В интеллектуальном развитии ребенка важнейшим фактором

В интеллектуальном развитии ребенка важнейшим фактором thumbnail

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

familyНе секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

1

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

2

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

3

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Источник

Развитие интеллекта у детей может происходить самостоятельно или под чутким руководством взрослых. Ясное дело, что один и тот же ребенок, развивающийся в разных обстоятельствах, вырастет совершенно иным человеком. развитие интеллекта у детейТак, если в раннем возрасте развитием ребенка будут активно заниматься, то он сможет добиться большего, чем если родители пустят ситуацию на самотек.

Правы те, кто не стоит в стороне, позволяя крохе самостоятельно развивать свой потенциал, выявлять задатки, находить им применение. И неправы родители, перекладывающие развитие своего чада на детские образовательные учреждения. Однако есть еще и момент чрезмерного давления ради всестороннего развития, проявляющегося круглосуточной нагрузкой на ребенка, что выливается в психические расстройства, хроническую усталость и апатию.

При этом многие родители задаются вопросами не только о том, как развить интеллект ребенка, но и какие факторы влияют на данные процессы. От кого малыш получает склонность к мышлению? Чьи гены преобладают? И так далее, и тому подобное. Если верить результатам исследований, то умственные способности чаще всего передаются от матери, при этом на развитие ума влияет только среда и условия, в которых воспитывается карапуз.

Как только у малыша сформируется характер, у него появится желание познавать мир. Вот тут-то и надо проявить максимум усилий. Но не в развитии интеллекта как такового, а в стимуляции желанияразвитие интеллекта у детей к познанию. Привить крохе интерес поможет только комплексный подход, главным условием которого является предоставление выбора.

Читайте также:  Социальная ситуация психологического развития ребенка в раннем возрасте

Развитие интеллекта у ребенка берет свое начало еще в утробе матери. Не зря многие беременные женщины слушают классическую музыку, которая благотворно влияет на интеллект будущего малыша. При этом мамочки выбирают плавные, нежные и красивые мелодии. Они не только успокаивают, но и формируют чувство прекрасного, активно воздействуя на мозговые центры. Именно в момент прослушивания мамой классики клетки мозга плода активизируются и передают ребенку максимум положительной информации, непосредственно влияющей на развитие интеллекта.

Факторы развития интеллекта у детей

Большинство родителей думают, что основные факторы развития детского интеллекта – это внимание со стороны взрослых, общение на равных и развивающие занятия. Все так, но не совсем. развитие интеллекта у детейНапример, одним из не менее важных факторов, который часто не учитывается взрослыми, является правильное питание.

Исследования подтверждают тот факт, что не только на жизнедеятельность ребенка, но и на его умственные способности особое влияние имеет грудное молоко. Кроме того, сбалансированное питание в раннем возрасте формирует умственные качества, развивающие интеллект вплоть до подросткового возраста. Поэтому вопрос, кормить ли ребенка грудью или при сбоях лактации перейти на адаптированные смеси, отпадает сам собой. Лактацию следует налаживать! Если же она не возвращается в полной мере, то кормить кроху необходимо хотя бы тем количеством грудного молока, которое имеется, даже если приходится делать это при помощи ложечки или бутылочки после предварительного сцеживания.

Следующий фактор, влияющий на развитие интеллекта, – это условия воспитания. Ребенок нуждается в покое и позитивной обстановке. Напряженность приводит к частым стрессам, которые в дальнейшем отбивают охоту учиться. Поэтому малышу следует дарить максимум положительных эмоций, при этом стараясь не избаловать вседозволенностью. Спокойная, благоприятная, радостная и светлая атмосфера – вот залог желания развиваться у малыша.

Что еще необходимо крохе для развития умственных способностей? Конечно же, забота, поддержка, тепло, любовь, внимание, позитивный настрой, которые бы передавались от родителей к чаду. Дети должны не только слышать, что их любят, но и развитие интеллекта у детейчувствовать это каждой клеточкой. Дарите своим отпрыскам любовь. И не только в осознанном возрасте, а уже с рождения. А еще лучше – с утробы!

Когда ребенок чувствует любовь, он чувствует свою значимость. Это важно для развития интеллекта, ведь с осознанием своей значимости ребенок приобретает уверенность в себе и собственных силах. Поэтому, кроме любви, не следует забывать еще и о похвале. Ведь есть такие родители, которые никогда не забывают о порицании, но всегда забывают о похвале и ее значении для развития будущей личности.

Хвалить следует даже самые маленькие достижения. Пусть ребенок живет положительными эмоциями. Одобрение играет большую и важную роль на пути к подвигам. Вдохновляйте своего гения – пусть он творит и совершенствуется без страха и оглядки на упреки и порицания.

Способы развития умственных способностей

Первое и самое главное правило в воспитании ребенка – это уважение. Причем не только ребенок должен уважать родителей, но и они его! Да, это маленький карапуз, но в первую очередь он развитие интеллекта у детейявляется человеком, со своими желаниями, способностями, страхами и надеждами. Поэтому родителям следует научиться уважать свое чадо и демонстрировать это уважение с ранних лет.

Кроме уважения, ребенок нуждается в постановке выполнимых задач. Не следует требовать от него того же, что и от взрослых. Одно дело уважать малыша, как взрослого, другое – требовать того, что он заведомо не осилит, а в итоге будет вынужден признать поражение, сопровождающееся разочарованием и занижением самооценки.

В доме, в котором растет гармоничная и целеустремленная личность, всегда царит уют и взаимная поддержка. Не надо делать все за ребенка – просто вселите в него веру в собственные силы, поддержите и помогите. Не требуйте многого: это может запутать и испугать. Малышу придется думать, как вам угодить, при этом он будет понимать, что не в состоянии этого сделать.

Гармоничное развитие интеллекта нуждается в стимуляции посредством притока в мозг кислорода. Для этого необходимо регулярно бывать на свежем воздухе и не менее регулярно проветривать помещения. Прогуливаться лучше в парках и скверах, где развитие интеллекта у детейнет повышенной загазованности. Улучшить приток крови помогает еще и регулярная зарядка или гимнастика. Также она полезна для укрепления общего состояния здоровья.

Прекрасный стимулятор развития интеллектуальных способностей – книги. С младенчества их могут читать детям родители, а чуть позже малыш сам захочет научиться читать. При этом следует не только читать, но и обсуждать прочитанное, подталкивая кроху к мыслям и рассуждениям.

Таланты ребенка

Чтобы развивать таланты ребенка, их сначала необходимо выявить. Как это сделать? Самый простой способ – понаблюдать за малышом. Он обязательно проявит свои способности и интерес к тому или иному виду творчества или ремеслу. Что привлекает кроху? Что ему интереснее всего делать? О чем он может говорить бесконечно? Какая главная мечта у юного отпрыска? Ответы на все эти вопросы позволят собрать цельную картинку. При этом самое главное, что должны сделать родители, – спросить у ребенка, чем бы он хотел заниматься, а не решать это за него, что делает большинство развитие интеллекта у детейродителей. Причем они выбирают направление деятельности, ориентируясь не на возможности малыша, а на свои амбиции, чаще всего неудовлетворенные в собственном детстве.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в возрасте 1 год

Некоторые мамы и папы отдают детей в школы раннего развития, желая как можно раньше начать обучать малыша, чтобы потом иметь возможность похвалиться его успехами перед знакомыми, родными и близкими. Этот подход неверен. Как и то, что ребенок не должен учиться с самых пеленок. Детство на то и дано человеку, чтобы познавать мир в игре, свободно, без обязательств и принуждения.

Чтобы у ребенка появилось желание учиться, ему необходимо обеспечить психологический комфорт. Перегружая сына или дочь, тем более в раннем возрасте, родители добьются обратного эффекта. К тому моменту, как кроха пойдет в школу, он может возненавидеть сам процесс обучения или потерять к нему интерес.

Оптимальный возраст, в котором специалисты рекомендуют отдавать детей в специализированные кружки, – это пять-шесть лет, но никак не три года, когда ребенок должен быть только ребенком, без забот и стрессов человека с плотным графиком.

Передаются ли таланты по наследству? Скорее нет, чем да. Гены, естественно, имеют важное значение. Но иногда их сочетание может дать поразительный результат, которым не обладал никто из предков, ни по одной из линий. Если в ребенке развивать природные задатки, то они могут порадовать прекрасными результатами. Главное условие развития – удовольствие малыша, которое он должен получать от процесса. При этом сам ребенок обязан быть крепким и здоровым. Только с такими условиями можно смело идти вперед к поставленным целям и успеху.

Источник

Генетические факторы

Tот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако индивидуум, как можно было бы думать, не наследует определенный уровень «чистого» интеллекта, зависящий от соответствующего уровня у родителей. Об этих генетических факторах, их структуре и механизмах возникновения и проявления на сегодняшний день известно очень мало. Выявлены только ряд генов, отвечающих за грубые дефекты развития организма, а также за ряд физических признаков организма.

От генетических нарушений следует отличать хромосомные аномалии, связанные с нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Это касается, в частности, такого распространенного недуга, как болезнь Дауна.

Факторы, возникающие во время беременности.

Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка. Приведем примеры таких нарушений.

  • Недостаточное питание матери, особенно в бедных и слаборазвитых странах. Так, отсутствие или недостаток иода в пище матерей в определенных районах может вызвать кретинизм ребенка.
  • Заболевания матери в период беременности.Так,, краснуха у беременной протекает легко, но на первых месяцах внутриутробной жизни ребенка приводит к необратимым изменениям зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций.
  • Употребление лекарств и других веществ. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, употребление алкоголя или курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка.

Факторы окружающей среды.

Недостаточность или алиментарные нарушения питания у ребенка особенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинается питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников (1976). К сожалению, такую компенсацию большинство детей из бедных семей никогда не получат, и у них нарушения, связанные с неблагоприятным питанием беременной матери, будут только усугубляться.

Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход. Было показано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено к минимуму (одна воспитательница на 10 детей), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. То есть дети должны расти у родителей, которые дают им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки.

Число детей в семье.

Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети. Самые высокие баллы получают старшие дети в семье из 2 детей, а самые низкие — младшие дети в семье с 9 детьми (разница в IQ — 10 баллов). Предложено объяснение этих результатов. По мнению его авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». У каждого индивидуума (в том числе и родителей, и детей) имеется свой уровень интеллекта, который можно условно представить некоторым числом. Ясно, что в среднем у родителей оно выше, чем у детей. Тогда, если взять двоих родителей с уровнем, скажем, 30, то для бездетной семьи «индекс интеллектуального развития» будет равен (30+30):2+30, после рождения первого ребенка он упадет до (30+30+0):3=20, а с рождением четвертого ребенка он понизится до (30+30+12+8+4+0):6=14.

Читайте также:  Центр развития ребенка 164 воронеж

Однако, как отмечают те же авторы, совершенно очевидно, что, если в больших семьях этот недостаток в интеллектуальном плане и проявляется, то они имеют ряд преимуществ с точки зрения развития личности (более выражена социальная компетентность, моральная ответственность). Очевидно, что эти факторы играют в социальной адаптации человека не меньшую роль, чем интеллект.

Социальное положение семьи.

Исследования, проведенные во Франции (1980), показали, что у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Другими словами, между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь.

Влияние школы.

Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Мы вправе ожидать, что в школе все делается для того, чтобы способности каждого развивались как можно лучше. Что же мы имеем на самом деле?

Как самое ценное качество ученика в традиционной школе рассматривается послушание. Хороший ученик — это спокойный ребенок, который ничего не говорит без разрешения, отвечает только на те вопросы, которые ему задают, и именно так, как от него требуется. В курсе общей психологии было показано, к каким последствиям это может привести у детей с высокими творческими способностями и сравнительно низким уровнем традиционного интеллекта.

Как можно бороться с таким положением вещей? В 20 веке предложено несколько открытых систем обучения, в которых каждый ребенок живет и работает в своем собственном ритме. Такой метод предложила, в частности, итальянка Мария Монтессори (1870-1952). В ее классах детям была предоставлена полная свобода передвижения и максимально стимулирующая среда — игрушки и предметы, привлекающие их внимание. В этой школе дети активно работали и с удовольствием учились, хотя там не было никаких экзаменов или дневников, призванных подстегнуть их усилия.

Почему же эти методы, вполне оправдавшие себя, не используются широко в современных школах? Дело в том, что человеческое общество с трудом допускает свободу и самостоятельность своих членов. Любая социальная система отражает культуру и социально-экономическую среду, преобладающую в данном обществе. Естественно, это относится и к воспитанию детей, которым предстоит развивать и, главное, сохранять существующие социальные структуры. Гарантией такой благонадежности и служит более или менее систематический контроль.

Хотя такую систему обязательного школьного образования вполне искренне считают демократической, не приходится удивляться тому, что успешность представителей непривилегированных классов здесь крайне мала. К сожалению, динамика социального развития России в настоящее время во многом повторяет этот путь.

С другой стороны, по данным Годфруа (1966), как только система обучения начинает соответствовать мотивации и жизненному ритму детей и поддерживать гармонию с жизнью взрослых, негритята из Заира начинают развиваться так же быстро, как их сверстники из Парижа или Нью-Йорка.

Личностные качества ребенка.

Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе. У некоторых детей их стиль (флегматики, холерики и т.д.) не соответствует жестким рамкам традиционной школы; такие дети быстро оттесняются в сторону, и к ним начинаются относиться как к неспособным.

Каган (1965) разделяет детей на вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и решают ее столько времени, сколько необходимо. Однако их основная мотивация — избегание неудачи. Их социальная активность незначительна, они мало участвуют в жизни коллектива, опасаются попадать в незнакомые социальные ситуации. Считаются успешными в обучении.

Импульсивные дети: хорошо входят в коллектив, не боятся рисковать, стремятся к быстрому успеху. Поэтому часто дают первый ответ, который приходит в голову (иногда это вызывает трудности в обучении, особенно чтению — пропускают строчки, подставляют одно слово вместо другого). При этом могут показывать не худшую успеваемость, чем вдумчивые дети, но их стиль поведения хуже вписывается в систему воспитания, в которой главным достоинством считается послушание, и они находятся в заведомо худших условиях.

У вдумчивых детей, благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи, больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их выдавать, у них также может развиться дивергентное и оригинальное мышление.

Личностные качества родителей.

Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни: они любят свою работу, энергичны и динамичны, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение. Главное их отличие — нонконформизм (независимость от постороннего мнения, от условностей или предрассудков общества). Они уверены в себе и ведут себя свободно, не заботясь особенно о своей репутации.

Если у детей имеются условия для развития и интеллектуальных, и творческих способностей — что будет преобладать? Это во многом зависит от взаимоотношения этих детей с родителями. В обоих случаях важно, чтобы ребенок ощущал человеческое тепло и уважение со стороны взрослых.

Источник