В чем изменяется социальная ситуация развития ребенка в период его поступления в школ

В чем изменяется социальная ситуация развития ребенка в период его поступления в школ thumbnail

Социальная ситуация развития первоклассника

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с тем, что поступление ребёнка в школу совпадает с критическим периодом развития 6–7 лет, знаменующим переломный этап онтогенетического развития. В настоящее время доказано, что качественная перестройка сознания личности, смена социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности в критические периоды развития обусловливают сензитивность ребёнка к неблагоприятным воздействиям социальной среды, своеобразную цикличность в напряжении адаптационных механизмов.

При поступлении ребёнка в школу резко изменяется его социальная ситуация развития. Характеризуя её, Л. И. Божович отмечала, что, став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься учебной деятельностью как социально значимой, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. В школе возникает новая структура взаимоотношений ребёнка с окружающими. Система «ребёнок – взрослый» разделяется на системы «ребёнок – учитель» и «ребёнок – родитель». Система «ребёнок – учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Все требования, связанные с учебной деятельностью или положением школьника, очень значимы для детей 6–7 лет и вызывают у них стремление им отвечать. Хотя санкции взрослого практически не меняются, учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

Адаптация ребёнка к образовательной среде школы, как показывают результаты многочисленных исследований (Э. М. Александровская, А. Л. Венгер, Л. Н. Винокуров, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова и др.), протекает у школьников 6–7 лет по-разному и отличается по скорости и устойчивости. По данным Э. М. Александровской, большинство детей (56 %) адаптируются к школе в течение первых 2-х месяцев обучения, меньшая группа детей (30 %) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14 %) испытывает сложности адаптации в течение всего года. Результаты исследований Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникова свидетельствуют, что признаки нарушения адаптации встречаются у 15–40 % учащихся начальной школы. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту количества младших школьников с нарушениями адаптации к образовательной среде школы. По данным Л. Н. Винокурова, число детей с пограничными нервно-психическими расстройствами в первый год обучения достигает 70 %. По сравнению с прошлым десятилетием в полтора раза (с 25 %) возросло число учащихся начальной школы, не справляющихся с учебной программой.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что нарушения адаптации школьников 6–7 лет к образовательной среде определяются особенностями их социальной ситуации развития. Они связаны, во-первых, с необходимостью овладения операциональной стороной учебной деятельности как социально значимой. Овладение социальной стороной учения происходит у младших школьников латентно. Во-вторых, с осознанием детьми трудностей в учёбе и поведении в связи с отношением к ним учителя. И, в-третьих, с отношением семьи к ребёнку и его учёбе. Об этом писали Э. М. Александровская, Н. В. Белякова, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина. Н. Г. Лусканова, Е. В. Новикова.
При организации исследования факторов адаптации первоклассников мы исходили из того, что адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде – это многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития. Этот процесс детерминирован объективными и субъективными факторами и содействует формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения. К объективным факторам относится смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений. А к субъективным факторам – совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов её структуры. Они направлены на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.

Задача определения факторов адаптации первоклассников к образовательной среде решалась с помощью факторного анализа (методом главных компонент) двух групп показателей. Первая группа показателей отражала характер социальных отношений школьников, вторая – их индивидуально-личностные особенности.

В ходе нашего исследования были определены группы факторов адаптации первоклассников к образовательной среде школы (факторы успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации). Дифференциация факторов на группы осуществлялась с учётом положительного или отрицательного их влияния на школьников с различным уровнем адаптации к образовательной среде (полная адаптация, неполная адаптация, затруднённая адаптация и дезадаптация).

Большинство адаптированных школьников 6–7 лет (от 57,7 % до 91,7 %) находятся в зоне с положительными значениями по таким факторам, как эмоциональная привлекательность учителя, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость и умственное развитие. В этой группе у 61,6 % учеников были выявлены отрицательные значения по фактору подверженности чувствам, что свидетельствует об их добросовестности и ответственности. Сочетание этих психологических факторов обусловливает успешность протекания адаптации школьников к образовательной среде в период возрастного кризиса 6–7 лет. Следует отметить, что внутриличностными детерминантами успешности адаптации школьников 6–7 лет выступают качества личности, характеризующие её эмоционально-волевую (эмоциональная зрелость, ответственность и добросовестность) и когнитивную (умственное развитие) сферы.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка своими руками

Факторами риска дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональное неблагополучие, социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная незрелость и подверженность чувствам. Об этом свидетельствуют положительные значения, выявленные у большинства школьников 6–7 лет с затруднённой адаптацией (от 66,7 % до 100 %), по факторам тревожности в ситуациях школьного взаимодействия, социальной стрессированности, эмоциональной реактивности, подверженности чувствам. При этом у них были зафиксированы отрицательные значения по факторам эмоционального благополучия (91,7 %) и эмоциональной зрелости (75 %).
Под влиянием факторов риска дезадаптации у первоклассников возникает затруднённая адаптация. Под затруднённой адаптацией школьника мы понимаем дисгармоничное психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определённый момент времени, интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативно-поведенческого) и характеризующее личностно-функциональную незрелость школьника.

В ходе исследования было установлено, что у первоклассников психологическими особенностями затрудненной адаптации являются тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в сочетании со слабо развитым самоконтролем.
Факторами дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают дезадаптивное поведение, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками и умственное развитие. Как показали результаты исследования, большинство дезадаптированных школьников 6–7 лет находятся:
– в зоне с положительными значениями по факторам дезадаптивного поведения – проявления недоверия к новым людям, вещам, ситуациям – от 59,3 % до 66,7 %.
– в зоне с отрицательными значениями по факторам эмоциональной привлекательности учителя, успешности социальных контактов с взрослыми и сверстниками, умственного развития – от 70,4 % до 85,2 %. При этом у них наиболее часто встречающимися симптомокомплексами дезадаптивного поведения являются уход в себя, враждебность к взрослым и неугомонность.

На основе полученных экспериментальных данных была разработана модель адаптации первоклассников к образовательной среде школы, направленная на профилактику факторов риска дезадаптации и возникновения такого феномена, как затруднённая адаптация.

Источник

Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, èäóùåãî â øêîëó. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Àäàïòàöèÿ ê øêîëå äåòåé ñ ðàçíûì ñîäåðæàíèåì è óðîâíåì ãîòîâíîñòè ê îáó÷åíèþ. Êðèçèñ ñåìè ëåò. Ìîòèâàöèîííàÿ íåãîòîâíîñòü.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

5

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

  • ÂÂÅÄÅÍÈÅ 3
  • 1.Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, 4
  • ïîñòóïàþùåãî â øêîëó 4
  • 2.Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå 6
  • 3.Îñîáåííîñòè àäàïòàöèè ê øêîëå äåòåé ñ ðàçíûì ñîäåðæàíèåì è óðîâíåì ãîòîâíîñòè ê îáó÷åíèþ 8
  • ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ 10
  • ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ 11

Ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó ñîâïàäàåò ñ ïðîÿâëåíèåì ó íåãî êðèçèñà, ïîëó÷èâøåãî íàçâàíèå «êðèçèñ ñåìè ëåò». Êðèçèñ ñåìè ëåò — ýòî óñëîâíîå íàçâàíèå. Íåçàâèñèìî îò òîãî, êîãäà ðåáåíîê ïîøåë â øêîëó, â øåñòü èëè ñåìü ëåò, îí â êàêîé-òî ìîìåíò ñâîåãî ðàçâèòèÿ ïðîõîäèò ÷åðåç êðèçèñ. Ýòîò ïåðåëîì ìîæåò íà÷àòüñÿ â ñåìü ëåò, à ìîæåò ñìåñòèòüñÿ ê øåñòè èëè âîñüìè ãîäàì. Êàê âñÿêèé êðèçèñ, êðèçèñ ñåìè ëåò íå æåñòêî ñâÿçàí ñ îáúåêòèâíûì èçìåíåíèåì ñèòóàöèè. Âàæíî, êàê ðåáåíîê ïåðåæèâàåò òó ñèñòåìó îòíîøåíèé, â êîòîðóþ îí âêëþ÷åí, — áóäü òî ñòàáèëüíûå îòíîøåíèÿ èëè ðåçêî ìåíÿþùèåñÿ. Èçìåíèëîñü âîñïðèÿòèå ñâîåãî ìåñòà â ñèñòåìå îòíîøåíèé — çíà÷èò, ìåíÿåòñÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ, è ðåáåíîê îêàçûâàåòñÿ íà ãðàíèöå íîâîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà.

Òåïåðü ðåáåíîê ïðèõîäèò ê îñîçíàíèþ ñâîåãî ìåñòà â ìèðå îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé. Îí îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ çíà÷åíèå íîâîé ñîöèàëüíîé ïîçèöèè — ïîçèöèè øêîëüíèêà, ñâÿçàííîé ñ âûïîëíåíèåì âûñîêî öåíèìîé âçðîñëûìè ó÷åáíîé ðàáîòû. È ïóñòü æåëàíèå çàíÿòü ýòî íîâîå ìåñòî â æèçíè ïîÿâèëîñü ó ðåáåíêà íå â ñàìîì íà÷àëå îáó÷åíèÿ, à íà ãîä ïîçæå, âñå ðàâíî ôîðìèðîâàíèå ñîîòâåòñòâóþùåé âíóòðåííåé ïîçèöèè êîðåííûì îáðàçîì ìåíÿåò åãî ñàìîñîçíàíèå. Êàê ñ÷èòàåò Ë.È. Áîæîâè÷, êðèçèñ ñåìè ëåò — ýòî ïåðèîä ðîæäåíèÿ ñîöèàëüíîãî «ÿ» ðåáåíêà.

Èçìåíåíèå ñàìîñîçíàíèÿ ïðèâîäèò ê ïåðåîöåíêå öåííîñòåé. Òî, ÷òî áûëî çíà÷èìî ðàíüøå, ñòàíîâèòñÿ âòîðîñòåïåííûì. Ñòàðûå èíòåðåñû, ìîòèâû òåðÿþò ñâîþ ïîáóäèòåëüíóþ ñèëó, íà ñìåíó èì ïðèõîäÿò íîâûå. Âñå, ÷òî èìååò îòíîøåíèå ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè (â ïåðâóþ î÷åðåäü, îòìåòêè), îêàçûâàåòñÿ öåííûì, òî, ÷òî ñâÿçàíî ñ èãðîé, — ìåíåå âàæíûì. Ìàëåíüêèé øêîëüíèê ñ óâëå÷åíèåì èãðàåò è èãðàòü áóäåò åùå äîëãî, íî èãðà ïåðåñòàåò áûòü îñíîâíûì ñîäåðæàíèåì åãî æèçíè.

1.Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïîñòóïàþùåãî â øêîëó

Ñ ïîñòóïëåíèÿ ðåáåíêà â øêîëó óñòàíàâëèâàåòñÿ íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ. Öåíòðîì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ñòàíîâèòñÿ ó÷èòåëü. Ñàì ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ «îáùåñòâåííûì» ñóáúåêòîì è èìååò òåïåðü ñîöèàëüíî çíà÷èìûå îáÿçàííîñòè, âûïîëíåíèå êîòîðûõ ïîëó÷àåò îáùåñòâåííóþ îöåíêó. Âñÿ ñèñòåìà æèçíåííûõ îòíîøåíèé ðåáåíêà ïåðåñòðàèâàåòñÿ è âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ òåì, íàñêîëüêî óñïåøíî îí ñïðàâëÿåòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè. Âåäóùåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ñòàíîâèòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà îïðåäåëÿåò âàæíåéøèå èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â ðàçâèòèè ïñèõèêè äåòåé íà äàííîì âîçðàñòíîì ýòàïå.

Читайте также:  Основные показатели психомоторного развития ребенка

 ðàìêàõ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñêëàäûâàþòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå íîâîîáðàçîâàíèÿ, õàðàêòåðèçóþùèå íàèáîëåå çíà÷èìûå äîñòèæåíèÿ â ðàçâèòèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è ÿâëÿþùèåñÿ ôóíäàìåíòîì, îáåñïå÷èâàþùåì ðàçâèòèå íà ñëåäóþùåì âîçðàñòíîì ýòàïå. Ñ íà÷àëîì øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ ìûøëåíèåâûäâèãàåòñÿ â öåíòð ñîçíàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà. Ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ïðîèçâîëüíîñòü ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, ñêëàäûâàåòñÿ íîâûé òèï îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè. Ê îêîí÷àíèþ íà÷àëüíîé øêîëû áåçóñëîâíûé àâòîðèòåò ó÷èòåëÿ äëÿ ðåáåíêà ñíèæàåòñÿ, íà÷èíàþò ïðèîáðåòàòü áîëüøîå çíà÷åíèå ñâåðñòíèêè è îòíîøåíèÿ ñ íèìè.

Ïîñòóïàÿ â øêîëó, äåòè ïðîÿâëÿþò ðàçíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ, êîòîðûå ìîæíî âûäåëèòü êàê åãî âàðèàíòû: 1)íîðìàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ââèäó äîñòàòî÷íîé øêîëüíîé ãîòîâíîñòè; 2)äåòè ñ çàòðóäíåííîé àäàïòàöèåé, èìåþùåé ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû.

 ÷àñòíîñòè îäíîé èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ ïðè÷èí çàòðóäíåííîé àäàïòàöèè ê øêîëå âûñòóïàåò íåäîñòàòî÷íàÿ øêîëüíàÿ ãîòîâíîñòü, ñêàçûâàþùàÿñÿ â ìîòèâàöèîííîé íåãîòîâíîñòè (ðåáåíîê áîëüøå õî÷åò èãðàòü, ÷åì ó÷èòüñÿ); íåäîñòàòî÷íîé ñôîðìèðîâàííîñòè ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ è ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (íàïðèìåð, ðåáåíîê íå ìîæåò óäåðæèâàòü âíèìàíèå íà óðîêå, íå ìîæåò â äîñòàòî÷íîì îáúåìå çàïîìèíàòü, òàê êàê íå èìååò äëÿ ýòîãî äîñòàòî÷íûõ âíóòðåííèõ ñðåäñòâ). Êðîìå òîãî, îñëîæíåííûå âàðèàíòû ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü ñâÿçàíû ñ îðãàíè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè:

1. Äåòè ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ (ãèïåðàêòèâíûå): ÷ðåçìåðíàÿ àêòèâíîñòü, ñóåòëèâîñòü, íåâîçìîæíîñòü ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå. Ó ìàëü÷èêîâ âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå, ÷åì ó äåâî÷åê. Ãèïåðàêòèâíîñòü — öåëûé êîìïëåêñ íàðóøåíèé. Íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàòü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå. Ó÷åáíûå çàíÿòèÿ íåîáõîäèìî ñòðîèòü ïî ñòðîãîìó ãðàôèêó. Èãíîðèðîâàòü âûçûâàþùèå ïîñòóïêè è îáðàùàòü âíèìàíèÿ íà õîðîøèå ïîñòóïêè. Îáåñïå÷èâàòü äâèãàòåëüíóþ ðàçðÿäêó.

2. Ëåâîðóêèé ðåáåíîê (10% ëþäåé). Ñíèæåííàÿ ñïîñîáíîñòü çðèòåëüíî-äâèãàòåëüíûõ êîîðäèíàöèé. Äåòè ïëîõî ñðèñîâûâàþò èçîáðàæåíèÿ, èìåþò ïëîõîé ïî÷åðê, íå ìîãóò äåðæàòü ñòðî÷êó. Èñêàæåíèå ôîðìû, çåðêàëüíîñòü ïèñüìà. Ïðîïóñê è ïåðåñòàíîâêà áóêâ ïðè ïèñüìå. Îøèáêè ïðè îïðåäåëåíèè «ïðàâî» è «ëåâî». Îñîáàÿ ñòðàòåãèÿ ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè. Ýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü, îáèä÷èâîñòü, òðåâîæíîñòü, ñíèæåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Äëÿ àäàïòàöèè íåîáõîäèìû îñîáûå óñëîâèÿ: ïðàâîíàêëîííûé ðàçâîðîò â òåòðàäè, íå òðåáîâàòü áåçîòðûâíîãî ïèñüìà, ðåêîìåíäóåòñÿ ñàæàòü ó îêíà, ñëåâà çà ïàðòîé.

Êðîìå òîãî, âñòðå÷àþòñÿ íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû. Ýòî àãðåññèâíûå äåòè, ýìîöèîíàëüíî ðàñòîðìîæåííûå, çàñòåí÷èâûå, òðåâîæíûå, ðàíèìûå. Ïðè÷èíàìè ýòîãî ìîãóò áûòü îñîáåííîñòè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, òèï òåìïåðàìåíòà, îòíîøåíèå ó÷èòåëÿ ê ðåáåíêó.

Ïîä ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòüþ ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ïîíèìàåòñÿ íåîáõîäèìûé è äîñòàòî÷íûé óðîâåíü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äëÿ îñâîåíèÿ øêîëüíîé ó÷åáíîé ïðîãðàììû â óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ â êîëëåêòèâå ñâåðñòíèêîâ.

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå — ñëîæíîå îáðàçîâàíèå, ïðåäïîëàãàþùåå äîñòàòî÷íî âûñîêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìîòèâàöèîííîé, èíòåëëåêòóàëüíîé ñôåð è ñôåðû ïðîèçâîëüíîñòè. Îáû÷íî âûäåëÿþò äâà àñïåêòà ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè — ëè÷íîñòíóþ (ìîòèâàöèîííóþ) è èíòåëëåêòóàëüíóþ ãîòîâíîñòü ê øêîëå. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü âêëþ÷àåò â ñåáÿ: 1)îðèåíòèðîâêó â îêðóæàþùåì; 2)çàïàñ çíàíèé; 3)ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ (ñïîñîáíîñòü îáîáùàòü, ñðàâíèâàòü, êëàññèôèöèðîâàòü îáúåêòû); 4)ðàçâèòèå ðàçíûõ òèïîâ ïàìÿòè (îáðàçíîé, ñëóõîâîé, ìåõàíè÷åñêîé è äð.); 5)ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ; Ìîòèâàöèîííàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå âêëþ÷àåò â ñåáÿ:

Âíóòðåííÿÿ ìîòèâàöèÿ (ò.å. ðåáåíîê õî÷åò èäòè â øêîëó, ïîòîìó ÷òî òàì èíòåðåñíî è îí õî÷åò ìíîãî çíàòü), à íå ïîòîìó ÷òî ó íåãî áóäåò íîâûé ðàíåö èëè ðîäèòåëè ïîîáåùàëè êóïèòü âåëîñèïåä (âíåøíÿÿ ìîòèâàöèÿ).

Ïðîãðàììà äèàãíîñòèêè ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ñòðîèòñÿ íà íàó÷íûõ îñíîâàíèÿõ. Ìåòîäèêè è äèàãíîñòè÷åñêèå èãðû äîëæíû îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì: 1)îáñëåäîâàíèå íå äîëæíî áûòü ñëèøêîì äèëòåëüíûì, òàê êàê îíî äîëæíî âïûñûâàòüñÿ âî âðåìåííûå ðàìêè çàïèñè äåòåé â øêîëó; 2)ìåòîäèêè äîëæíû äàâàòü ñâåäåíèÿ î ìîòèâàöèîííîé ãîòîâíîñòè äåòåé ê øêîëå; 3)ïðîãðàììà îáñëåäîâàíèÿ äîëæíà ñîäåðæàòü íåîáõîäèìûå è äîñòàòî÷íûå êîìïîíåíòû äëÿ çàêëþ÷åíèÿ î ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå.

Ãîòîâíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â ìîòèâàöèîííîé, ïðîèçâîëüíîé, èíòåëëåêòóàëüíîé è ðå÷åâîé ñôåðàõ. Ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåò íîâûé òèï âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà — ó÷åáíîé. Ðàçâèòèå òàêîé ìîòèâàöèè âîçìîæíî òîëüêî òîãäà, êîãäà èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü êàê âåäóùàÿ èñ÷åðïàëà ñâîè âîçìîæíîñòè ïî îáðàçîâàíèþ «çîí áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» è ðåáåíîê â íåé óæå ïîëíîöåííî ðàçâèâàòüñÿ íå ìîæåò. Åñëè ðåáåíîê íå ïðîøåë âñå ñòàäèè èãðû, òî ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ê ìîìåíòó ïîñòóïëåíèÿ â øêîëó â åãî ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè íå íàáëþäàåòñÿ êðèçèñ ñåìè ëåò, è, êàê ñëåäñòâèå, íå âîçíèêàåò ñïåöèôè÷åñêàÿ, íîâàÿ äëÿ ðåáåíêà, ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ.

Äèàãíîñòè÷åñêèå ïðîãðàììû îïðåäåëåíèÿ ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ îáû÷íî ñîñòàâëÿþò èç òàêèõ çàäàíèé, êîòîðûå ïðåäïîëàãàþò ñëåäîâàíèå îïðåäåëåííûì ïðàâèëàì.

Äóáðîâèíà È.Â. ïðèâîäèò âàðèàíò òàêîé äèàãíîñòè÷åñêîé ïðîãðàììû:

1)Èññëåäîâàíèå àôôåêòèâíî-ïîòðåáíîñòíîé ñôåðû

-ìåòîäèêà ïî îïðåäåëåíèþ äîìèíèðîâàíèÿ ïîçíàâàòåëüíîãî èëè èãðîâîãî ìîòèâà â àôôåêòèâíî-ïîòðåáíîñòíîé ñôåðå ðåáåíêà (ðåáåíîê äîëæåí ñäåëàòü âûáîð ìåæäó èãðîé ñ èãðóøêàìè èëè ñëóøàíèåì íîâîé ñêàçêè);

-ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ áåñåäà ïî âûÿâëåíèþ âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà (äåòè, îáëàäàþùèå ñèëüíûì ïîçíàâàòåëüíûì ìîòèâîì ïðåäïî÷èòàþò â ðåàëüíîñòè èëè âîîáðàæåíèè çàíèìàòü ïîçèöèþ ó÷åíèêà, à íå ó÷èòåëÿ);

2)Ïðîèçâîëüíàÿ ñôåðà

-ìåòîäèêà «äîìèê» (èññëåäóåòñÿ ðàçâèòèå ìåëêîé ìîòîðèêè);

-ìåòîäèêà «äà è íåò» (ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ èññëåäîâàíèÿ óìåíèé äåéñòâîâàòü ïî ïðàâèëàì);

3)Èíòåëëåêòóàëüíàÿ è ðå÷åâàÿ ñôåðà

-ìåòîäèêà «ñàïîæêè» (ïîçâîëÿåò èññëåäîâàòü îáó÷àåìîñòü äåòåé è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïðîöåññà îáîáùåíèÿ);

Читайте также:  Курсовая на тему воспитание и развитие ребенка

-ìåòîäèêà «ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîáûòèé» (èññëåäóåòñÿ ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ðå÷ü è îáîáùåíèå);

-ìåòîäèêà «çâóêîâûå ïðÿòêè» (èññëåäóåòñÿ ôîíåìàòè÷åñêèé ñëóõ).

Ïðè îðãàíèçàöèè ïñèõîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ øêîëû íåîáõîäèìî, ÷òîáû äåòè â êîëè÷åñòâå ïÿòè ÷åëîâåê ïðîõîäèëè â îòäåëüíîå ïîìåùåíèå äëÿ âûïîëíåíèÿ îäíîé-äâóõ ìåòîäèê. Ñ íèìè â ýòî âðåìÿ çàíèìàåòñÿ îäèí âçðîñëûé, ïåäàãîã èëè ïñèõîëîã. Êîìíàòà, â êîòîðîé ìîæíî âûÿâèòü ìîòèâàöèîííóþ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ äîëæíà áûòü ñíàáæåíà èãðóøêàìè, òàê êàê îíè ÿâëÿþòñÿ îáÿçàòåëüíûì ìàòåðèàëîì äëÿ âûïîëíåíèÿ ìåòîäèêè. Òàì, ãäå ýòî íåîáõîäèìî, äåòè äîëæíû îñòàòüñÿ íà íåêîòîðîå âðåìÿ áåç ðîäèòåëåé, òàê êàê ðîäèòåëè ñëó÷àéíî èëè îñîçíàííî ìîãóò ïîâëèÿòü íà îòâåò ðåáåíêà.

Âñå ñâåäåíèÿ î ïñèõîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè çàíîñÿòñÿ â ñïåöèàëüíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå çàêëþ÷åíèå.  íåì, êðîìå âûõîäíûõ äàííûõ ðåáåíêà, ïðåäïî÷òèòåëüíû òàêèå ãðàôû: 1)äàííûå îá îñîáåííîñòÿõ ðàçâèòèÿ, îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ íà ïðåäûäóùèõ ýòàïàõ; 2)ñâåäåíèÿ î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ; 3)äàííûå î ïðîâåäåíèèè äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû (èñïîëüçîâàííûå ìåòîäû, ðåçóëüòàòû); 4)äàííûå î ïñèõîêîððåêöèîííîé, ðàçâèâàþùåé ðàáîòå; 5)äàííûå î ñîâìåñòíîé ðàáîòå ñ ïåäàãîãàìè (çàïèñü áåñåä ñ ó÷èòåëÿìè, âîñïèòàòåëÿìè; õàðàêòåðèñòèêà, êîòîðóþ îíè äàþò ðåáåíêó; ðåêîìåíäàöèè ïñèõîëîãà, ñîâìåñòíî ïðèíÿòûå ðåøåíèÿ, àíàëèç õîäà è âûïîëíåíèÿ ðåøåíèé è ðåêîìåíäàöèé); 6)äàííûå î ñîâìåñòíîé ðàáîòå ñ ðîäèòåëÿìè; 7)êîïèè çàêëþ÷åíèé äëÿ òðåòüèõ ëèö è èíñòàíöèé; 8)çàêëþ÷åíèÿ ñïåöèàëèñòîâ, ïîëó÷åííûå â îòâåò íà çàïðîñ ïñèõîëîãà ïî ïîâîäó ðåáåíêà; 9)äîïîëíèòåëüíûå äàííûå. Îñîáûå îòìåòêè.

Äàëåêî íå âñå äåòè ïðèõîäÿò â øêîëó ñ äîñòàòî÷íûì óðîâíåì ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Äåòè ïðîÿâëÿþò ðàçíûé óðîâåíü ëè÷íîñòíîé ãîòîâíîñòè (â òîì ÷èñëå è ìîòèâàöèîííîé ãîòîâíîñòè, ãîòîâíîñòè çàíèìàòü âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà), è ðàçíûé óðîâåíü ïðîèçâîëüíîñòè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Îòêëîíåíèÿ, îáóñëîâëåííûå ðàçëè÷íûìè âèäàìè íåãîòîâíîñòè ðàçíîîáðàçíû: îò ÇÏÐ (çàäåðæåê ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ) äî ýìîöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé. Ïðè ðàçëè÷íûõ âèäàõ íåãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ íåîáõîäèìû ðàçëè÷íûå âèäû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè òàêèì äåòÿì â àäàïòàöèè ê øêîëå.

Äëÿ ìàëåíüêèõ øêîëüíèêîâ ñ íåäîðàçâèòèåì ïðîèçâîëüíîñòè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ íåîáõîäèìî ïëàíèðîâàòü è ïðîâîäèòü ñïåöèàëüíóþ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùóþ ðàáîòó. Íåîáõîäèìî ðàçâèâàòü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå äåòåé ÷åðåç ðàçâèòèå ðàçëè÷íûõ åãî ñâîéñòâ (êîíöåíòðàöèè, óâåëè÷åíèÿ îáúåìà, òðåíèðîâêè ðàñïðåäåëåíèÿ, ïåðåêëþ÷åíèÿ è ò.ä.). Âàæíåéøèì ìîìåíòîì â ðàçâèòèè ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ øêîëüíèêà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå êîíòðîëÿ, ñàìîêîíòðîëÿ. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå ïðîãðàììû äîëæíû âêëþ÷àòü è ðàçâèòèå ëîãè÷åñêîé ïàìÿòè, ñâÿçàííîé ñ ðàçâèòèåì ïèñüìà è ðèñóíêà. Îáùåå óìñòâåííîå ðàçâèòèå, íàïðàâëåííîå íà ñïîñîáíîñòü ê àíàëèçó, ñòàíîâëåíèå âíóòðåííåãî ïëàíà äåéñòâèÿ, ðàçâèòèå ðåôëåêñèè. Î÷åíü ÷àñòî ñîâðåìåííûå ïåðâîêëàññíèêè ñòðàäàþò íåäîðàçâèòèåì ìåëêîé è êðóïíîé ìîòîðèêè. Ýòî ÿâëÿåòñÿ ïðåïÿòñòâèåì ê îâëàäåíèþ ïèñüìîì.

Áîëåå èíòåíñèâíûå è ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå çàíÿòèÿ ñîâìåñòíî ñ äåôåêòîëîãàìè ïîêàçàíû äåòÿì ñ çàäåðæêàìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñóùíîñòü êîòîðûõ òàêæå ñâîäèòñÿ ê ñóùåñòâåííîìó íåäîðàçâèòèþ ïðîèçâîëüíîñòè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ.

Äåòÿì, íå ãîòîâûì çàíèìàòü âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà, íåîáõîäèìû çàíÿòèÿ ñ ïñèõîëîãîì è ïåäàãîãîì ïî ðàçâèòèþ ïîçíàâàòåëüíîé è ó÷åáíîé ìîòèâàöèè. Ïðè ýòîì íåëüçÿ ëèøàòü ðåáåíêà âîçìîæíîñòè èãðàòü â èíòåðåñíûå äëÿ íåãî èãðû. Ðàçâèòèå øêîëüíîé ìîòèâàöèè äîëæíî ïðîèñõîäèòü èñïîäâîëü, ïàðàëëåëüíî ñ èãðîé. Íà îñíîâå øêîëüíîé ìîòèâàöèè ðåáåíîê îâëàäååò íîâûìè âèäàìè ïîâåäåíèÿ, àäåêâàòíûìè øêîëüíûì óñëîâèÿì. Äëÿ èõ ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïîâåäåíèå ðåáåíêà ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâûâàòü, ñòàâÿ ïåðåä ðåáåíêîì íîâûå öåëè, è, äîáèâàÿñü ïðèíÿòèÿ èõ ðåáåíêîì. Íóæíî îðãàíèçîâàòü ïðîöåññ ðàáîòû ñ ðåáåíêîì òàê, ÷òîáû ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ïðåâðàùåíèÿ «çíàåìûõ» ìîòèâîâ â «ðåàëüíî äåéñòâóþùèå».

 ïåðèîä êðèçèñà ñåìè ëåò ïðîÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî Ë.Ñ.Âûãîòñêèé íàçûâàåò îáîáùåíèåì ïåðåæèâàíèé. Öåïü íåóäà÷ èëè óñïåõîâ (â ó÷åáå, â øèðîêîì îáùåíèè), êàæäûé ðàç ïðèìåðíî îäèíàêîâî ïåðåæèâàåìûõ ðåáåíêîì, ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ óñòîé÷èâîãî àôôåêòèâíîãî êîìïëåêñà — ÷óâñòâà íåïîëíîöåííîñòè, óíèæåíèÿ, îñêîðáëåííîãî ñàìîëþáèÿ èëè ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé çíà÷èìîñòè, êîìïåòåíòíîñòè, èñêëþ÷èòåëüíîñòè. Êîíå÷íî, â äàëüíåéøåì ýòè àôôåêòèâíûå îáðàçîâàíèÿ ìîãóò èçìåíÿòüñÿ, äàæå èñ÷åçàòü ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ îïûòà äðóãîãî ðîäà. Íî íåêîòîðûå èç íèõ, ïîäêðåïëÿÿñü ñîîòâåòñòâóþùèìè ñîáûòèÿìè è îöåíêàìè, áóäóò ôèêñèðîâàòüñÿ â ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè è âëèÿòü íà ðàçâèòèå ñàìîîöåíêè ðåáåíêà, åãî óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé.

Áëàãîäàðÿ îáîáùåíèþ ïåðåæèâàíèé, â ñåìü ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ëîãèêà ÷óâñòâ. Ïåðåæèâàíèÿ ïðèîáðåòàþò íîâûé ñìûñë äëÿ ðåáåíêà, ìåæäó íèìè óñòàíàâëèâàþòñÿ ñâÿçè, ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé áîðüáà ïåðåæèâàíèé. Òàêîå óñëîæíåíèå ýìîöèîíàëüíî-ìîòèâàöèîííîé ñôåðû ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ âíóòðåííåé æèçíè ðåáåíêà. Õîòÿ âíåøíèå ñîáûòèÿ, ñèòóàöèè, îòíîøåíèÿ ñîñòàâëÿþò ñîäåðæàíèå ïåðåæèâàíèé, îíè ñâîåîáðàçíî ïðåëîìëÿþòñÿ â ñîçíàíèè, è ýìîöèîíàëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î íèõ ñêëàäûâàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ëîãèêè ÷óâñòâ ðåáåíêà, åãî óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé, îæèäàíèé è ò.ä. Ïîÿâëÿåòñÿ ñìûñëîâàÿ îðèåíòèðîâî÷íàÿ îñíîâà ïîñòóïêà — çâåíî ìåæäó æåëàíèåì ÷òî-òî ñäåëàòü è ðàçâîðà÷èâàþùèìèñÿ äåéñòâèÿìè. Ýòî èíòåëëåêòóàëüíûé ìîìåíò, ïîçâîëÿþùèé áîëåå èëè ìåíåå àäåêâàòíî îöåíèòü áóäóùèé ïîñòóïîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ è áîëåå îòäàëåííûõ ïîñëåäñòâèé. Íî îäíîâðåìåííî ýòî è ìîìåíò ýìîöèîíàëüíûé, ïîñêîëüêó îïðåäåëÿåòñÿ ëè÷íîñòíûé ñìûñë ïîñòóïêà — åãî ìåñòî â ñèñòåìå îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè, âåðîÿòíûå ïåðåæèâàíèÿ ïî ïîâîäó èçìåíåíèÿ ýòèõ îòíîøåíèé. Òàêèì îáðàçîì, ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó — ýòî ñåðüåçíîå èçìåíåíèå â åãî æèçíè è æèçíè åãî ñåìüè. Îíî òðåáóåò îò ðåáåíêà ïåðåñòðîéêè âñåé ñèñòåìû îòíîøåíèé, â êîòîðóþ îí âêëþ÷åí.

Источник