В чем суть системного подхода к изучению ребенка с отклонениями в развитии

Консультант рубрики Сушкова О.А., педагог-психолог

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

Характеристика нарушений при умственной отсталости

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно — педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях, а также при психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С. Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка. Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятель­ности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во — первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка яв­ляется важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка группы риска

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Источник

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог и педагог-дефектолог должны изучить документацию и собрать сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования они должны обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Важной составной частью изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом).

Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез: анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т. п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений. Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию.

Изучение ребенка с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-дефектолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-ой четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установления места дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей проводится в обязательном контакте с психоневрологом и школьным психологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необходимость в продолжение его изучения. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8—10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной школы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок работы группы — от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели — по 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Читайте также:  Уроки для раннего развития ребенка

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

При изучении детей большую помощь может оказать специальная программа.

Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 3598; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9141 — | 7368 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Один
из основных принципов диагностики
нарушенного развития — комплексный
подход — означает требование всестороннего
обследования и оценки особенностей
развития ребенка всеми необходимыми
специалистами (врачами, дефектологами,
психологами) и охватывает не только
познавательную деятельность, но
поведение, эмоции, волю, а также состояние
зрения, слуха, двигательной сферы,
неврологический статус, соматическое
состояние. Следовательно, изучение
ребенка включает как медицинское, так
и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское
обследование проводится врачами
(педиатром или терапевтом, невропатологом,
детским психиатром, офтальмологом,
отоларингологом, при необходимости —
аудиологом). Психолого-педагогическое
изучение ребенка осуществляют
педагог-дефектолог и психолог.

3.1. Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии

Медицинское
обследование, как правило, начинается
с изучения данных анамнеза.

Анамнез
собирается врачом и составляется на
основании ознакомления с документацией
ребенка и беседы с родителями (или
лицами, их заменяющими).

В
семейном анамнезе анализируются сведения
о семье ребенка и наследственности;
описывается состав семьи, возраст и
образовательный уровень каждого из ее
членов, характерологические особенности
родителей. Фиксируются психические,
неврологические, хронические соматические
заболевания родственников, патологические
особенности их физического облика.
Описываются семейно-бытовые условия,
в которых воспитывается ребенок, место
и характер работы родителей, в частности
наличие производственных вредностей
и длительность работы с ними. Дается
оценка взаимоотношений в семье, отношения
к ребенку. Фиксируются случаи приверженности
одного или обоих родителей к алкоголю
или наркотикам.

Личный
анамнез ребенка учитывает, как протекала
у матери беременность, не было ли
токсикоза, соматических заболеваний,
резус-конфликта, длительного приема
лекарственных препаратов и других
вредностей. Описываются особенности
родов, наличие признаков асфиксии плода,
родовой травмы, патологического
предлежания плода. Отмечается характер
помощи во время родов и затраченное на
оживление плода время. Указывается, не
было ли у ребенка врожденных пороков
развития, судорог, признаков желтухи.
Отмечается вес при рождении и время
начала кормления, срок пребывания в
роддоме.

Затем
перечисляются перенесенные ребенком
заболевания, указывается их острота,
характер, длительность, лечение, наличие
осложнений.

Фиксируются
случаи судорожных и других пароксизмальных
состояний; отмечается, в каком возрасте
они возникли, описывается характер
припадков и эпилептических эквивалентов,
их распределение во времени, характер
пред- и постприпадочных состояний,
отмечается противосудорожное лечение,
его регулярность и эффективность.

При
обследовании ребенка от рождения до 1
года врач-педиатр обращает внимание на
следующие диагностические показатели,
отмечая их в своих записях:


  • характер роста, вес, особенности развития
    перцептивных и локомоторных функций;


  • особенности сна, аппетита, длительность
    вскармливания грудью;


  • динамика эмоционального и интеллектуального
    развития;


  • преобладающее настроение, наличие
    вялости или возбудимости;


  • воспитывается ли ребенок дома или в
    яслях.

При
обследовании ребенка в возрасте от 1
года до 7 лет фиксируются особенности
его развития, их соответствие возрастным
показателям. Отмечается состояние
вегетативной сферы: особенности сна,
аппетита, переносимость жары и т.д.
Фиксируется наличие энуреза, его частота,
связь с психогенной ситуацией. При
описании развития моторики характеризуется
степень подвижности ребенка, наличие
вялости или двигательной расторможенности.
Фиксируется наличие или отсутствие
навыков опрятности и самообслуживания.

В
процессе медицинского обследования
ребенка устанавливается наличие
врожденных и приобретенных пороков
развития.

Исследуется
состояние полости рта (миндалин,
носоглотки), желудочно-кишечного тракта,
дыхательной, сердечно-сосудистой,
мочеполовой систем, измеряется
артериальное давление, устанавливается
наличие или отсутствие аллергических
явлений.

При
неврологическом
обследовании

врач-невропатолог обращает внимание
на особенности формы лица и черепа,
размеры черепа, врожденные или
приобретенные пороки и дисплазии,
гидроцефальные стигмы. Затем исследуются
черепно-мозговые нервы. Описывается
тонус жевательной мускулатуры, состояние
слюноотделительной функции, ширина и
симметричность глазных щелей, оскал
зубов, движения бровей и век, лба,
сохранность актов глотания, движения
языка, наличие его тремора и т.д.

Читайте также:  Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста

Далее
обследуется состояние двигательной
сферы: объем движений, их точность,
плавность, тонус мышц, их сила. Отмечается
наличие атрофии, спастических явлений,
дистонии, гипотонии, параличей, парезов,
гиперкинезов. Определяется координация
движений, фиксируются патологические
особенности походки.

Исследуются
различные виды чувствительности,
описываются менингиальные симптомы.
При исследовании состояния рефлекторной
сферы определяется равномерность,
живость и симметричность сухожильных
рефлексов, описываются патологические
рефлексы. Фиксируется наличие и характер
энуреза.

В
беседе выясняется состояние вегетативной
сферы: переносимость жары, холода,
изменение аппетита, ощущение сердцебиений,
наличие немотивированного субфибрилитета
или склонность к субнормальной
температуре.

Итог
осмотра ребенка врачом-невропатологом
— неврологический диагноз. Необходимо
отметить, что ценные дополнительные
сведения могут быть получены при
использовании краниографии и ЭЭГ, ЭхоЭГ.

С
помощью краниографии
устанавливаются врожденные дефекты
костей черепа, раннее расхождение/заращение
черепных швов. Метод помогает
диагностировать органические поражения
головного мозга, выявить указания на
возможное повышение внутричерепного
давления (усиление рисунка пальцевых
вдав-лений).

Электроэнцефалография
(ЭЭГ) регистрирует биотоки мозга.
Функционирование головного мозга
сопровождается биоэлектрическими
процессами. При возбуждении в нервных
клетках тканей мозга возникает разность
потенциалов, которая регистрируется и
измеряется при помощи высокочувствительных
аппаратов — электроэнцефалографов,
усиливающих и записывающих биопотенциалы
головного мозга.

При
визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание
на наличие волн, различающихся по частоте
колебаний, амплитуде, форме, регулярности,
выраженности реакции на внешние
раздражения.

Формирование
ЭЭГ, характерной для взрослого, происходит
постепенно; в связи с этим правильная
оценка ЭЭГ-показателей возможна с
обязательным учетом возраста ребенка.

Специфических
изменений ЭЭГ, характерных только для
определенного патологического процесса,
не существует. Тем не менее ряд
патологических паттернов чаще наблюдается
при некоторых нервно-психических
состояниях (эпилепсия, резидуально-органические
поражения). ЭЭГ-данные должны сопоставляться
с результатами клинического исследования,
которое имеет решающее значение для
установления диагноза.

Эхоэнцефалография
(ЭхоЭГ) — ультразвуковой метод исследования.
Используется, в частности, для получения
сведений о степени расширения III желудочка
мозга, что позволяет косвенным образом
судить о возможном повышении внутричерепного
давления.

При
установлении влияния на развитие ребенка
того или иного дефекта очень важны
данные о состоянии анализаторов.

Офтальмологическое
обследование

включает определение остроты зрения,
состояние глазного дна; исследуются
поля зрения, цветовое зрение,
глазодвигательные функции. Исследование
глазного дна позволяет косвенно судить
о состоянии сосудистой системы мозга,
изменениях мозговой гемодинамики; отек
соска зрительного нерва свидетельствует
о повышении внутричерепного давления
(внутричерепной гипертензии). В условиях
повышенного внутричерепного давления
вены глазного дна расширяются, становятся
извитыми; калибр вен превышает калибр
артерий.

Отоларингологическое
обследование

— врач выясняет способность ребенка
воспринимать на слух речь шепотную и
разговорной громкости. Затем определяется
максимальное расстояние, с которого
ребенок может воспринять на слух и
воспроизвести произносимые врачом
слова и фразы. Если во время обследования
возникает подозрение, что у ребенка
имеют место нарушения слуха, необходимо
направить его на консультацию к аудиологу,
который определяет необходимость
аудиологического исследования.

Психическое
состояние

оценивается детским психиатром
(психоневрологом). Прежде всего отмечаются
особенности внешнего вида и поведения
ребенка: выразительность, адекватность
мимики, особенности позы, движений,
походки, гиподинамия либо двигательное
беспокойство, расторможенность.
Анализируются отношение к беседе,
ориентировка в месте, во времени и
собственной личности.

Особенности
интеллектуального развития ребенка
подробно исследуются в процессе
психологического, педагогического и
логопедического обследования. Тем не
менее в беседе с ребенком врач фиксирует
особенности его внимания, некоторые
особенности памяти, мышления, речи.
Описываются особенности эмоциональной
сферы ребенка, его настроения: безразличие,
холодность, эмоциональная вялость либо
раздражительность, дурашливость и т.п.
Фиксируется наличие эмоциональной
лабильности, истощаемости, склонности
к аффектам, наличие тоски, страхов,
навязчивых переживаний. В беседе
выявляются особенности сферы инстинктов
и влечений: наличие повышенной
сексуальности, чрезмерное влечение к
еде либо отказ от пищи, склонность к
бродяжничеству и т.п. В процессе беседы
иногда могут быть выявлены и психотические
расстройства: нарушение сознания,
галлюцинации, бред.

На
основании клинического изучения ребенка
врач-психиатр (психоневролог) формулирует
психиатрический диагноз.

Как
мы уже указывали, медицинское обследование
ребенка и установление клинического
диагноза выполняется врачами, но педагог
и психолог должны знать полученные
данные. Материалы врачебных заключений
не только помогут специалистам
образовательных учреждений выбрать
правильную тактику психолого-педагогического
изучения ребенка, но и определят
содержание коррекционно-педагогического
воздействия в условиях того учреждения,
где ребенок будет находиться.

Для
того чтобы сделать образовательно-воспитательный
процесс максимально эффективным,
необходимы не только сведения о здоровье
ребенка, его физическом развитии, но и
знание таких индивидуальных особенностей,
как задатки и способности, интересы и
склонности и т.д., т.е. психологическое
и педагогическое изучение детей. Только
при этом условии можно добиться
полноценного развития ребенка и
своевременно оказывать ему необходимую
помощь на каждом возрастном этапе.
Безусловно, педагогическое и психологическое
изучение тесно связаны и их трудно
разделить — это единый процесс. И тем не
менее, чтобы сориентировать специалистов
в отдельных проблемах, от которых в
большей мере зависит успешность обучения
и формирование личности, мы кратко
рассматриваем каждый из них в отдельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник