В первом полугодии жизни ребенка сенсорное развитие

В первом полугодии жизни ребенка сенсорное развитие thumbnail
В первом полугодии жизни (1- й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.

Таблица 16

Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

Возраст Сенсорные и сенсомоторные акты

в месяцах

1 Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание;

слуховое сосредоточение;

прекращение или изменение характера плача как реакция

на голос взрослого

2 Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой;

слуховое сосредоточение

3 Плавно следит за игрушкой во всех направлениях;

поворот головы и глаз к источнику звука;

направляет руку к объекту

4 Тянется к игрушке; рассматривает свои руки;

локализует звук в пространстве

5 Переводит взгляд с предмета на предмет;

тянется к игрушке и захватывает ее,

чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот;

адекватная реакция на интонацию,

на голос матери беспокоится или оживляется

6 Зрительный контроль движений рук;

захватывает игрушку с любой стороны;

держит в каждой руке по предмету;

поворачивается на звук, если внимание его не

отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)

7 Захват игрушки сопровождается генерализованными активными

движениями; перекладывает предмет из руки в руку;

похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких

8 Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет,

манипулирует двумя-тремя предметами;

различает лица людей, знает свое имя

9 Отвечает действием на словесные инструкции;

ищет спрятанную игрушку;

берет мелкие предметы двумя пальцами

10 Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»;

вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения;

показывает части тела другого человека;

захватывает игрушки пальцами

11 Выбрасывает игрушки из кровати,

вкладывает пальцы в отверстия на ощупь;

подражательные движения — перелистывание страниц,

запуск машинки; показывает части своего тела

12 Вкладывание одного предмета в другой;

открывает коробку, ящик;

узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению

Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей.

К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с лю
бой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно- рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов происходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствительность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Читайте также:  Игровые комплексы в развитии ребенка

4) Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, получен-ными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Источник

В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.

Таблица 16Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

Таблица 16

Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условнорефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен-тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас-сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис-ходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствитель-ность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все наввжи, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям. Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

Читайте также:  Линии развития ребенка на втором году

До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Еще по теме § 4. Развитие восприятия и интеллекта:

  1. Глава IXПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ
  2. Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
  3. Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
  4. Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
  5. 2. Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории
  6. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
  7. Развитие восприятия
  8. Развитие восприятия
  9. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (англ. development of perception).
  10. 21. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
  11. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  12. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Источник

В первом полугодии жизни ребенка сенсорное развитие Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Исследования Н. Л. Фигурина, Н. М. Денисовой, Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой, М. Ю. Кистяковской, С. Л. Кривиной, Г. В. Пантюхиной, Э. Л. Фрухт, Э. Г. Пилюгиной и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие на первом году жизни.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психического развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожденный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны.

Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2-3 недели возникает конвергенция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3-5 недель. В 4-5 недель ребенок научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. Одновременно с 6 — 10 недель развивается умение следить за предметом, который движется по кругу. К концу первого месяца малыш во время спокойного бодрствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стремление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что младенец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону.  А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук предметы.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку.

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова.

В 3-4 мес. ребенок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка дошкольника предполагает

С 4,5-5 мес. движения захватывания становятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрослого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается развитие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4-5 мес. у малыша возникает новая потребность достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже проявляет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно направлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5-6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жизни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным без отклонений оно становится лишь к 12 мес. Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце жизни младенца и также совершенствуется до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением большого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величиной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10-11 мес. ребенок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою новизну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реакция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «открытии» говорит тот факт, что ребенок в 9-10 мес. ищет исчезнувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислушивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются ответные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствующие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. На 4-5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звучанию) свое имя. В период от 6-7 до 9-10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого.

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного восприятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

  • складывается акт рассматривания предметов;
  • формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
  • устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
  • устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник