Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры это
Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста
Эпиграф
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом
социализации- индивидуализации
Общество
социализация
Образование
индивидуализация
Человек
Социальное развитие – единый процесс социализации — индивидуализации
В процессе социализации ребенокусваивает два типа отношений: «Я в обществе»,
«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка
Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития
Социализация — индивидуализация
«Я в обществе» — промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.
Осваивается позиция «Я такой же как все».Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:
освоение социального опыта;
освоение способов обращения с предметами;
оценка своих действий;
утверждение социальной позиции
«Я среди других»
«Я и общество» — позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» — это индивидуализация.На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:
стремление проявить себя;
получение признания окружающих;
стремление занять в обществе соответствующее положение
Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.
Социально – личностное развитие
Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Бабунова Т. М.
Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:
— трудовых навыков;
— знаний;
— норм, ценностей, традиций, правил;
— социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Социальное развитие осуществляется двумя путями
-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;
-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).
Современная научно –гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:
— воспитание культурного человека (субъекта культуры);
— свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);
— творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
— развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:
Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).
Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).
Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).
Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).
Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития: семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).
Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).
Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)
Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).
Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта,включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:
— «Детство»;
— «Развитие»;
— «Я – человек»;
— «Детский сад – дом радости»;
— «Истоки»;
— «Радуга»;
— «Я, ты мы», Князевой О. Л. ;
— «Открой себя», Рылеевой;
— «Сообщество»;
— «Вместе»,Е. В. Рыбак
— и др.
—
Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.
Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности
Средства социального развития и воспитания ребенка
— Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)
— Природа
— Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)
-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок
-Детский коллектив
-Педагогическая оценка
Методы социально – нравственного воспитания детей
Нормативно – ориентированные
Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам):
-личность взрослого;
-сказочные персонажи;
-убеждение, внушение, упражнение;
-чтение, этические беседы;
-рассматривание картин;
-поощрения, наказания
Эмоционально – ориентированные
Развитие социальныхэмоций и нравственных чувств:
-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;
-решение социально-нравственных смысловых задач;
-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;
-метод дилемм.
Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности):
-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;
-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.
Ознакомление дошкольников с социальной действительностью
-человек;
-семья;
-дом;
-город;
-страны;
-планета Земля;
-транспорт;
-магазин;
-почта;
-поликлиника;
-детский сад;
-школа;
-музей;
-театр;
-праздники;
-предметы быта.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)
В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.
Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах: «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Источник
Гузь Надежда
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.
Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. Ребенок – человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.
Главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира.Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать.И здесь для педагога встает основная задача: своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.
Ближайшее окружение ребенка — в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействие этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.
Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.
Основные принципы организации процесса социального воспитания:
— индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;
— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя;
— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление:
Культурно-нравственное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.Этот опыт представлен в структуре личности в тесной взаимозависимости четырех компонентов:
Культурные навыки — представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.
Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью.
Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами.
Социальные качества,которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Все компоненты социально-культурного и нравственного развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах.
Все отклонения в социально-культурном и нравственном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Как способствовать социально-культурному и нравственному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя и детей с целью формирования социально-приемлемых формповедения и усвоения моральных норм общества:
— часто обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
— подчеркивать сходство между разными людьми;
— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
— последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
— не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
— ясно формулируйте правила поведения.
Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.
В работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь активными участниками.
Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми», все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость – вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей.
Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего города и края, в нашем детском саду ведется большая работа. Сразу после новогодней елки мы проводим два-три занятия, на которых рассказываем о Рождественских праздниках на Кубани, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.
Накануне Рождества вместе со старшими детьми мы делаем рождественскую звезду, разучиваем колядки. Дети рядятся в различные костюмы, ходят из группы в группу, поздравляют с Рождеством Христовым детей и сотрудников детского сада.
Следующий большой праздник – Масленица. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Один из смыслов праздника в том,что все имеет конец: конец зимы – конец года, конец жизни. Православная церковь особенно поддерживает прощальную часть Масленицы, это находится в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним. В прощальном воскресенье заложен глубокий нравственный, воспитательный смысл. Праздники Масленицы, проведенные нами, оформились в тему «Прости», где подчеркнут общечеловеческий нравственный смысл. Тематические занятия, ориентированы на формирование некоторых умений и навыков, таких как необходимость признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого сам обидел; умение прощать своего обидчика; умение понимать смысл покаяния – верующие люди просят прощения у Бога за плохие поступки,мысли.
Особенно любимый детьми в нашем саду Праздник Празднеств – Пасха. В преддверии праздника мы проводим пасхальные чтения. Читаем библейские рассказы о воскрешении Иисуса Христа. Слушаем рассказы для священника Александра Меня, цикл рассказов «Ангелы детства» протоиерея Сергея Николаева, используем видео и аудио записи. Помимо того, разучиваем стихи и песни о Пасхе, народные игры и игры с яйцами, такие как «Крутько», «Катки», «Битки» и так далее. Традицией стало изготовление различных поделок определенной тематики, расписывание яиц, проведение утренников.
Празднуя День Победы, не забываем отмечать, что этот праздник не только ликования, гордости за свой народ, победивший в войне, но и день поминовения погибших героев. В честь павших воинов организовывается возложение цветов к памятникам погибших, разучиваются стихи и песни «Вечный огонь», «Журавли», «Алеша». Традиционно проводится акция «Посылка солдату».
Еще один праздник – Троица (другие названия Духов День, Семик, Березка). Он соединяет весну с летом. Символом праздника является Березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде ярмарки, веселых посиделок. Дети с удовольствие поют песни о березке, играют в народные игры. В этом году проводился праздник «Яблочный спас».
Проблему социально-культурного и нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Известно, что основой воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Источник