В качестве движущих сил психического развития ребенка могут рассматриваться

В качестве движущих сил психического развития ребенка могут рассматриваться thumbnail

Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.

Практический пример

Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.

Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).

Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе «человек – общество» заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.

Читайте также:  Реферат на тему психическое развитие ребенка в игре

Средовые факторы психического развития ребенка

Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка

Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.

Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.

Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Трудовая деятельностьпроцесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).

Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер. Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.

Читайте также:  Вундеркинд архангельск центр развития ребенка

Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое» (рис. 1.3).

Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:

  • • полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);
  • • процесс, обусловленный только биологическими факторами (биологизаторские концепции), или только социальными условиями (социологизаторские концепции);
  • • результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.

Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).

Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.

Источник

25

Условия
и движущие силы психического развития

Развитие
— постоянный процесс количественных и
качественных изменений природных и
социальных сторон личности, трансформация
строения и функций организма, появление
новых качеств в сознании, совершенствование
различных видов деятельности.

Психическое
развитие личности обусловлено разными
факторами, предпосылками и движущими
силами. От того, насколько мы их знаем
и учитываем специфику их проявления,
зависит эффективность правильного
понимания всех индивидуальных и
социальных действий и поступков человека.

Читайте также:  Роль речи педагога в развитии ребенка раннего возраста

Это
то объективно существующее, что с
необходимостью определяет ее
жизнедеятельность в самом широком
смысле этого слова. Факторы психического
развития личности могут быть внешними
и внутренними.

  1. Внешними
    факторами выступают природно-географическая
    среда, макросреда, микросреда и
    общественно-полезная деятельность.

Природно-географическая
среда

оказывает большое влияние на развитие
личности. Известно, например, что выросшие
на Крайнем Севере люди более выдержанны,
более организованны, умеют ценить время
и правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Макросреда,
т. е. общество в совокупности всех его
проявлений, также оказывает большое
влияние на формирование личности. Так,
человек, выросший в тоталитарном
обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического
государства.

Микросреда,
т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д.,
также является важной детерминантой
формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны,
необходимо принимать во внимание, а с
другой — совершенствовать или
трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Общественно-полезная
деятельность

— это труд, в условиях которого развивается
человек и формируются его важнейшие
качества.

  1. Внутренними
    факторами развития личности выступают
    биогенетические особенности личности
    и ее психики (анатомо-физиологические
    и задатки).

Анатомо-физиологические
особенности

личности — это: •специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в самых
разнообразных характеристиках:
своеобразии работы всей нервной системы,
соотношении процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга,
проявлении темперамента, эмоций и
чувств, поведения и поступков и т. д.; •
Задатки

это врожденные анатомо-физиологические
особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Такой, например,
задаток, как подвижная нервная система,
может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности,
связанной с необходимостью адекватно
реагировать на смену ситуаций, быстро
перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы, устанавливать
взаимоотношения с другими людьми.

Закономерности

В
психологии отмечаются общие тенденции,
закономерности
психического развития
,
но они вторичны
по отношению к воздействию среды (в
широком смысле слова), так как их
своеобразие зависит от условий жизни,
деятельности и воспитания.

  1. Неравномерность
    — о при любых даже самых благоприятных
    условиях обучения и воспитания различные
    психические функции, психические
    проявления и свойства личности не
    находятся на одном и том же уровне
    развития. По-видимому, существуют
    оптимальные сроки для становления и
    роста отдельных видов психической
    деятельности. Такие возрастные периоды,
    когда условия для развития тех или иных
    психических свойств и качеств будут
    оптимальными, называют сензитивными
    (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной
    такой сензитивности являются и
    закономерности
    органического созревания мозга
    ,
    и то обстоятельство, что некоторые
    психические процессы и свойства могут
    формироваться лишь на основе других

    сформировавшихся психических процессов
    и свойств (например, математическое
    мышление может формироваться на основе
    сформировавшейся до известной степени
    способности к абстрактному мышлению),
    и жизненного
    опыта
    .

  2. Интеграция
    психики.

    По мере развития психика человека
    приобретает все большую ценность,
    единство, устойчивость, постоянство.
    Маленький ребенок, по мнению Н. Д.
    Левитова, в психическом отношении
    представляет собой малосистематизированное
    сочетание психических состояний.
    Психическое развитие представляет
    собой постепенное перерастание
    психических состояний в черты личности.

  3. Пластичность
    и возможность компенсации.

    На величайшую пластичность нервной
    системы указывал И. П. Павлов, отмечая,
    что все можно изменить к лучшему, лишь
    бы были осуществлены соответствующие
    воздействия. На этой пластичности
    основаны возможности целенаправленного
    изменения психики ребенка, школьника
    в условиях обучения и воспитания.
    Пластичность открывает возможности и
    компенсации:
    при слабости или дефектности развития
    одной психической функции усиленно
    развиваются другие. Например, слабую
    память можно компенсировать
    организованностью и четкостью
    деятельности, дефекты зрения отчасти
    компенсируются обостренным развитием
    слухового анализатора и др.

Итак,
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс.

Источник