В ходе психического развития ребенка происходит

В ходе психического развития ребенка происходит thumbnail

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ребенка выделим основные составляющие.

В ходе психического развития ребенка происходит 1. Первым основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми». Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).
  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра. присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).
  4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.
  5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее эффекты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них мы будем говорить в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и — видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис — полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них — это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Наверное, поэтому Л.Н.Толстой называл это время «пустыней одиночества».

4. Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование — это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот-ветствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Ранее мы отмечали, что развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результируют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

Понятие
о развитии психики

Развитие
психики

это процесс
накопления количественных и качественных
изменений психики, обусловливающих
формирование и функционирование
личности. Исследователями выработано
две основных подхода к пониманию данного
процесса.
Представители первого
утверждают, что психическое развитие
носит непрерывный характер, т.е. не
останавливается, не ускоряется и не
замедляется. поэтому
каких-либо четких границ, отделяющих
один его этап от другого, не существует.
Однако
большинство исследователей являются
сторонниками второго
подхода: они убеждены, что развитие
дискретно (носит прерывистый характер).
начавшись
еще до рождения ребенка, оно разворачивается
и продолжается неравномерно (то
ускоряется, то замедляется). Это даёт
основания для выделения стадий или
этапов развития, качественно отличающихся
друг от друга. Все люди независимо от
индивидуальных особенностей проходят
каждую стадию развития.

Источники
и механизмы психического развития

Источниками
психического
развития
личности являются ведущая деятельность,
ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущая
деятельность

– это, деятельность,
которая преимущественно определяет
психическое развитие ребенка в
определенный период его жизни.
Каждый возрастной период характеризуется
особым видом деятельности. При переходе
из одного периода в другой меняется и
ведущая
деятельность
.
Ведущими в разные периоды могут быть
игра
(дошкольное детство), учеба
(младший школьный возраст), общение
(подростковый возраст), труд
(юношеский возраст). Определенному
возрасту могут быть присущи и две ведущих
деятельности. Пример. Младший школьный
возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря
ведущей деятельности достигаются
наибольшие результаты в развитии
познавательных процессов, происходит
формирование психологических (психических)
новообразований. психологические
новообразования

– качественные особенности психики,
которые впервые появляются в определенный
возрастной период и определяют сознание
человека, его отношение к среде, к
внутренней и внешней жизни.
Пример. дошкольный
возраст: формируются общие (вербальные,
креативные и т.п.) и специальные
(музыкальные, художественные, танцевальные
и т.п.) способности.

Ведущий
тип общения

– это общение, в результате которого
формируются и закрепляются основные
положительные черты личности. К типам
общения

относятся межличностный,
межгрупповой, личностно-групповой
и
т.п. Пример.

Противоречия,
возникающие в процессе психического
развития, могут приводить к кризисам
развития
(возрастным
кризисам). Кризисы
развития

это относительно непродолжительные
периоды, которые характеризуются резкими
психическими изменениями. Они необходимы
для нормального, поступательного
развития личности. Форма, длительность
и острота протекания кризисов существенно
отличаются в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, условий его
воспитания, типа семьи, общества и пр.
Примеры. кризис
трех лет; кризис младшего школьного
возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы
развития

Главные
механизмы
развития

– это интериоризация
и екстериоризация.
Процесс
превращения
внешних, практических действий во
внутренние, умственные, называется
интериоризацией
(лат. interior
— внутренний).
Благодаря
интериоризации психика человека
приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим
средством интериоризации является
слово,
которое выделяет и закрепляет в себе
существенные свойства вещей. Овладение
правильным употреблением слов есть
одновременно усвоение существенных
свойств вещей и способов оперирования
информацией. Усваивая слова, человек
фактически усваивает опыт человечества.
Таким образом, внутреннюю, психическую
деятельность можно рассматривать как
результат интериоризации внешней,
предметной деятельности. С другой
стороны, внешнюю, предметную деятельность
можно рассматривать как экстериоризациювнутренней,
психической деятельности.
Примеры.

Закономерности
психического развития

К
основным закономерностям
психического развития
человека
относятся:

1.Неравномерность
развития
.
Данная закономерность проявляется в
следующем.

А.
Развитие отдельных психических процессов
и функций происходит неравномерно.
Пример. у
одних людей в детском возрасте музыкальные
и хореографические способности
развиваются значительно быстрее, чем
у других (явление «вундеркиндов»). Однако
нет никаких гарантий, что и в дальнейшем
эта тенденция сохранится. по
данным психологов, примерно 75%
«вундеркиндов» во взрослой жизни не
становятся выдающимися мастерами своего
дела.

Б.
На разных этапах возрастного развития
одни свойства личностивыступают
как ведущие, другие развиваются менее
интенсивно. Пример. в
юношеском
возрасте наиболее активно развивается
память, что позволяет человеку именно
в этот период успешно овладевать знаниями
и навыками в различных областях науки,
искусства, техники и пр.

В.
Существуют наиболее благоприятные
возрастные периоды для развития
определенных психических функций. Их
называют сензитивними
периодами

или периодами
повышенной возрастной чувствительности
.
Пример. для
развития музыкальных способностей это
дошкольное детство, речи – возраст от
1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период
не использовать должным образом, развитие
соответствующего свойства либо
замедляется, либо становится невозможным.
Пример. «дети-маугли»,
у которых пропущен ряд сензитивних
периодов, не могут приспособиться к
человеческому обществу.

2.
Интеграция
психики
.
В основе развития психики лежит
повторяемость определенных ситуативных
состояний (тревога, агрессия, радость).
Закрепляясь в памяти, они постепенно
переходят в устойчивые свойства личности.
Пример. повторяемость
переживания радости приводит к
формированию оптимизма как черты
характера.

3.
Пластичность
психики и возможность компенсации одних
свойств другими.

Если определенные психические функции
и свойства развиты недостаточно или
отсутствуют, они могут компенсироваться
развитием других. Пример. на
фоне ослабленного зрения может развиваться
повышенная чувствительность к музыкальным
звукам.

Факторы
психического развития

Развитие
психики предполагает наличие биологических
предпосылок

(задатков),
лежащих в основе возникновения, развития
и функционирования психических свойств.
Развитие личности происходит под
воздействием двух основных факторов:
природного
и
социального.

Природный
фактор психического развития

(наследственность).
В качестве источника насле́дственности
(способности
организмов передавать свои признаки и
особенности развития потомству) выступает
генетический аппарат человека. В свою
очередь, характер общения, учебы,
воспитания и трудовой деятельности
детерминированы принадлежностью
человека к определенной нации, обществу,
культуре.

Становление
человеческого организма происходит по
определенной программе, заданной в
генотипе
(совокупности
генов). Генотипопределяет
тип анатомо-физиологической структуры
человеческого организма, его морфологические
и физиологические признаки, строение
нервной системы, принадлежность к
определенному полу, характер физического
созревания и пр.

Однако,
конечный результат, достигаемый на
каждом этапе индивидуального развития
человека, изначально в генотипе не
заложен. Существенное
влияние на него оказываютразличные
условия психического развития
:
развитие
и функционирование
мозга
,
общение
со взрослыми
как носителями социального опыта,
активность
самого индивида и пр.

Социальный
фактор психического развития

– это совокупность элементов социальной
среды, с которыми индивид взаимодействует
в ходе становления личности. в
зависимости от степени контакта с
индивидом социальная среда делится на
микросоциум
— близкое окружение ребенка (семья,
друзья, школьные и внешкольные малые
группы, педагоги) и макросоциум
— широкое общественное окружение, которое
влияет на развитие личности через СМИ,
Интернет и т.п.

Влияние
социального
фактора на развитие личности происходит
не прямо, непосредственно, а через
внутренние условия. Особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает как динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и новые
психологические образования, возникающие
к его концу, получило название социальной
ситуации развития.

Это специфическая для каждого возраста,
система отношений ребенка с окружающим
миром, которая изменяется при переходе
от одного возрастного этапа к другому.

единица
анализа социальной ситуации развития
переживание.
Переживание показывает, как в данный
момент среда влияет на развитие личности
ребенка. Из-за различия переживаний у
разных детей одна и та же жизненная
ситуация может по-разному сказываться
на их развитиии. пример.
Отношение разных детей к школьным
отметкам.

Развитие
и обучение

Развитие
ребенка тесно связано с процессом его
обучения. Обучением
называется деятельность учителя по
передаче учащимся знаний и жизненного
опыта, формированию у них умений и
навыков.
В психологической науке сложились два
основных подхода к проблеме соотношения
развития и обучения
.
Первый
разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал,
что развитие происходит как бы «само
по себе», а учеба лишь «приспосабливается»
к нему.

Автором
второго
был Л.С.Выготский. Он утверждал, что
ведущая роль принадлежит обучению,
которое «ведет за собой» развитие.
Психическое развитие ребенка, по
Выготскому, осуществляется в сотрудничестве
со взрослыми, которые передают ребенку
знания о предметах и способах их
примененения
в обществе, то есть обучают его.

Выготский
выдвинул идею об «уровне актуального
и зонеближайшего
развития ребенка». Он считал, что
состояние умственного развития можно
определить по двум уровням. Первый –
уровень
актуального развития

(умственные задания, которые ребенок
может выполнить самостоятельно), второй
зона
ближайшего развития

(задания, которые он может выполнить с
помощью взрослого).

Выготский
установил, что развитие ребенка, проходит
через зону ближайшего развития и только
потом переходит на уровень актуального.
В школе ребенок учится тому, что может
сделать в сотрудничестве с учителем,
под его руководством, при этом главной
формой обучения является подражание.
Поэтому зона ближайшего развития
является определяющей: то, что ребенок
сегодня может сделать сотрудничая со
взрослыми, завтра сумеет сделать и
самостоятельно, а следовательно, перейдет
на уровень актуального развития. Пример.

Выготский
обосновал возможность и необходимость
развивающего
обучения,

главная цель которого – не передача
знаний в готовом виде, а психическое
развитие ребенка в процессе их
приобретения. Пример.

Движущие
силы психического развития

Под
движущими
силами
развития
личности понимают собственные
потребности
ребенка, его мотивацию, внешние стимулы
его деятельности и общения, цели и
задачи, которые ставят взрослые перед
ребенком в процессе обучения и воспитания,
а также противоречия
между
внешними условиями психического развития
личности и ее потребностями, интересами,
целями.

в
разном возрасте эти противоречия могут
иметь разное содержание, формы проявления
и способы преодоления. На начальных
этапах жизни они могут не осознаваться,
но в последующем фиксируются самосознанием
и переживаются личностью как недовольство
собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды
противоречий
,
возникающих в процессе психического
развития ребенка:

1.
Между психологическими потребностями
ребенка и возможностями их удовлетворения.
Пример.

2.
Между новыми физическими и духовными
возможностями ребенка и существующим
отношением к ней со стороны взрослых.
Пример.

3.
Между требованиями со стороны общества,
взрослых и уровнем психического развития
ребенка. Пример.

4.
Между требованиями взрослых и желаниями
ребенка. Пример.

5.
Между знаниями и поступками, сознанием
и поведением ребенка. Пример.

Противоречия
возникают при переходе человека от
одного возрастного периода к другому
и проявляются в форме негативизма,
конфликтов со взрослыми и сверстниками,
противодействия их требованиям и пр.
Успешное преодоление противоречий
помогает личности подняться на новый
уровень развития, если же этого не
происходит, в личностном развитии могут
возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные
изменения психики

Психическое
развитие человека проявляется в
возрастных изменениях психики и
поведения. Данные изменения могут быть:

1.
Эволюционными
(сравнительно медленными и постепенными).
Пример. развитие
интеллекта в школьные годы.

2.
Революционными
(быстрыми, занимающими короткий промежуток
времени). Пример. Изменения в периоды
психологических кризисов.

3.
Ситуационными
(связанными с изменяющимися
обстоятельствами). Пример. развитие
музыкального или хореографического
мастерства под воздействием интенсивной
тренировки. Если человек перестает
тренироваться, уровень мастерства
падает.

Эволюционные
и революционные изменения являются
постоянными и необратимыми, ситуативные
– нуждаются в закреплении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник