Условия всестороннего психического развития ребенка с нарушением слуха
Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
даже тотальное нарушение зрения
практически не отражается на формировании
высших психических функций и не приводит
к резкому изменению развития ребенка.
А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход психического развития. Это
происходит потому, что благодаря
сохранному слуху мы овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове, а
также является орудием
мышления.
Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха
оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.
Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.
Глухота, наследуемая
по доминантному типу, составляет
относительно небольшой процент от всех
случаев (не более 2% всех случаев нарушений
слуха).
Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном
периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.
Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном
периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты;
интоксикации (мышьяк, ртуть, свинец);
постоянный шум и особенно вибрации,
травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.
Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.
Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.
Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).
В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в житейском толковании) – это ранооглохшие
дети. Обычно это дети, утратившие слух
в возрасте до 2-х лет. Те дети, которые
утратили слух после 4-х лет, считаются
позднооглохшими.
При
этом следует отметить, что почти не
встречаются дети, совершенно не
воспринимающие мир звуков, т.е. живущие
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая группа представлена
детьми, воспринимающими широкий диапазон
частот — они могут услышать при достаточном
усилении все гласные, соноры, количество
слогов в слове.
Слабослышащие
дети,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа
– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа
– это дети со значительным речевым
недоразвитием.
Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. При этом учитываются,
главным образом, показатели речевого
диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.
Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.
Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в учебные планы школ
для глухих детей вводятся специальные
предметы, стимулирующие процесс овладения
словесной речью.
Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.
Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. Существуют разные точки
зрения на использование жестовой речи
в учебном процессе: от чистого устного
метода (совсем исключающего использование
жестовой формы речи) до обучения глухих
глухими на базе жестовой речи. Один из
вариантов использования жестовой речи
в процессе обучения – метод тотальной
коммуникации, который предполагает
использование всех доступных глухому
речевых средств: от жестовых до разных
форм словесных (устных и письменных).
Выделяют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для неслышащих и возникает
из потребности глухого человека в
общении. Эта форма речи подчиняется
собственным законам, содержит около
трех тысяч слов-понятий и развивается
в процессе общения неслышащих людей.
Содержит достаточно много базовых
слов-понятий, общих для глухих, живущих
в разных странах. В то же время может
несколько различаться в разных регионах
одной страны.
Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
слышащие соотечественники глухих. Не
всегда слова, используемые в калькирующей
жестовой речи, понятны неслышащим – в
том случае, когда соответствующее
понятие не сформировано, жест остается
не «прочитанным». Используется, главным
образом, при сурдопереводе.
Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.
При
этом мышление
слабослышащих, а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.
Своеобразно
развивается речь
слабослышащих
детей. Как было отмечено, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.
В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, ввиду того, что
слабослышащий человек не слышит их в
речи окружающих.
Состояние речи
слабослышащего и глухого ребенка, а
особенно его речевой запас, в значительной
степени зависят от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности овладения языком и
способствуют реабилитации ребенка с
нарушением слуха.
Качественное
своеобразие остальных познавательных
процессов, которое наблюдается у
большинства детей с нарушениями слуха,
обусловлено именно речевой недостаточностью.
Так, зрительное
восприятие
глухих,
вопреки расхожему житейскому представлению,
нельзя характеризовать как более
развитое, чем у слышащих. Несмотря на
то, что у глухих, действительно, есть не
характерные для слышащих людей возможности
зрительного восприятия протекающих
во времени пространственных образов,
зрительное восприятие глухими сложного
статичного зрительного стимула (например,
картины) отличается бедностью. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.
Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Данное обстоятельство обусловлено тем,
что при запоминании и воспроизведении,
в том числе наглядного материала, мы
используем для опоры в запоминании
словесные обозначения. Глухие такой
возможности, как правило, не имеют.
Обучение
глухих детей, так же как и обучение
слепых – цензовое, т.е. учебные планы и
программы в целом соответствуют учебным
планам и программам массовой школы.
Обучение в школе глухих опирается на
принципы, свойственные массовой школе
с добавлением некоторых специфических:
единство
обучения
основам наук с обучением словесной
речи;формирование
словесной речи как средства общения;дифференцированный
подход;индивидуализация
обучения;развитие
остаточного слуха и коррекция
произношения.
В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.
В
процессе обучения широко используется
звукоусиливающая аппаратура. Созданы
и активно используются в специальных
школах компьютерные программы для
обучения детей речи и коррекции их
произношения. После окончания специальной
школы наиболее одаренные юноши и девушки
могут стать студентами ВУЗов и колледжей
по специальностям, не связанным с
развернутым речевым общением и не
требующим слухового контроля
Вопросы
и задания для самоконтроля
Назовите
причины нарушений слуха. Какую роль в
потере слуха играют ототоксические
антибиотики?Что
такое глухота, каких детей называют
глухими? Можно ли утверждать, что глухой
ребенок абсолютно ничего не слышит?Объясните
связь между глухотой и немотой. Объясните,
почему неслышащего человека некорректно
называть «глухонемым»?Что
такое тугоухость, каких детей называют
слабослышащими? При соблюдении каких
условий слабослышащий ребенок может
посещать общеобразовательное учебное
заведение?Назовите
принципы, на которых строится система
обучения глухих детей.Найдите
ответ на вопрос, полезно ли раннее
слухопротезирование слабослышащему
ребенку.Ответьте,
почему глухой человек не превосходит
слышащего по уровню развития зрительного
восприятия?Раскройте
понятия «коррекция», «компенсация»,
«адаптация» и «реабилитация» применительно
к глухим детям.Можно
ли глухого ребенка научить говорить,
и каким образом это можно осуществить?
Подумайте над тем, является ли обучение
произношению единственной проблемой
при обучении глухих детей речи.Охарактеризуйте
особенности устной речи глухих.Сравните
дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
их роль в обучении глухих.Какими
специфическими чертами отличается
мышление глухих?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
К
проблеме социально-педагогических
условий относится вопрос
о том, когда окружающие ребенка взрослые
заметили, что он
не слышит или слышит плохо. Нередки
случаи, когда ребенок имеет наследственную
или прирожденную глухоту (т. е. родился
глухим),
а взрослые обнаруживают, что ребенок
плохо слышит только
на втором, иногда даже на третьем году
его жизни, когда видят,
что ребенок не говорит сам и не понимает
обращенной
к нему речи. Такое запоздалое опознание
имеющегося у ребенка-нарушения
свидетельствует о том, что весь
предшествующий
период своего развития ребенок не
получал от взрослых ту помощь в
воспитании, которую ему было необходимо
оказывать.
Далее,
когда родители узнают от
специалистов-отоларингологов и
аудиологов, что их ребенок имеет нарушение
слуха, то наиболее разумные из них либо
находят специальное детское учреждение
для него (ясли-сад для детей с нарушениями
слуха) и туда помещают своего ребенка,
либо начинают заниматься со
специалистом-сурдопедагогом, который
учит родителей, как вести себя с ребенком,
и сам проводит с ним занятия. К сожалению,
часты случаи,
когда родители, не желая смириться с
тем, что ребенок — глухой
или слабослышащий, направляют всю свою
энергию на поиски
людей, которые берутся лечить слух. Это
ведет к тому, что год-два,
а иногда даже вплоть до школьного
возраста ребенка родители ищут способы
избавить его от слухового нарушения и
лишают
его способов воспитания и обучения,
разработанных сурдопедагогикой
и направленных на компенсаторное
психическое развитие
детей с нарушениями слуха.
Чем
больше времени ребенок находится без
сурдопедагогической помощи, тем больше
возрастает его социально-педагогическая
запущенность и усугубляются особенности
его психофизического
развития.
Особый
вариант социально-педагогических
условий возникает, если ребенок с
нарушением слуха родится в семье глухих
или слабослышащих
родителей. В большей части таких случаев
родители
рано распознают, что их ребенок плохо
слышит, и, принимая этот факт, свои
усилия, в меру возможностей, направляют
на его воспитание.
Конечно,
и среди слышащих родителей находятся
такие, которые очень рано замечают
нарушение слуха у своего ребенка и
стараются обеспечить его полноценное
психофизическое развитие
всеми доступными им способами, обращаясь
к специалистам — сурдологам
и принимая их помощь.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
В
первые месяцы жизни глухой ребенок мало
отличается от детей
с сохранным слухом. Он может быть
несколько более спокойным,
чем слышащие дети, поскольку многие
звуки, которые сопровождают
жизнь его семьи, и те, которыми изобилует
улица, на
него воздействуют в малой степени, а у
слышащих они нередко
вызывают раздражение, испуг, нарушают
сон. Однако
со второго-третьего месяца жизни у
нормально развивающегося
ребенка звуки все в большей степени
начинают выполнять
роль сигналов, ориентирующих его в
обстановке ближайшего
окружения. Ребенок слышит приближающиеся
шаги матери,
ее голос, стук посуды, шум падающих
предметов. Он начинает
различать голоса окружающих его взрослых
и детей, понимать о
каких явлениях свидетельствуют те или
иные звуки. Ребенок не
только осматривает свое ближайшее
окружение, но и ослушивает
его (И.М.Соловьев). Звучащие предметы
привлекают его внимание,
вызывают его активность, желание
рассмотреть их получше.
В
возрасте около трех месяцев ребенок,
не видя мать, а, только слыша ее голос,
может реагировать на него, обнаруживая
так называемый
комплекс
оживления. По
мере развития ребенка среди множества
окружающих его звуков все большее
значение приобретают
голоса близких ему людей, их речь. По
мере общения с матерью
и другими близкими людьми при выполнении
каких-либо
действий с предметами ребенок начинает
понимать отдельные
высказывания, многократно повторяемые
при нем и ему в одних
и тех же ситуациях. В возрасте 9—10
мес.
ребенок понимает отдельные
слова и фразы, обращенные к нему. Речевая
активность развивается
у самого ребенка. В 3 —4 мес. он гулит, в
6 —7 мес. у него
появляется лепет, к 1 году — первые
сознательно произнесенные
слова. На втором году жизни происходит
бурное развитие речи,
в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам
(разные дети в разные
сроки) ребенок овладевает простой
фразовой речью. В последующие годы
происходит усложнение форм высказываний,
обогащение
и уточнение словаря, усложнение и
совершенствование грамматических
форм построения предложений, улучшение
произношения отдельных звуков речи.
Ребенок,
глухой от рождения, обычно имеет остатки
слуха в диапазоне
низких и средних звуковых частот. Это
дает ему возможность
слышать громкие низкие звуки. В громкой
речи он может различить только отдельные
гласные звуки и некоторые слоги,
отчетливо произносимые. Если взрослые
мало заботятся о психическом
развитии глухого ребенка, его восприятие
окружающего оказывается более бедным,
чем у слышащего ребенка, причем не
только потому, что он мало воздействий
воспринимает слухом,
но и потому, что обедняется его зрительное
восприятие: его внимание
не привлекается звучащими предметами,
и он не смотрит на них, т. е. не воспринимает
их зрительно.
Комплекс
оживления,
возникающий на третьем месяце жизни
ребенка,
может быть достаточно богат своими
проявлениями или мало
заметен. Это зависит от поведения матери,
общающейся с ребенком,
и других близких людей. Если они активно
выражают радость не только обращенной
к ребенку речью, которую он почти не
слышит, но и благожелательной мимикой
лица, ласковыми жестами,
приветливыми движениями рук, всего
тела, то ребенок также
радостно реагирует на их проявления
движениями тела, улыбкой,
издаваемыми звуками. Так ведут себя с
ребенком родители,
которые поняли сами (или им объяснили
специалисты-сурдологи),
как следует обращаться с глухим ребенком.
Если же мать ребенка
и другие близкие люди не выражают своей
радости при общении
с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется
комплекс оживления.
Глухие
дети обычно гулят в те же сроки, как и
слышащие, но постепенно
замолкают, и лепет у них не возникает,
если взрослые
специально его не вызывают.
Для
психического развития глухого ребенка
на первом году жизни
очень важно, как взрослые организуют
его знакомство с предметами
ближайшего окружения, его постельными
вещами и одеждой,
посудой, игрушками, а также его действия
с этими предметами.
Чем богаче и разнообразнее будут действия
взрослых с вещами,
тем содержательнее будут и ответные
или самостоятельные действия ребенка,
тем больше будет развиваться не только
его
моторика, но и процессы познания,
предметно-практическая деятельность
в целом. При взаимодействии взрослых
со слышащим
ребенком они обязательно общаются с
ним, называют предметы
и различные движения, оценивают действия
ребенка. При правильном
воспитании глухого ребенка взрослые
тоже произносят
отдельные слова или слоги близко к уху
ребенка, привлекают внимание ребенка
к предмету, по нескольку раз показывают
простые
действия с предметами и добиваются
того, чтобы ребенок им
подражал.
Если
глухой ребенок не имеет дополнительных
органических повреждений,
он начинает ходить в конце первого года
жизни или
в начале второго (в 10—14
мес.).
Он овладевает пространством
комнат, их положением относительно друг
друга, по-новому
знакомится с предметами, находящимися
в разных комнатах квартиры.
Затем постепенно он начинает осваивать
пространство вблизи
своего дома. Ребенок пользуется
указательными жестами, обращенными
к взрослому, если хочет лучше разглядеть
новый предмет; использует жесты,
обрисовывающие предметы, и жесты,
имитирующие наиболее для него важные
действия. Если родители имеют сами
нарушение слуха, то они пользуются
жестовой
речью в общении с ребенком. Тем самым
он узнает многие жестовые
обозначения отдельных предметов,
действий, признаков
предметов, некоторых явлений природы,
взаимоотношений между
людьми.
Психическое
развитие глухого ребенка второго и
третьего года Жизни во многом зависит
от того, как строится его жизнедеятельность,
как он овладевает умениями самообслуживания
(одевание,
еда, туалет, умывание и т. п.), какие
возможности ему предоставляют взрослые
для действия с различными предметами,
с игрушками.
Чем более самостоятелен ребенок, чем
большим количеством
бытовых действий он овладевает, чем
более разнообразны и
содержательны его занятия с игрушками,
тем лучше он развивается
и физически и психически. На втором,
третьем году и в более
старшем возрасте очень важно, чтобы
ребенок занимался конструктивной
деятельностью (создавал различные
постройки из различных материалов) и
рисованием.
При
обеспечении всех необходимых указанных
выше условий глухой
ребенок к трехлетнему возрасту по
развитию предметно-практической
деятельности, в которой проявляются
его познавательные
и практические умения, может находиться
на том же уровне,
что и слышащие дети. Однако он очень
отличается от слышащих
по развитию речи. Как уже указывалось
выше, слышащий ребенок
к трем годам владеет достаточно сложной
фразовой речью.
Глухой ребенок, если воспитывается в
среде слышащих, обычно
пользуется в общении естественными
жестами, произносит
несколько лепетных слов, относя их к
достаточно широкому кругу
предметов и явлений. Только в тех случаях,
когда с глухим ребенком
с самого раннего детства проводится
всесторонняя педагогическая
работа специалистами-сурдологами,
которая предполагает
развитие остатков слуха у ребенка,
грамотное использование подходящего
слухового аппарата и другой звукоиздающей
аппаратуры, формирование комплексного
— слухового, зрительного,
тактильно-вибрационного — восприятия
устной речи и вызывание
его собственной речи с помощью системы
специальных средств,
глухой ребенок к трем годам может
овладеть отдельными словами
для общения и обозначения предметов и
явлений ближайшего
окружения (но со значительными неточностями
в произношении слов, с ошибками в их
звуковом составе).
Глухой
ребенок, находящийся в среде глухих, к
трем годам овладевает жестовой речью,
позволяющей общаться с ним его родителям
или другим людям. С помощью жестовой
речи он может
выразить свои потребности и желания,
возникающие у него затруднения,
просьбу к другому человеку о каком-либо
предмете, свое
отношение к той или иной ситуации. Говоря
другими словами,
жестовая речь у глухого ребенка выполняет
роль средства и способа
социального общения, что на данном этапе
жизни способствует
его всестороннему психическому развитию.
Развитие
психики детей с нарушением слуха в
дошкольном возрасте
существенно зависит от того, какую
сурдопедагогическую
помощь они получают. Многие дети с 2— 3
лет, а иногда и с 4
лет посещают специальные детские
учреждения (ясли-сады, дошкольные
группы при школах), где с ними проводятся
специальные
занятия в форме игр по развитию
предметно-практической деятельности
(бытовой, конструктивной, изобразительной),
речевого
и музыкального слуха, разных видов речи,
ритмических и физкультурных
умений. Реализуемая в настоящее время
программа
воспитания и обучения детей с нарушениями
слуха направлена
на их всестороннее психофизическое
развитие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник