В онтогенезе развитие руки ребенка начинается

В онтогенезе развитие руки ребенка начинается thumbnail

Анна Овсянникова
Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи

Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи.

Формирование двигательных функций — одно из важнейших направлений в общем развитии ребенка.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают развиватьсядвигательные реакции в ответ на раздражитель: в конце первого месяца жизни он пытается распрямлять ножки, на шестой неделе поднимает и удерживает головку, на шестом месяце сидит, в конце первого года пытается ходить, то есть делает первые шаги.

Таким образом, у ребенка постоянно формируется моторика.

В понятие моторика многие авторы вкладывают неодинаковое содержание. Наиболее удачное определение дал А. Гомбургер, который определил моторику как итог способностей и умелостей, законченную возрастную структуру двигательной целостности особого вида (выражение лица, жесты, привычки, врожденные телесные особенности).

По Л. О. Бадаляну моторика — это «совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий» («Невропатология» Л. О. Бадалян — М., 1982. — 339 с, 342 с).

Первоначально идет развитие двигательных функций. Этот сложный процесс определяется с одной стороны поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.

Наиболее интенсивнее двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие продолжается до 5 — 6-летнего возраста.

Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений — кинестезией.

«Кинестезия — своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное снижение восполненного движения с заданной программой» («Невропатология» Л. О. Бадалян -М., 1982. — 339 с, 342 с).

В развитии моторной сферы можно выделить общие принципы, которые описала Е. М.Мастюкова:

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6 — 7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Эта функция формируется только тогда, когда дети научатся держать голову и выпрямлять спину.

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга, то есть ребенок, совершенствуясь в выполнении

одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6-месячный малыш тренируется в выпрямлении спины, в поворотах головы и в тоже время пытается овладеть навыком сидения.

3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребенка постоянно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям.

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, то есть движение частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, над положением и движением плеч контроль устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.

Основное условие реализации этих принципов — своевременное становление выпрямительных реакций и развития равновесия.

Е. М. Мастюкова также выделила и описала поэтапное моторное развитие. От рождения до 4 месяцев (1 этап) основной задачей моторного развития является формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа — развитие выпрямляющих рефлексов туловища.

От 4 до 6 месяцев (2 этап) необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине. Ребенок в 4 — 5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5 месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4-х месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.

От 6 до 8 месяцев (3 этап) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность, повороты тела со спины на живот. В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову и поворачивать ее в стороны. Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье. Необходимо научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтягивании его за руку из положения лежа на спине.

От 8 до 12 месяцев (4 этап) особо важное значение имеют упражнения, которые направлены на приспособление туловища к вертикальному положению тела.

От 12 до 18 месяцев (5 этап) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы, так называемого переката.

От 18 до 24 месяцев (6 этап) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе, спине, подниматься и спускаться по ступенькам, совершенствуют способ ходьбы, учат бегать, ходить назад. Особое внимание обращают на развитие функции равновесия.

Читайте также:  Влияние прививок на развитие речи ребенка

От 2 до 3 лет (7 этап) у ребенка развивают подвижность и равновесие. Проводят занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы. -«

Одновременно с развитием общей моторики идет и становление тонкой моторики пальцев рук.

Развитие движений рук на первом году жизни описала С. Е. Гаврина.

В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.

До 3,5 — 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.

В 4 — 4,5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом.

От 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов.С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребенок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

От 7 до 10 месяцев возникает этап «соотносящего» действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 — 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью.

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение.Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

Развитие тонкой моторики рук рассматривала и Е. М. Мастюкова, которая предлагала стимулировать моторное развитие.

Среди разнообразных двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.

Особое внимание развитию тонких движений пальцев рук необходимо уделять, если ребенок имеет нарушение моторики вследствие органического поражения центральной нервной системы. К этой категории детей относятся и дети, которые имеют тяжелые нарушения развития речи.

У ряда детей с речевой патологией наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной слаженности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выражении упражнений по словесной инструкции.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики. Несформированность тонких движений пальцев рук проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткость пальцевых движений, в несовершенстве процессов контроля и регуляции движений. Отмечается низкий уровень ручной ловкости в пробах на манипулирование с мелкими предметами.

Дети с нарушением речи отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностыо, они неловки в навыках самообслуживания.

У них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. В школьном возрасте отмечается плохой почерк.

Итак, у детей с речевой патологией можно наблюдать медленное развитие как общей, так и мелкой моторики, что приводит к затруднениям в овладении программным материалом.

Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети испытывают трудности, так как они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш или кисточку. Также для детей характерны затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие общей моторики влечет за собой и формирование тонкой моторики пальцев рук. Если в развитии общей моторной сферы будут наблюдаться отклонения от нормы, то вероятнее всего будет и замедленное развитие мелкой моторики.

Источник

Развитие мелкой моторики у детей в онтогенезе

Понятие «мелкая моторика» подразумевает умение манипулировать небольшими предметами с помощью пальцев рук или ног. Проекция кистей рук занимает 2/3 площади головного мозга. Недаром Ф.Энгельс утверждал, что именно труд превратил обезьяну в человека. Поэтому развитие мелкой моторики у детей является залогом и признаком его нормального психического, физического и интеллектуального развития (5).

Такое положение вещей не случайно, т.к. в филогенезе речевого аппарата, общей моторики и координации движений существует тесная взаимосвязь. Речевой центр головного мозга находится в непосредственной близости к моторному центру. Ребенок, не умеющий произносить слова и предложения, для осуществления коммуникации использует жесты и телодвижения. Взрослый, в моменты эмоционального возбуждения, либо по причине скудности словарного запаса, подкрепляет вербальные сообщения активной жестикуляцией и мимики (4).

Читайте также:  Центр развития ребенка 4 камышлов официальный сайт

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система — речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.).

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности (1).

По данным Е.П. Ильина (2003) дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

  • — Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки. Если младенец очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы.
  • — Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.
  • — Рефлекс шагания — если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу.
  • — Хватательный рефлекс — ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту.
  • — Шейно-тонический рефлекс — при повороте в сторону головы лежащего на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

В первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения.

В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики — появления произвольных движений (Н.Ф. Шемякин, 1939; А. Пейпер, 1962).

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве.

Когда ребенок тянется за предметом, он не перемещает свою руку прямо и гладко по направлению к предмету, как делают старшие дети и взрослые. Вместо этого рука ребенка двигается, как корабль под управлением неопытного штурмана. Она немного продвигается, останавливается, затем двигается снова в несколько ином направлении, и этот процесс повторяется до тех пор, пока рука наконец не наткнется на предмет. По мере развития младенца его дотягивания до предмета включают в себя все меньшее число движений, хотя они еще не настолько плавны, как у старших детей или взрослых (Е.П. Ильин, 2003).

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл (2002) приводит следующие примеры: Шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и наконец добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадают прямо в рот.

В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной — ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. Сначала они просто играют ложкой, окуная ее в тарелку с едой или посасывая пустую ложку. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, — все это время не поворачивая кисть.

Читайте также:  Как помогает лепка в развитии ребенка

В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым — «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу.

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные (4).

М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи (Л.В. Фомина, 1991).

Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми. На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают многие авторы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Так, Л.С. Выготский (1960) в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции движений рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения — сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней.

А.Р. Лурия по этому поводу пишет «…на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом» (1970, с. 145). Как указывал И.П. Павлов, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения.

Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

В целом проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1978) писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Источник