В процессе развития ребенка сначала
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
https://www.babyroom.narod.ru/rr.html
Раннее развитие: ошибки и заблуждения
Раннее развитие…. Какую картинку рисует ваше воображение при этих словах? Наверное, несчастный, бледный младенец в комнате, увешанной географическими картами, азбуками, периодической системой элементов Менделеева, и мама, рассказывающая ему перед сном таблицу умножения вместо колыбельной песенки? Похоже, этому крохе действительно не повезло. Я же вижу совсем иное: трехлетняя девчушка, крепенькая и загорелая, хохотушка и всеобщая любимица, вместе с мамой склонилась над божьей коровкой на травинке и считает точечки у нее на крылышках…
Что это такое?
Тема раннего развития малышей неоднократно освещалась на страницах прессы, об этом сняты телепрограммы, за круглыми столами спорят специалисты, родители доказывают друг другу нужность-ненужность ранних занятий с детьми… В чем причина таких жарких дебатов, почему диапазон мнений разнится от восторженных отзывов до полного неприятия? Основная проблема заключается в том, что многие оппоненты плохо ориентируются в предмете, о котором спорят: в словосочетание “раннее развитие” каждый из них вкладывает свой смысл, который часто отличается от реальности. И для того, что бы в дальнейшем у нас с вами не возникало разночтений одного и того же термина, необходимо сразу расставить все точки над “i”.
Давайте определимся
Формально под ранним развитием понимают обучение малыша чему-либо от рождения до трех лет. На практике все несколько иначе. Обучение у многих из нас ассоциируется со школьной партой, “вбиванием” знаний, зубрежкой и прочими неприятными моментами классической общеобразовательной школы. Часто именно этим мотивируют вред раннего развития. Дескать, сажают малышей за парты, навязывают им знания, а в будущем у них развивается стойкое отвращение к школе в частности и любой учебе вообще. Все верно: от такого обучения больше вреда, чем пользы. Однако мы забыли, что говорим о раннем РАЗВИТИИ, а не об ОБУЧЕНИИ. Проблема в том, что мы часто отождествляем эти понятия. Но на самом деле они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Раннее развитие – это не только раннее чтение и счет, как думают многие. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной ребячьей головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам. Однако нельзя забывать и об эмоциональном, социальном и физическом развитии. В идеале малыш должен развиваться всесторонне.
А что значит ранее развитие для меня? Это ежедневные маленькие и большие открытия, это удивление и восхищение способностями крошечного человечка, это огромный мир детства — такой забытый и близкий одновременно. Это доброта, чуткость, внимание и понимание. Это букашки на цветах, которые становятся большими, как когда-то в детстве, если лечь на траву и рассматривать их вместе с малышом. Это альбомы гербариев и звонкий голосок: “Папа, это же цикорий! Разве ты не знаешь?” Это звездное небо с огромной, таинственной луной и сказки о созвездиях. Это неумелые рисунки гуашью и акварелью, мелками и темперой. Это старые выгоревшие диафильмы в луче проектора и завораживающая темнота вокруг. Это первые опыты с водой и “вулкан” из соды и уксуса. Это походы в музеи и планетарий, прогулки по городу с рассказами о том, как жили люди раньше. Это то, что сближает родителей и детей, помогает им учиться друг у друга, делает их лучше и духовнее…
Мифы
А вот те заблуждения, которые часто отпугивают родителей от ранних занятий с малышами. Нет ли среди них и ваших?
1. Раннее развитие – модное новшество поэтому, как все новое, имеет множество неизученных негативных последствий.
Идеи раннего развития отнюдь не новы — некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Япония, США, Россия, Италия, Германия, Франция и др.) постоянно изучают это явление. Детское раннее развитие уже давно существует в Кении и Перу. А, например, в Ливане и других арабских странах, школьное обучение начинается с трех лет и никого это не удивляет.
2. Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников-“неучей”.
Нет, такие дети развиваются быстрее, чем могли бы, если бы с ними не занимались! Для каждого конкретного ребенка свои сроки развития. Кто-то без всякого обучения начал бы читать в 3 года, кто-то в — 7. Так что и темпы раннего развития для этих малышей различны.
3. Я не хочу иметь ребенка-вундеркинда. Таким детям тяжело в обществе, они редко находят свое место в жизни.
При помощи раннего развития этого и не получится. Раннее развитие – не метод выращивания гениев. Вундеркинды (“чудо-дети”) имеют врожденные особенности строения мозга. Как правило, они проявляют свои таланты и без специального обучения.
4. Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Мозг маленького непоседы надежно защищен от перегрузок. Еще бы, ежедневно кроха получает из разных источников такое огромное количество информации, что, не будь этой естественной защиты, и впрямь не далеко до беды. А так, только устал малыш – сразу начинает капризничать, отвлекаться, зевать. Это верный признак того, что пора отдыхать.
5. Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.
Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир, удовлетворять свой исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие — заинтересованность самого ребенка.
6. Мамы, занимающиеся с малышом ранним развитием – фанатки, полностью посвятившие себя ребенку.
Отнюдь, если речь идет об истинном раннем развитии. Как правило, это образованные женщины, с интересами, выходящими далеко за рамки одних лишь занятий с ребенком. Они много читают, увлеченно учатся, имеют широкий кругозор. Таким мамам приходится освежать в памяти весь школьный курс: вместе с малышом они заново проходят зоологию и ботанику, географию и историю. В результате они становятся более интересными людьми как для себя, так и для окружающих. В их действиях присутствует не фанатизм, а увлеченность, способствующая творческому и духовному росту. Иногда такие мамы свою дальнейшую трудовую деятельность так или иначе связывают с детьми.
7. Раннее развитие “крадет” у ребенка беззаботное детство.
Конечно, куда лучше, когда ребенок до 5 лет только и делает, что ковыряет совком в песочнице. Вот оно, счастливое,безоблачное детство! А если не утрировать? Для малыша желание учиться, познавать что-то новое необходимо, как воздух. Это, если хотите, его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересную информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? А вот отсутствие внимания как раз и делает ребенка глубоко несчастным.
8. Зачем учить чему-то с рождения, если можно в 5 лет научить ребенка читать и подготовить к школе.
Раннее развитие – не способ подготовки к школе. Повторюсь: чтение и математика – не первостепенная задача раннего развития. Цель — воспитание всесторонне развитой личности. А если мы начнем воспитывать ребенка в 5 лет, значит, мы опоздаем на 5 лет!
9. А как же сказки, обычные игрушки и игры? Может, для малыша это важнее, чем карточки с цифрами и буквами?
А разве это взаимоисключающие вещи? И сказки, и колыбельные, и нежные мамины руки, и ролевые игры со сверстниками, и куклы-машинки и все то, что необходимо любому малышу…
Здоровые принципы
Если вы сделали выбор в пользу раннего развития, помните об основных его правилах:
♦ Самый главный принцип – никакого насилия над ребенком. Любые занятия должны проводиться в игровой, интересной форме и только тогда, когда малыш в них заинтересован.
♦ Важно научиться определять момент, когда малышу стало не интересно и прекращать занятия за минуту до этого.
♦ Прежде, чем отдать предпочтение той или иной методике, внимательно прочитайте книги самих авторов, а не отрывочные статьи в журналах. Проанализируйте методику и подумайте, подойдет ли она вам и вашему малышу.
♦ Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее развитие конкретного ребенка. Поэтому, методика, подошедшая, например, соседскому Саше, может “не сработать” с вашим малышом.
♦ Совсем необязательно следовать одной-единственной методике от корки до корки. Можно взять у нескольких авторов лучшее — то, что будет интересно вам и крохе. В результате у вас получится своя, совершенно оригинальная система.
♦ Не составляйте графиков занятий, не ставьте перед собой и ребенком никаких целей.
♦ Уделяйте больше внимания тому, что особенно понравилось малышу. Старайтесь подавать материал комплексно: картинки посмотрели, книжку почитали, в музей сходили, просмотрели фильм или мультик по теме, слепили из пластилина, нарисовали, сочинили историю…
♦ Старайтесь, что бы ваши занятия были разносторонними. Не злоупотребляйте интеллектуальным развитием в ущерб эмоциональному.
♦ Искренне радуйтесь даже самой маленькой победе малыша.
♦ Не стремитесь вырастить из ребенка банкира или президента.Постарайтесь просто воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.
Так в чем проблема?
А проблема, в первую очередь, в нас с вами, дорогие родители. В наших неуемных амбициях, в нашем родительском тщеславии, в желании доказать всем и вся, что наш ребенок самый лучший, а, следовательно, мы – хорошие родители. Мы пытаемся самореализоваться за счет ребенка, воплотить в крохе то, чего не удалось когда-то нам самим. Хотим вырастить гения, стремимся к каким-то немыслимым планкам и результатам, взваливаем на хрупкие детские плечики непосильный груз. Бездумно следуем методикам, даже не прочитав внимательно первоисточник, и искажаем главный девиз раннего развития, который гласит: “Чудо — в самом ребенке”.
И если все это сказано не о вас – прекрасно! Значит, вы на верном пути. Для вас и малыша раннее развитие станет тем, чем оно и должно быть: радостью познания огромного и прекрасного мира, восторгом от взаимного общения, жаждой новых открытий.
К счастью, я вовремя поняла все это. И мои амбиции рассыпались, едва зародившись. Каюсь, покупая 6-месячной дочке кубики Зайцева, я представляла, как к двум годам она будет читать вывески на улицах, удивляя и умиляя прохожих. Но Машка категорически отказывалась даже слышать о буквах. Она с удовольствием слушала чтение любых книг, кроме… азбук в стихах. Не помогали никакие ухищрения. Плакаты сиротливо висели на стенах, холодильник пестрел невостребованной магнитной азбукой, под кроватью пылились буквы-паззлы и кубики Зайцева…
Но вот мы отпраздновали трехлетие, и ситуация в корне изменилась: чтение осваивается семимильными шагами, и Маша уже с удовольствием читает названия журналов и книг… И страшно даже представить, каких дров я могла наломать в стремлении доказать, что мой ребенок самый умный. Наверное, Маша зачитала бы в 2 года, но ценою чего? И, возможно, никогда не было бы сказки, рассказанной мне доверительно на ушко: “Жила была коза с козлятами. Но волка там не было… Просто мама очень любила своих козлят…”
На мой взгляд, существует лишь одна реальная проблема – дальнейшее школьное обучение. Поэтому подойти к выбору школы для маленького умницы нужно со всей ответственностью. К счастью, сейчас существуют специализированные школы с углубленным изучением того или иного предмета, нестандартным подходом к обучению, где развитому малышу скучать не придется. Кроме того, родители хорошо знают, как сложно школьникам выкроить время для занятий спортом, танцами, да просто для прогулок и игр со сверстниками. А вот ребенок, которому учиться легко и интересно здесь в явном выигрыше. Без проблем справляясь со школьной программой, он имеет возможность уделять больше времени дополнительному образованию, посещать интересные кружки и секции, рисовать, моделировать, творить…
И напоследок самое важное: только искренняя любовь к ребенку должна быть главным двигателем в любых ваших начинаниях и тогда все подводные камни раннего развития будут вам не страшны.
Юлия Каспарова
«Мир семьи»
октябрь 2004
Источник