В группе детского сада ребенок с отклонениями в развитии

В группе детского сада ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

Инклюзивное образование. Говорят о нем сейчас много. А на западе даже активно применяют. Сейчас решили внедрить и у нас в стране. Но что это за зверь такой? Давайте разберемся.

Текст:
Любовь Высоцкая·14 ноября 2016

— К нам в группу собираются перевести девочку с нарушениями в развитии! – Гнев моей приятельницы Кати был слышен даже по телефону. — Ты представляешь, к обычным детям!

— Не понимаю, – пожимаю плечами. — Ну, ребенок не совсем обычный. У нее тяжелое отклонение?

— Вроде нет…

— А что тогда не так?

— Да все не так! А если она агрессивная? Если она головой будет о стены биться? Если…

«Если» набралось минут на двадцать.

— Раньше таких детей поголовно в коррекционные школы отдавали. А теперь школы закрывают, а ребят по обычным садам-школам распихивают, – бушевала Катя.

А ведь Катя – это не зверь какой. Обычная среднестатистическая мамаша. Так неужели же с инклюзивным образованием все действительно так скверно?

Общество равных возможностей

Инклюзивное образование активно продвигают во всем мире, а в России начали пытаться создать нечто подобное совсем недавно. В чем суть? В том, чтобы дать возможность ребятам с особыми потребностями влиться в обычный коллектив своих сверстников – ведь невозможно социализироваться в обществе, если ты от него изолирован.

И если раньше детей с неврологическими проблемами отдавали в коррекционный детский сад, а оттуда в спецшколу, то теперь врачи рекомендуют отправлять «особых» ребят в самые рядовые учебные заведения.

Но у нас эту идею пока что встречают если не в штыки, то с недоумением. Мы попытались взглянуть на проблему с трех сторон. Своим мнением об инклюзивной системе с нами поделились мамы – обычных детей и «особенных». И воспитатели детских садов – те люди, которым и придется воплощать идею в жизнь.

«Таких детей нельзя в массы»

— Я против. Категорически. Если речь идет о каких-то глобальных проблемах со здоровьем и поведением, – ни секунды не думала над ответом Ольга, мама 6-летней Таисии. — Пусть простят меня родители «особых» детей, я прекрасно к ним всем отношусь, среди моих знакомых есть такие. Но в общий детский коллектив? Нет, нет, и еще раз нет. У старшего сына был один такой одноклассник. Бегал по классу во время занятий, бился в истериках, других детей кусал. Они в школу боялись ходить. Мы больше года добивались его перевода в коррекционную школу. Директора жалобами забросали. Слава богу, добились.

Младшая дочка Ольги сейчас в садике. У нее в группе есть несколько ребят с небольшими отклонениями. Но все они адекватны, их учат социализироваться.

— Но если мой ребенок пожалуется, что они регулярно мешают, обижают, срывают занятия, весь день орут, я первая пойду к заведующей. И буду требовать, чтобы их отправили на комиссию для заключения – могут ли они заниматься в общей группе. Неврологи пусть что угодно в их диагнозах пишут, я защищаю права своего ребенка.

Таких детей, на мой взгляд, вообще нельзя в массы. У них нервная система неокрепшая, недоразвитая. Им нужен комфорт, а не, простите, трэш. Неужели их родители не понимают, что дети страдают? — говорит Ольга.

«Не надо культивировать нетерпимость»

— Озвучивать диагноз сына не буду, слишком он сложен и многословен. Но внешне Марк самый обычный ребенок, ходил в обычный садик и осенью пойдет в обычную школу, – рассказывает Кристина, мама 7-летнего Марка.

Поначалу Кристине приходилось часами сидеть в садике, объяснять и показывать, как ее сын реагирует на разные ситуации. А потом все наладилось.

— До сада он совершенно не умел общаться, играть с другими ребятами. Сад дал ему огромный толчок в развитии. Да, первый год было тяжело. Марк не знал, что такое дисциплина, мешал всем. Рыдали все: и мы, и другие дети. И жалобы были, и намеки на перевод в коррекционный сад. Пришлось принести сразу три независимых заключения, что Марк может ходить в обычный садик, – вспоминает Кристина.

Мама очень благодарна воспитателям – по ее словам, они сумели разглядеть за внешними проблемами доброго, чуткого, ласкового мальчика. И помогли ему приспособиться к этому миру.

— Я очень боюсь школы. Там снова адаптироваться, и в раздевалке уже не посидишь… Но мы справимся. И другим мамам пожелаю не бояться общественного мнения. Инклюзивное образование дает нашим детям возможность не чувствовать себя изгоями. А другим родителям стоит вместо того, чтобы культивировать нетерпимость, наоборот, учить своих детей, что все они – вне зависимости от особенностей – равны, – уверена Кристина.

«Идея хороша. Но есть нюансы»

— Конечно, это прекрасно – социализировать детей. Я согласна, что детский коллектив приносит пользу. Мы часто наблюдаем, как дети, в чем-то отстающие от сверстников, достаточно быстро подтягиваются до их уровня, – делится Наталья, воспитатель.

Но, по мнению педагога, не все так гладко. Как говорится, есть нюансы. Во-первых, рядом с «особым» ребенком первое время должна быть мама. Во-вторых, при группе должен работать специалист. Человек с дипломом коррекционного педагога. Знающий и понимающий таких детей. Это даже прописано в законодательстве.

— Таких людей не хватает. Мало кто будет брать на работу отдельного специалиста из-за трех-четырех ребят. Нас тоже обучают, но очень поверхностно. Да, есть курсы, вебинары, можно получить дополнительное образование. Но не все готовы к этому, – говорит Наталья.

С ней сложно не согласиться: ребенок с отклонениями в развитии требует больше внимания, заботы. А когда в группе еще 25 детей? И все нуждаются в адаптации?

— А если он травмирует других ребят? Если он будет весь день кричать? Кидать в стены тарелки? Если он будет агрессивным? А если на него будут нападать другие дети из-за его «странности»? Ответственность-то на воспитателе, – поясняет Наталья. — Я не против инклюзии как таковой. Но считаю, что к такому праву на равное образование должны быть дополнения. Самое важное – не должно быть угрозы для других детей. Об их правах тоже нужно помнить.

Опрос

Можно ли «неуправляемым» детям учиться вместе с обычными?

  • Конечно, ведь иначе им никак не привыкнуть к жизни в обществе

  • Ни в коем случае. Это может быть опасно для обычных детей

  • Почему бы и нет? Только за каждым таким ребенком постоянно должен присматривать специалист

  • Свой вариант оставлю в комментариях

Читайте также:  Гленна домана гармоничное развитие ребенка скачать

Источник

Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду

Особый ребенок в детском саду

Слайд 2

«Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть»

Слайд3

Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.

На представленных диаграммах вы видите, что

• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.

• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).

• 30% детей с генетическими нарушениями

• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Слайд 4

Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;

• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);

• правительственные (постановления, распоряжения);

• ведомственные (Министерства образования);

• региональные (правительственные и ведомственные).

Слайд 5

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

И перед нами,педагогами возник ряд вопросов:

• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?

• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться

Слайд 6

Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только

• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и

• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)

• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)

• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.

Слайд 7

Рассмотрим категории детей с ОВЗ:

Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенкуможет быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,

Слайд 8

Следующая категория детей – это дети с диагнозом,но без инвалидности Это:

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением речи;

— дети с нарушением интеллекта;

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

— дети с задержкой психического развития;

— дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 9

Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает,что:

• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.

Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Слайд 10

Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам,и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Слайд 11

В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.

Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.

ПМПк ДОУ создаётся с целью :

• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,

• проведения их комплексного обследования и

• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Как правило,в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.

Слайд 12

На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,показаны все направления коррекционно-развивающей работы :

Психологическое, педагогическое и логопедическое

• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.

Слайд 13

Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.

План изучения традиционно включает такие мероприятия,как:

— беседа с родителями;

— изучение медицинской карты ребенка;

— обследование физического развития;

— обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);

Слайд 14

• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями,их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.

Слайд 15

• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.

Слайд 16

Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:

• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса

• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).

• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.

Читайте также:  Семейные факторы влияющие на развитие ребенка

• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.

• Консультирование родителей

Немного поясню, если в вашей группе есть ребенокс ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками

Слайд 17

Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Слайд 18

Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.

В процессе пребывания ребенка с особымиобразовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:

— Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)

— При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.

— Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.

— Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

— Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.

Слайд 19

Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен,поскольку многие из этих детей привыкли :

• к ежеминутной опеке родителей,

• они не имеют опыта установления социальных контактов,

• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.

Слайд 20

И в заключении,несколько рекомендаций:

Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др.,а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.

К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.

Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.

Слайд 21

Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.

Источник

Письмо Министерства образования России
№ 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному — процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и. специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогические помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социальноэкономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями о развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями разлития. Такие образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно о сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категории дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы и разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организации в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Читайте также:  Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается, две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности*) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

    * Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте образовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (о сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

Вид нарушенияКоличество детей в группе
Ясельная группаМладшая — подготовительная группа
Дети с отклонениямиНормально развивающиеся детиДети с отклонениямиНормально развивающиеся дети
Глухие2845
Слабослышащие3838
Слепые2648
Слабовидящие3836
С амблиопией и косоглазием510410
Легкая форма ДЦП48410
Др. нарушения опорно- двигательного аппарата610612
С задержкой психического развития410512
С нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени дебильности)510510
Не имеющие выраженных первичных отклонении в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально- волевой сферы)612612

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении,
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,
  • оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы,
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня — со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения — тифлопедагога, с нарушением интеллекта — олигофренопедагога, должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т. д.) К работе с воспитанниками смешанном группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится и условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО

Добрый день!
Очень рада, что такая важная проблема обсуждается на главном родительском сайте, ведь именно родители наши главные помошники и противники.
Мне,дефектологу по специальности и образу жизни,а также чиновнику управления образования очень бы хотелось обсудить эту проблему и получить рекомендации практиков по организации таких групп в ДОУ.
Пишите!
Наталья

02.05.2002 10:53:33, Наталья

Ох уж эти сказочники!:)

В детских садах отбоя нет от простых детей и то не берут, а тут указания по приёму сложных ребятишек. Заведующей, которая воплотит это указание в жизнь, надо при жизни памятник ставить.

13.03.2002 20:38:11, ПривеТ.Т.

Их бы устами, да мед пить…

12.03.2002 15:24:34, нати

Всего 23 сообщения Прочитать обсуждение полностью.

Источник