Успешность и развитие ребенка через отношения в семье

Мама и папа смотрели телевизор, как вдруг мама сказала: «Я устала, уже поздно, пойду спать».
Замочила фасоль, вытащила из морозилки мясо для завтрашнего ужина, проверила, хватит ли мюсли на завтрак, насыпала сахар в сахарницу, расставила на столе тарелки на утро, положила возле каждой ложку, заправила кофемашину. Повесила мокрые вещи на сушилку и пришила оторванную пуговицу.
Собрала игрушки, разбросанные по всей гостиной, поставила телефон на зарядку. Полила цветы, вставила новый пакет для мус

добавлена 26 апреля в 20:00

Подростки. Об обесценивании.
Почему подростки часто демонстрируют обесценивание и как оставаться в этом месте Взрослым, а не ввязаться в войну.
Обесценивание — это механизм, благодаря которому мы можем увидеть что-то большое — уменьшенным. Менее важным, значимым. Изменить масштаб.
Понижение значимости родительского участия в собственной жизни — это тот путь, куда подросток движется, формируя собственную субъектность. Он уже многое умеет, у него многое получается, и находясь местами в иллюзиях

добавлена 26 апреля в 09:00

Мультфильмы в жизни детей
Статья на сайте — https://valyaeva.ru/multfilmy-v-zhizni-detej/
В продолжение темы гаджетов давайте коснемся мультфильмов. Зачем обычно мы их включаем? Чтобы от детей отдохнуть (давайте честно в этом признаемся). Или когда не можем выносить их нытье «мне скучно», или когда нет никаких сил с ними общаться и заниматься.
Мультфильмы на самом деле могут сыграть в нашей жизни разную роль. Помните, как с электричеством — можно осветить дом, а можно — казнить им человека. Т

добавлена 25 апреля в 20:00

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Януш Корчак

добавлена 24 апреля в 20:00

МИР СОШЕЛ С УМА ТАК БЫСТРО
Я опять про коронавирус.
Мир сошел с ума так быстро, что, пока действует режим ХЗ, не успеваешь вдумчиво пройти все стадии от отрицания до принятия.
Если почитать интернет, то становится понятно, из дома не выходит никто. Кто-то уже две недели, кто-то три, кто-то «А мы с детьми еще на четыре недели раньше сели, чем всё это началось, потому что думаем о ближних, а не сволочи какие-то».
Но, если выйти (прости господи) на улицу, то понятно, что дома не сидит никто. Я п

добавлена 24 апреля в 14:09

Мужское воспитание для настоящих мужчин
Статья на сайте — https://valyaeva.ru/muzhskoe-vospitanie-dlya-nastoyashhix-muzhchin/
Когда я на время остаюсь с нашими мальчишками одна — на неделю или две, наблюдаю за ними и за собой, то остро понимаю, насколько в воспитании мальчиков необходим мужчина. Я уверена, что одна мама — если у неё нет рядом хорошего дедушки или дяди или ещё какого-то мужчины, например, тренера, — не сможет вырастить мальчика. Это очень трудно. Практически невозможно. Говорят

добавлена 23 апреля в 20:00

Болтала тут со знакомой, она пока без детей, но вдохновенно про них слушает. А я расказываааю, мне только уши дай, особенно если о сыне. Он вообще мой конёк, как взгромозжусь — не остановишь. Знакомая мечтательно вздыхает в звёздное небо:
— Интересно, а вот какой будет мой ребёнок?
— Пффф, проще простого. Что у тебя в жизни получается хуже всего? — уверенно заявляю я.
— В смысле? — не понимает девушка.
Ну, сейчас объясню. Я поняла, что это не мы рожаем детей, это нам их подкидывают по высшем

добавлена 22 апреля в 20:00

ТОП-3 ДИАЛОГОВЫХ ИГР, КОТОРЫЕ УВЛЕКУТ И МАЛЫША, И ПОДРОСТКА
Моей дочери не повезло, она родилась у «психички» :). Так ученики младших классов называли школьного психолога. Я тестировала на Сашке все тогда новые методики: Монтессори, Зайцева, Штайнера. А ещё мы играли в диалоговые игры. Постоянно.
Логика, память, внимание, воображение, словарный запас — всё включается, работает и развивается. Проверено на девочке, которой в мае стукнет двадцать:). Кроме того, это невероятно увлекательно. Попроб

добавлена 21 апреля в 20:00

«ЗВУК У ВСЕХ ОТКЛЮЧИЛИ! НОУТБУКИ, ТЕЛЕФОНЫ НА ПОЛ ОПУСТИЛИ!»
Маша Трауб — о семье, полностью перешедшей в онлайн
Вообще, программу Zoom наша семья освоила раньше многих благодаря дочке, точнее ее тренерам. Дочь Сима занимается художественной гимнастикой, и она была быстро переведена на тренировки в онлайн-режиме. Четыре раза в неделю папин кабинет, он же семейная библиотека и самая просторная комната в квартире, превращалась в спортзал. Туда же переместились табуретки из кухни, на которых Сима

добавлена 21 апреля в 09:49

Самая главная миссия родителей
Статья на сайте — https://valyaeva.ru/samaya-glavnaya-missiya-roditelej/
Я часто общаюсь с людьми, еще чаще — со случайными. Случайный попутчик иногда лучший психолог, потому что ему можно открыть душу. Между делом. И частенько случайные прохожие делятся со мной какими-то своими историями, мыслями. Если кто-то узнает о том, сколько у меня детей, разговор сразу принимает очень интересные обороты. О том, в чем главная задача родителей.
Большинство мною встреченных

Источник

Наталья Янгулова
Формирование личности ребенка через систему отношений в семье

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции, то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью?Можно выделить несколько ключевых критериев:

малыш полноценно применяет личные местоимения;

Читайте также:  Развитие ребенка после 5 месяцев что должен уметь

имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

ребенок владеет навыками самоконтроля;

он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания,являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка центры в чертаново

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенкашкольного возраста проистекает вследствие воздействия:

новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);

новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т. п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник

Тренинг для родителей второй младшей группы

«Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем»

Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку и понимание в семье? Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду, одна из которых это тренинг для родителей. В ходе тренинга мы предпочитаем деловую позицию «рядом», во время которой педагог находится рядом с родителями в их отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.

Цель тренинга: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.

Задачи:

Показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни; познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми; формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;

приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Ход тренинга.

Участники тренинга располагаются по кругу.

1. Знакомство – приветствие.

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут_______, моего сына (дочь) зовут__________. Моя основная деятельность__________. В свободное время я люблю___________.

2. Обсуждение в кругу «Общение – это…»

Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта.

Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?

Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома.

Ведущий обобщая высказывания: «Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата »

3. Мини – лекция « Значение общения со взрослым для развития ребенка»

Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.

Общение ребёнку необходимо, также как пища.

Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.

Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.

А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!

Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.

Стиль общения взрослого с ребенком бывает:

Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!)

Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)

Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)

«Проблемные», непослушные», «гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.

4. Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»

Цель: поговорить о способах выражения безусловной любви к своему ребенку, способах принятия его; а также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств.

Вопросы к участникам:

— Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей)

В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.

«Прежде всего надо безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!»

Потребность в любви это одна из основных, базовых потребностей каждого человека, а ее удовлетворение для ребенка условие его нормального, полноценного развития.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка 8 месяцев

— А как же можно выражать свою любовь к ребёнку?

— Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд, слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен, ты мне очень дорог!»

— А Вы обнимаете своего ребенка?

Смешной вопрос, конечно! А вот известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… посчитайте сами! И обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!

— Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?

Кричите на него? Шлепаете? Ставите в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, высказываете СВОИ чувства по поводу ЕГО поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?!

Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод : «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру….

5. Упражнение «Я –высказывание»

Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.

Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?

Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я -высказывания»:

1. сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь… )

2. говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место») А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывании». ( см. Приложение 2)

Счастье и успех каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве.

6. Опросник « Общение родителей с ребенком»

Цель: дать возможность родителям задуматься над своим общением с ребёнком дома.

Родителям предлагается заполнить опросник (см. Приложении 1).

7. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребенку?

8. Упражнение «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает».

Цель: познакомить родителей со способами поддержки ребенка через похвалу.

Как же мы хвалим ребенка? Как выражаем ему свое одобрение, поддержку?

Кого и что хвалить — самого ребенка или его дела?

В раннем детстве мы восторгаемся малышом, чтобы он сделал (первые шаги, первые слова) отмечая все его успехи, восхищаемся им самим, а вот в дошкольном возрасте наши слова восхищения и поддержки превращаются, часто в слова осуждения. Например, мы попросили малыша убрать за собой игрушки, он убрал половину и сидит довольный своей «работой», что ж е делаем мы? Хвалим, за то, что УЖЕ сделал или ругаем за то, что он ЕЩЕ не сделал? Задумайтесь над этим.

И вместо того, чтобы осуждать за неудачи, лучше поддержать ребенка за его успехи и достижения, пусть и маленькие!

Есть один замечательный способ похвалить ребенка, безоценочно: «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает». Представим ваш ребенок принес домой из детского сада листок, на котором что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?», можно ответить автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите: «Ты нарисовал вот здесь дом…из трубы идет дом…тут интересные завитушки….внизу что-то синее…» И тогда ваш ребенок с радостью подтвердит, что именно это он и нарисовал, а еще подхватит и расскажет, что еще здесь есть. Теперь ребенок свободен и сам оценит свою работу.

Дети сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите его за конкретный поступок, поделку, рисунок, действие. Главное — старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается. Это повысит уверенность ребенка в себе, его самооценку и принятие себя как способного и успешного человека.

9. Игра «Мой идеальный ребенок»

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Ведущий предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Наталья Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».

10. Заключение.

Цель: подвести итоги собрания –практикума, рефлексия.

Давайте обобщим все сказанное и вместе резюмируем приемы общения с ребенком в семье.

Рефлексия: передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?

Источник