Индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью дошкольного

Индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью дошкольного thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

— направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

— выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

— использование по назначению учебных материалов

— выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

— выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

— коррекция негативизма

— коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

— обращение по имени к собеседнику

— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

— выражение своих желаний («Дай»)

— выражение просьбы о помощи («Помоги»)

— выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

— выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

— прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

— понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

— понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

— понимание названий действий

— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

— употребление отдельных звуков (а, у и др.)

— употребление звукоподражаний животным

— употребление простых слов (дай и др.)

— называние своего имени

— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

— нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

— различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

— составление упорядоченного ряда из однородных предметов

— составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

— группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

— группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

— различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

— различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

— различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

— различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

— еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

— снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

— расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

— застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

— надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет

— пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

— чистка зубов

— полоскание полости рта

— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

— расчесывание волос

Представление о себе

— различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Читайте также:  Индивидуальная программа речевого развития ребенка дошкольного возраста

Движение под музыку

— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

— ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

— соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

— рисование точек

— соединение точек

— рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

— рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

— закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

— разминание материала

Деление на части

— отрывание куска материала от целого куска

— откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

— катание шарика

— катание колбаски

— выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

— сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

— сминание бумаги

— разрывание бумаги

Работа с клеем

— намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

— выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

— сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

— принятие основной стойки для построения и перестроения

— построение в колонну по одному

— размыкание на вытянутые руки в стороны

— ходьба в колонне по одному

— бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

— вдох и выдох через рот

— вдох и выдох через нос

— сжимание и разжимание кистей рук

— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

— круговые движения кистью

— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

— наклоны туловища вперед, назад, в стороны

— ходьба с высоким подниманием колен вверх

— полуприсед

— поднимание на носках в положении «стоя»

— ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

— прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

— ходьба по кругу, взявшись за руки

— ходьба в умеренном темпе

— спокойный бег с правильной координацией движений

— ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

— лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

— броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

— ловля мяча двумя руками

— передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

— передвижение санок за веревку

— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

— удержание равновесия при спуске санок с горы

— подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

— соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

— посадка на трехколесный велосипед

— управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста статьи

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

— по подражанию или по образцу

по

— самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой

на 2012-2013 учебный год

с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Учитель-дефектолог Исаева М.А.

Предметная область

Тема

 Планируемые результаты

Отметка о выполнении программы

 ____

полугодие

базовые понятия

универсальные учебные действия

Сенсорика. ФЭМП

Выделение предметов по цвету среди однородных (красный, желтый)

Цвет

Красный

Желтый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»).

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого)

Выделение предметов по форме (шар, куб)

Шар

Куб

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога шар (куб)

Соотнесение однородных предметов по форме, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову.

Шар

Куб

Соотносить предметы по форме, объединяя их в 2 группы

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой

Маленький

Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера)

Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Большой

Маленький

Соотносить предметы по размеру, объединяя их в 2 группы: больших и маленьких размеров

Соотнесение 3х игрушек с 3мя плоскостными изображениями

Игрушки

картинки

Соотносить реальный предмет (игрушку) с плоскостным изображением

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине.

Красный, желтый

Шар

Куб

Большой

Маленький

Выделять предмет заданного цвета, формы, величины по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»), шар (куб), предмет большого (маленького размера).

Соотнесение однородных предметов по цвету, форме и величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Шар, куб

Большой

Маленький

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого), форме и величине.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий-пушистый через тактильное взаимодействие с предметами

Мяч пластмассовый

Игрушка (кошка пушистая)

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Восприятие предметов по плотности: мягкий-твердый через тактильное взаимодействие с предметами

Кубик деревянный

Мяч резиновый

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Восприятие предметов по цвету синий, зеленый

Цвет

Синий

Зеленый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет синего (зеленого) цвета («Дай синий»).

Форма предметов. Круг

Круг

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога круг.

Соотносить круги, объединяя их в группу

Форма предметов. Квадрат

Квадрат

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога квадрат.

Соотносить квадраты, объединяя их в группу.

Выделение предметов по количеству один-много

Один

Много

Сколько?

Выделять один или много предметов.

Понимать вопрос «Сколько?»

Показывать, называть один, много, отвечая на вопрос сколько?

Восприятие предметов по цвету красный, желтый, синий, зеленый

Цвет

Красный

Желтый

Синий

Зеленый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого, синего, зеленого) цвета («Дай красный»).

Предметно-практическая деятельность

Картинка с листиками (аппликация)

Листик

Лист бумаги

Желтый лист

Клей

Наклеить

Намазывать клеем лист

Приклеивать желтую листву на лист бумаги

Рисование осеннего ковра (листики)

Рисовать

Краска

Кисть

Красное пятно

Желтое пятно

Обмакивать кисть в краску

Примакивать к листу бумаги

Выполнять задание сопряженно

Игры с водой 2х температур (холодная, теплая), переливание

Вода

Теплая

Холодная

Льется

Сухой

Мокрый

Опускать руки в воду, удерживать их в воде.

Зачерпывать стаканчиком воду.

Переливать воду из одного стаканчика в другой.

Вытирать руки.

Действия с разборными игрушками: пирамидка

Кольцо большое;

Кольцо маленькое;

Одинаковые

Стержень

Надеть, снять

Пирамидка.

Собирать пирамидку с контрастными по величине кольцами

Подбирать по образцу (слову) такое же колечко

Надевать колечко на стержень

Действия с разборными игрушками: матрешка

Матрешка

Половинка

Соединить половинки

Подходит, не подходит

Открывать/закрывать, подбирать нужную по размеру часть

Открывание/ закрывание крышек

Крышка

Открыть/ закрыть

Крутить

Закрутить

открутить

Открывать банку с завинчивающимися крышками

Раскладывание больших и маленьких бусин по коробкам

Бусы

Коробки

Разложить

Большие, маленькие

Банка

Перекладывать по инструкции из коробки в банку

Работа с пластичным материалом:

Раскатывание палочек из пластилина (глины)

Пластилин

(глина)

Размять

Раскатать между ладонями

Разминать пластилин (глину).

Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию

Игры с песком, крупой

Песок (крупа)

Сыпется

Насыпать

Пересыпать

Найти в песке

спрятать

Трогать руками песок, насыпать в миску песок. Пересыпать из одной миски в другую. Находить игрушку в песке. Прятать игрушку в песок

Рисование дорожки

Кисть

Краска

Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно или по показу

Опускание предметов в сосуды

Горлышко

Широкое узкое

Предмет большой маленький

Подходит

Не подходит

Опускать предметы разного размера в соответствующие сосуды. Соотносить размер предмета и отверстие сосуда

Комкание бумаги, салфетки. Аппликация «Снеговик» или «Снежки»

Бумага

Салфетка

Комок

шарик

Сминать бумагу (салфетку) по подражанию. Выполнять аппликацию из салфетки (Снеговик или Снежки)

Аппликация из ваты «Украсим сапожок» (валенок)

Лист бумаги

Клей

Приклеить

Вата

Намазывать клеем лист

Приклеивать вату на шаблон сопряженно или по показу.

Аппликация «Украсим шапку» (крупой, бусинками)

Шапка

Пластилин

Крупа (бусинки)

Украшать шаблон шапки горохом, гречкой и др. крупой (или бусинками) по образцу или собственному замыслу. Выбирать нужную бусинку или крупу. Вдавливать горошины (бусинки) в пластилин.

Лепка «Пуговицы для платья»

Платье

Пуговица

Круглая

Шар

Разминать

Скатывать

Сплющивать

Прижимать Прикручивать 

Соотносить платья по цветам.

Выполнять круговыми движениями ладоней шарик, сплющивать его, прикручивать (прижимать) на шаблон платья.

Рисование «Снежные комочки» (большие и маленькие)

Кисть

Краски

Круг

Большой

Маленький 

Рисовать предметы округлой формы.

Закрашивать красками не выходя за контур.

Заполнять свободное пространство листа.

Аппликация «Медведь»

Медведь

Голова

Лапы

Туловище

Уши

Намазывать клеем готовые детали.

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

Работа с пластичным материалом:

Раскатывание палочек из пластилина (глины), скатывание шаров, ощипывание кусочков от столбика «Снег»

Пластилин

(глина)

Размять

Раскатать, скатать, отщипнуть

Разминать пластилин (глину).

Скатывание круговыми движениями ладоней шары. Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию, ощипывание кусочков пластилина от столбика.

Аппликация «Снег»

Рисование пипеткой «Кап, кап, капель…»

Весна

Капель

Кап, кап

Вода

Сосулька

Набирать

Нажимать

Набирать пипеткой подкрашенную воду.

Капать из пипетки над белым листом бумаги, под проговор «кап, кап, кап…»

Построение из строительного материала стола, стула и кровати для куколки

Кубик, кирпичик

Стол, стул

Кровать

Поставить

Наложить/ приложить

Сооружать простые предметы мебели (стол, стул, кровать, диван) по показу.

Обыгрывать постройки вместе с педагогом.

Рисование вертикальных линий (травка) пальцем или кистью

Кисть

Краска

Палочка

Рисовать короткие штрихи и линии, правильно держа кисть в руке.

Часть-целое (д/игра «Где чья мама»)

Домашние животные и их детеныши

Соединить

Часть

Целое

Находить нужную картинку по инструкции «Дай такую же» («Найди собаку»)

Собирать картинку из 2х частей по показу или словесной инструкции.

Находить к животному его детеныша.

Аппликация «Дерево» или рисование

Дерево

Ствол

Листья

Зеленые

Клей

Намазать

Приклеить

Отрывать маленькие кусочки бумаги от целого листа.

Намазывать клеем шаблон дерева (крону).

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

«Цветочная поляна» рисование цветных пятен (губкой)

Поляна, цветы

Много

Губка. краска

Набирать

Примакивать

Прижимать

Обмакивать губку в краску.

Прижимать (примакивать) губку на фон, оставляя цветные пятна (цветы)

Рисование дорожки, волнистых линий

Кисть

Краска

Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную и волнистую линию сопряженно или по показу

Аппликация «Утенок»

Утенок

Туловище

Голова, клюв

Лапки, хвост

Клей, кисть

Бумага

Намазать

Приклеить

Намазывать клеем готовые детали.

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

Читайте также:  Что является основным условием сенсорного развития ребенка является

Ознакомление с окружающим

Осень в гости к нам пришла

Осень

Листья

Желтый лист

Красный лист

Лист падает

Лист летит

Сюжетные и предметные картинки (дерево желтое, листочек, дети гуляют)

Подбирать листочки заданного цвета. Понимать и выполнять инструкцию «Листья упали, собери в корзинку». Выполнять по показу (слову) подуй (лист летит). Показывать нужную картинку по теме осень.

Растения и насекомые

Веточка рябины, Ягодки,

Муха

Листья,

Ветка

Бусы

красные

Показывать части ветки.

Выбирать рябину из 2х картинок (покажи где)

Делать бусы из ягод рябины сопряженно

Овощи

Помидор,

Огурец большой, маленький

морковь

Показывать названный овощ   по инструкции «дай такой же», «дай огурец (помидор)».

Соотносить овощи или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера

Фрукты

Яблоко

Груша

банан

Показывать названный фрукт  

по инструкции «дай такой же», «дай яблоко (грушу)».

Соотносить фрукты или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера

Птицы

Птица

Сидит

Летает

Кушает

Поет

Прыгает

Сосредотачивать внимание на птице в клетке.

Наблюдать за действиями по комментарию взрослого: птица сидит, прыгает, летает, кушает, поет

Домашние животные

Кошка.

Собака.

Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.)

Одежда

Теплая куртка

Сапожки

Мягкая

Теплая

Толстая

Предметы одежды натуральные и в картинках

Понимать инструкцию расстегни/застегни.

Выполнять сопряженно застегивание/расстегивание куртки, завязывание шапки.

Выбирать картинки с предметами нужными для прогулки осенью (сапоги, куртка, шапка, брюки, зонтик)

Выполнять действия для знакомства со свойствами и качествами (гладит, одевает)

Осень: ненастье

Тучи, дождь, солнце, ветер, листья, лужи, зонт

Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя

Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе

Части тела

Руки

Ноги

Голова

Глаза

Уши

Рот, нос

Показывать части тела сопряженно (по подражанию) на себе, кукле, на картинках

Посуда

Тарелка

Ложка

Чашка

Покорми, напои

Показывать названный предмет

Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.)

Понимать значение слов и фраз, выполнять действие по сюжету «Покорми куклу» (от сопряженного до самостоятельного выполнения)

Игрушки

Кукла

Машина

Мяч

Пирамидка

Удерживать внимание на игрушках. Выполнять заданные действия: дай такую же, покачай куклу, покатай машинку, толкни мяч. Звукоподражать: качаем куклу – ааа, машина – би-би.

Новый год

Елка

Праздник

Шары (огоньки)

Рассматривать елку, наряжать ее шариками

Обувь

Предметные картинки

Показывать на картинках обувь.

Формировать обобщающее слово обувь. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением.

Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок.

Работать с разными видами застежек (липучки, молнии, шнурки)

Головные уборы

Предметные картинки

Показывать на картинках головные уборы. Формировать обобщающее головные уборы. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок.

В гостях у зимушки-зимы

Зима

Признаки зимы

Снег, белый, пушистый

Снежинки

Большие, маленькие

Холодно

Ветер

Сюжетные и предметные картинки.

Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую).

Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки».

Показывать нужную картинку по теме зима.

Дикие животные зимой

Медведь

Лиса

Заяц

Сюжетные и предметные картинки

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида.

Собирать картинку из 2х частей.

Зимние забавы

Зима

Холод?