвычайно
    важна для понимания человеческого
    развития;

  3. культурной
    антропологией и этнологией, которые
    изучают надкультурные универсалии и
    межкультурные различия в поведении и
    переживании. Это позволяет проследить
    влияние социальной среды (культурной
    среды) на протекание процессов
    психического развития;

  4. социологией и
    социальными дисциплинами, которые
    имеют значение для психологии развития
    за счёт анализа процессов социального
    взаимодействия в семье, школе, группе
    сверстников, а также за счёт исследования
    социально-экономических условий
    развития;

  5. психологические
    дисциплины: общая
    психология

    позволяет лучше понять психические
    процессы познания, эмоций, мотивации
    и т. п.;
    педагогическая психология

    замыкает психологию развития на
    педагогическую практику, обучение и
    воспитание; психопатология
    помогает
    понять развитие детей с нарушениями
    различных сторон психики и смыкается
    с психологией развития по линиям
    психотерапии, психопрофилактики и
    психогигиены; психодиагностика
    идёт рядом с психологией развития в
    области адаптации и применения
    диагностических методик в сравнительном
    анализе интеллектуального, личностного
    развития и для определения возрастных
    норм развития; психология творчества
    помогает объяснить развитие одарённых
    и опережающих норму развития детей;
    специальная психология, изучающая
    закономерности развития детей с ОПФР,
    опирается на знания из психологии
    развития о норме психического развития
    (Сапогова, с. 11-12).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. К основным методам исследования психологи развития и возрастной психологии могут быть отнесены наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Для психологии развития этот метод является ценным в силу его незаменимости при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет, и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. При правильной организации наблюдение дает возможность собрать факты естественного поведения человека. В большинстве случаев при наблюдении (скрытое, включенное наблюдение) человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение человека в естественной среде, в ситуации привычного общения и деятельности, психолог получает данные о человеке как целостной личностии, следовательно, индивидуальные психические свойства и характеристики человека (интеллект, память, эмоции, личностные особенности) воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.

Недостатки метода наблюдения:

1) естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности, и препятствует вычленению главного, существенного;

2) наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал;

3) при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений;

4) наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления;

5) результаты наблюдения и их интерпретация во многом зависят от личностных особенностей наблюдателя и от его наблюдательности, внимательности (поэтому один из самых серьезных недостатков метода наблюдения – трудно преодолимая субъективность);

6) наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Лонгитюдные (лонгитюдиналъные) наблюдения позволяют проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (примером лонгитюдного наблюдения являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, иногда приравнивают по ценности к лонгитюдным наблюдениям, более того, на начальном этапе становления детской психологии (вторая половина XIX – начало XX в.) это был практически единственный метод сбора данных о психическом развитии детей. Такие родительские дневники, хоть и могут быть подвергнуты критике за их «бесхитростность», неопределенность задач наблюдения, несистематичность наблюдений, отсутствие программы наблюдений и т.п., внесли большой вклад в становление отечественной и зарубежной детской психологии, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических этапах.

Самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек, в силу своих особенностей применимо в рамках исследования вв психологии развития в основном только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия.

В современных исследованиях метод наблюдения используется как метод сбора данных на начальном этапе, иногда (редко) его используют и в качестве основного метода исследования. Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано в форме биографического метода.

Экспериментальные методыпредполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Экспериментальный метод – единственный метод исследования, позволяющий точно определить причинно-следственную связь между явлениями, поскольку предполагает возможность контроля условий (переменных).

Отличительные особенности метода эксперимента по сравнению с наблюдением:

1) экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Основными видами эксперимента являются естественный и лабораторный, основные стратегии организации исследования – констатирующий и формирующий эксперимент. В психологии развития возможно использование всех этих видов и форм эксперимента. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованном (согласно целям исследования) помещении, зачастую – с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемых (участников эксперимента) определяются инструкцией. Естественный эксперимент – метод, предложенный А.Ф. Лазурским (1874-1917).

Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917)

Суть естественного эксперимента заключается в выборе таких видов деятельности, 1) в которых наиболее характерно выявляются типические или индивидуальные особенности исследуемых, 2) которые наиболее естественны для исследуемых, и создании на основе этих видов деятельности модели деятельности, близкой исследуемым и позволяющей изучать необходимое явление в естественных для испытуемых условиях (например, дидактическая игра в группе воспитанников детского сада).

Констатирующий эксперимент направлен навыявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий характер).

Формирующий (развивающий, генетико-моделирующий) эксперимент(предложен Л.С. Выготским) предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. Цель формирующего эксперимента – изучение условий и закономерностей происхождения определенного психического новообразования.

Достоинства экспериментального метода: 1) позволяет исследователю самому создать условия для максимального проявления в деятельности испытуемого изучаемой особенности; 2) дает возможность повторить опыт необходимое число раз; 3) позволяет замерить выявленную особенность у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Недостатки метода эксперимента: 1) ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке; 2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения (Е.Е. Сапогова, 2005).

В качестве вспомогательных методов исследования могут быть названы беседа, опрос, тестирование, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности (применяется на всех возрастных ступенях развития как исследовательский и диагностический метод), сравнительные методы (близнецовый метод, сравнение физически здоровых детей и детей, имеющих определенные отклонения, кросс-культурный метод), социометрия. Вспомогательные методы, как правило, используются как дополнительные к основным методам исследования – наблюдению и эксперименту.

В психологии развития и возрастной психологии выделяют две основных схемы организации исследования – метод продольных (лонгитюдное исследование) и поперечных срезов. Метод срезов представляет собой измерение состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов предполагает одновременное сравнение психологических свойств людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) предполагает прослеживание изменений психологических качеств одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3541; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник