Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры это

Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста

Эпиграф

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом

социализации- индивидуализации

Общество

социализация

Образование

индивидуализация

Человек

Социальное развитие – единый процесс социализации — индивидуализации

В процессе социализации ребенокусваивает два типа отношений: «Я в обществе»,

«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка

Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития

Социализация — индивидуализация

«Я в обществе» — промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.

Осваивается позиция «Я такой же как все».Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:

освоение социального опыта;

освоение способов обращения с предметами;

оценка своих действий;

утверждение социальной позиции

«Я среди других»

«Я и общество» — позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» — это индивидуализация.На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:

стремление проявить себя;

получение признания окружающих;

стремление занять в обществе соответствующее положение

Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.

Социально – личностное развитие

Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Бабунова Т. М.

Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:

— трудовых навыков;

— знаний;

— норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Социальное развитие осуществляется двумя путями

-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;

-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).

Современная научно –гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:

— воспитание культурного человека (субъекта культуры);

— свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);

— творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Читайте также:  Основные принципы развития психики ребенка

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:

Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).

Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).

Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).

Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).

Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития: семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).

Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).

Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)

Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).

Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта,включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:

«Детство»;

«Развитие»;

«Я – человек»;

«Детский сад – дом радости»;

«Истоки»;

«Радуга»;

«Я, ты мы», Князевой О. Л. ;

«Открой себя», Рылеевой;

«Сообщество»;

«Вместе»,Е. В. Рыбак

— и др.

Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.

Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности

Средства социального развития и воспитания ребенка

— Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)

— Природа

— Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)

-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок

-Детский коллектив

-Педагогическая оценка

Методы социально – нравственного воспитания детей

Нормативно – ориентированные

Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам):

-личность взрослого;

-сказочные персонажи;

-убеждение, внушение, упражнение;

-чтение, этические беседы;

-рассматривание картин;

-поощрения, наказания

Эмоционально – ориентированные

Развитие социальныхэмоций и нравственных чувств:

-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;

-решение социально-нравственных смысловых задач;

-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;

-метод дилемм.

Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности):

-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;

-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

-человек;

-семья;

-дом;

-город;

-страны;

-планета Земля;

-транспорт;

-магазин;

-почта;

-поликлиника;

-детский сад;

-школа;

-музей;

-театр;

-праздники;

-предметы быта.

Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)

В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.

Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах: «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Источник

Гузь Надежда
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников

Читайте также:  Первый месяц беременности развитие ребенка фото

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. Ребенок – человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.

Главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира.Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать.И здесь для педагога встает основная задача: своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.

Ближайшее окружение ребенка — в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействие этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания:

— индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;

— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя;

— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление:

Культурно-нравственное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.Этот опыт представлен в структуре личности в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

Культурные навыки — представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами.

Социальные качества,которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социально-культурного и нравственного развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах.

Все отклонения в социально-культурном и нравственном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Как способствовать социально-культурному и нравственному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя и детей с целью формирования социально-приемлемых формповедения и усвоения моральных норм общества:

— часто обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

— подчеркивать сходство между разными людьми;

— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

— последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

— не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

— ясно формулируйте правила поведения.

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью дошкольного

В работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь активными участниками.

Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми», все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость – вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей.

Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего города и края, в нашем детском саду ведется большая работа. Сразу после новогодней елки мы проводим два-три занятия, на которых рассказываем о Рождественских праздниках на Кубани, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

Накануне Рождества вместе со старшими детьми мы делаем рождественскую звезду, разучиваем колядки. Дети рядятся в различные костюмы, ходят из группы в группу, поздравляют с Рождеством Христовым детей и сотрудников детского сада.

Следующий большой праздник – Масленица. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Один из смыслов праздника в том,что все имеет конец: конец зимы – конец года, конец жизни. Православная церковь особенно поддерживает прощальную часть Масленицы, это находится в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним. В прощальном воскресенье заложен глубокий нравственный, воспитательный смысл. Праздники Масленицы, проведенные нами, оформились в тему «Прости», где подчеркнут общечеловеческий нравственный смысл. Тематические занятия, ориентированы на формирование некоторых умений и навыков, таких как необходимость признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого сам обидел; умение прощать своего обидчика; умение понимать смысл покаяния – верующие люди просят прощения у Бога за плохие поступки,мысли.

Особенно любимый детьми в нашем саду Праздник Празднеств – Пасха. В преддверии праздника мы проводим пасхальные чтения. Читаем библейские рассказы о воскрешении Иисуса Христа. Слушаем рассказы для священника Александра Меня, цикл рассказов «Ангелы детства» протоиерея Сергея Николаева, используем видео и аудио записи. Помимо того, разучиваем стихи и песни о Пасхе, народные игры и игры с яйцами, такие как «Крутько», «Катки», «Битки» и так далее. Традицией стало изготовление различных поделок определенной тематики, расписывание яиц, проведение утренников.

Празднуя День Победы, не забываем отмечать, что этот праздник не только ликования, гордости за свой народ, победивший в войне, но и день поминовения погибших героев. В честь павших воинов организовывается возложение цветов к памятникам погибших, разучиваются стихи и песни «Вечный огонь», «Журавли», «Алеша». Традиционно проводится акция «Посылка солдату».

Еще один праздник – Троица (другие названия Духов День, Семик, Березка). Он соединяет весну с летом. Символом праздника является Березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде ярмарки, веселых посиделок. Дети с удовольствие поют песни о березке, играют в народные игры. В этом году проводился праздник «Яблочный спас».

Проблему социально-культурного и нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Известно, что основой воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Источник