Условия развития способностей ребенка в процессе обучения

Условия развития способностей ребенка в процессе обучения thumbnail

Максимова Людмила Яковлевна, учитель

МБОУ «Тенеевская ООШ»

Аликовского района

Чувашской Республики

ДОКЛАД

Создание условий развития способностей ребёнка

в процессе обучения и воспитания

Немаловажным условием эффективности обучения и воспитания является свобода действий, побуждающая к самостоятельности, когда ребёнка должны окружать предметы, которые он может свободно держать в руках и заниматься с ними без вмешательства взрослых.

Такими предметами могут стать кухонная утварь и другие предметы домашнего быта, которыми пользуемся ежедневно.

Основная задача взрослых по созданию условий развития способностей в процессе обучения — предложить ребенку увлекательную деятельность, которая будет ему по силу, и не нанесет никакого вреда ни ребёнку, ни предметам игры. Поэтому запас привлекательной внешне и легкой в обращении пластмассовой или металлической посуды — одно из возможных решений этой «кухонной задачи».

Ребёнку требуется свобода передвижения в процессе познания мира. Ему необходимо исследовать пространство, как в доме, так и на улице — там, где он может достаточно свободно передвигаться.

А авторитарное подавление взрослыми любого естественного стремления ребёнка учиться, исследуя своё окружение, — прямая дорога к школьным проблемам.

У родителей есть право предлагать, но не навязывать свою волю ребёнку.

В безопасно организованной среде педагоги смогут создать условия развития способностей ребёнка при обучении, если:

  • поймут, насколько важно наличие у ребёнка заинтересованности и как сильно интерес к учёбе влияет на его успехи;

  • дать возможность активно учиться, исследуя окружающий мир с помощью органов чувств;

  • постараться распознать наступление сенситивных периодов в жизни ребёнка и довольно спокойно реагировать на его бесконечное повторение одних и тех же действий, так как он пока учится!

Ребёнку нужно много времени для изучения окружающего мира и выполнения каких-либо действий. Чувство времени ребёнка отличается от чувства времени взрослых, поэтому не следует его торопить.

Если же ему позволяют спокойно знакомиться с окружающим миром, он наиболее успешно делает это в темпе, свойственном только ему. Ему также требуется гораздо больше времени, чем нам, взрослым, для самообслуживания, игры и т. д.

Взрослому, и родителю и педагогу, нужно постараться понять, соответствует ли домашняя работа, которую педагог поручает ребёнку, его возрасту и способностям, следить, чтобы ребёнок не терял интерес к занятиям.

Лучше всего ребёнок сможет сосредоточиться, если он искренне заинтересован. А умение концентрировать внимание — это уже характеристика успешной самостоятельной личности!

Создавая педагогические условия для развивающего обучения, порой взрослые не так часто обращают внимание на то, что ребёнку необходимо так же необходимо живое общение. Ему мало лишь присутствие посторонних. Ему надо каким-то образом взаимодействовать с ним.

Он очень хочет, чтобы взрослые люди и дети уважали его как личность, включали в свою жизнь. Только так он может научиться общаться с различными людьми и чувствовать себя при этом комфортно.

Важные условия для успешного обучения — любовь, теплота и чувство безопасности. Маленькие дети во многом зависят от взрослых, но для них наиболее важно, что о них заботятся.

Моменты физической близости, как улыбка, поцелуй, объятия, подчеркивающие нашу любовь к ребёнку, — всё это крайне необходимо для его развития. Эти знаки внимания всегда должны быть естественны и ненавязчивы.

Ребёнку необходимо понимание. Хотя взрослые не всегда соглашаются с ним, но ребёнок должен быть уверен, что его понимают. Тратя время на то, чтобы выслушать его, понять и, возможно изменить что-либо в ответ на его чувства и представления, взрослый должен помочь ему развить чувство самоуважения, тем самым одновременно растут его любовь и уважение ко всем окружающим.

При организации условий эффективного обучения необходимо относиться к ребёнку с уважением. Маленький человек с его ярко выраженным чувством собственного достоинства и чувствительностью к несправедливости нуждается в уважительном отношении к нему как к Личности.

Ему надо, чтобы взрослые выслушали и поняли его с его точки зрения. Ему надо видеть, что его собственные чувства и представления важны и заслуживают внимания. Ему необходимо чувствовать, что он — уважаемый член своей семьи. Это не означает, что ему надо настоять на своем. Ребёнок в действительности не хочет править, он лишь хочет поделиться с родителями собственными мыслями, почувствовать их внимание.

Но надо также следует понимать, что излишняя опека, как и вседозволенность, мешают ребёнку в жизни. Умение выразить своё желание и согласовать его с желаниями других людей для него сложная задача, но только так общение между ребёнком и взрослым может стать приятным и полезным.

Организуя педагогические условия для обучения, надо помнить, что детям дошкольного возраста необходимы разумные правила и ограничения, которые вводятся в его жизнь обоснованно и последовательно!

Ребёнок до определённого возраста относительно неопытен, и ему нужно с максимальной выгодой использовать знания и опыт взрослых. Ему также надо научиться бесконфликтно, жить вместе с другими людьми.

В этом ему помогут разумные, обоснованные правила и ограничения, которые ребёнок может легко воспринять и впоследствии свободно пользоваться ими.

Взрослые, родители, должны предварительно договориться обо всём между собой, затем познакомить с этими правилами ребёнка и твёрдо, но непринуждённо требовать их выполнения в дальнейшем. В этом случае ребёнок будет чувствовать себя увереннее как в играх, так и при общении с окружающими.

А вот ребёнок, которого постоянно наказывают, обычно бывает настолько запуган и боится снова что-то сделать неверно, что в результате обязательно запутается и снова ошибётся.

Читайте также:  Что такое развитие личности ребенка

При создании условий для успешности процесса обучения не стоит забывать о том, что малыш нуждается в четко сформулированных правилах поведения — как при общении с родителями и родственниками, так и за пределами семьи.

А устанавливать их надо исходя из общих интересов. Подход остается прежним: дружеский тон и диалог с ребёнком. Если ощущается его внутреннее сопротивление при внешнем послушании — лучше сразу насторожиться и выяснить причину. В противном случае такая «пассивная покорность» приведёт к формированию либо подавленного поведения ребёнка, либо он станет более агрессивным и даже неуправляемым.

Существуют правила, которые помогут взрослым при создании условий, способствующих успешному обучению, формированию и развитию индивидуальности ребёнка: надо давать четко определимые границы «можно» и «нельзя»; уважать личность ребенка; перестать навязывать малышу свою волю.

Создавая условия, способствующие эффективности процесса обучения, не забывать, что ребёнок не страшится, в наоборот, испытывает потребность в учёбе. Стремление расти, расширять кругозор должны быть естественны, должны двигать любым ребёнком в жизни.

Постоянное развитие — закон живой природы. Для каждого ребёнка окружающий мир – это захватывающая дух тайна, и это значит, что его надо исследовать и познавать. Всё новое, что он открывает для себя и изучает, помогает ему на пути к взрослой жизни.

Если взрослые хотят помочь ребенку в этот момент, то только организуя такие условия обучения дошкольников, чтобы позволить ему проделать максимальное количество опытов, соответствующих его возрасту. И взрослым принимать в этих опытах-играх самое непосредственное участие, обеспечивая взаимодействие, поощрение и необходимый присмотр на случай возникновения каких-либо проблемных ситуаций.

А вот бесконечные, часто необоснованные запреты взрослых — верный путь к «школьной катастрофе». Стоит ли сейчас создавать условия для последующего отвращения к учебе вообще и к школе в частности?

Любого взрослого человека раздражает постороннее вмешательство при выполнении работы. А если ещё и торопят?!

Каждый ребёнок учится со своей скоростью и в своё время, так как одинаковых детей нет. Ребёнок не может планировать своё будущее, как это делают взрослые. Он живёт только настоящим. Организуя условия для обучения, следует не забывать, что у детей дошкольного возраста ритм жизни гораздо медленнее — ведь у них нет присущего взрослым чувства времени.

У него свой взгляд на события, и зачастую то, что волнует взрослых, ребёнку безразлично. Поэтому захватывающие игры с точки зрения взрослого для ребёнка могут быть вовсе не интересными. Так что надо быть готовыми к такому повороту событий и уметь спокойно отреагировать на отказ ребёнка: лучше на время «забыть» о предложении и вернуться к нему через некоторое время.

Но если ребёнок заинтересован, использовать момент и помочь ему, сделав его первые шаги в новой деятельности максимально простыми: пусть он почувствует, что у него обязательно все получится!

Например, четырёхлетний ребёнок вполне может рассортировать тарелки по размеру к приему гостей, или же разложить столовые приборы на столе.

Стоит ещё раз напомнить о потребности детей повторять все действия по нескольку раз и постоянно обсуждать всё происходящее — так они совершенствуют свои движения и речь.

Условием хорошего обучения является обучение в процессе деятельности, ведь ребенок учится, прежде всего, в процессе выполнения заданий.

Если взрослые постигают определенные премудрости профессии, читая, наблюдая или следуя устным инструкциям, ребёнок может научиться чему-либо, только выполняя всё самостоятельно. Он развивает своё тело и разум, активно пользуясь ими.

Поэтому основная задача и родителей и педагогов — обеспечить безопасное «поле деятельности». Оставить при себе свои постоянные нравоучения и дать возможность ребёнку сделать всё самому в доброжелательной обстановке.

Надо помнить, что такое чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Маленький ребёнок тоже предпочитает работать, а не играть.

Если у ребёнка есть выбор, он обязательно выберет «настоящую» работу, например, в саду, уборку квартиры или же приготовление пищи. Дети очень любят работать и стремятся выполнять имеющие практический смысл задания вместе с взрослыми. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать нам в уходе за собой, за своей комнатой, игрушками и т. д.

Одно из условий успешности развития – это обучение в игре. С точки зрения детей, игра — это приятная, имеющая определённый смысл и добровольно, без всякого принуждения выбранная деятельность.

Нужно использовать именно этот термин деятельность — для обозначения того, чем постоянно занят наш малыш, чтобы не ужасаться тому, когда же он отдыхать-то будет, и не умиляться тому, какой же он труженик. Ведь в обычной жизни ребёнок должен быть самостоятельным, гармонично развитым членом общества.

Самое главное и для родителя и педагога — дети с самого раннего возраста должны сами обучаться безопасности, но при тщательном контроле со стороны взрослых! Они должны помочь ребёнку развить самодисциплину, чтобы в будущем миновать возможные неприятности. Потребуется немного терпения и ребёнок будет с уважением относиться к таким непростым предметам, так вилка, нож, утюг и т. д.

У каждого ребёнка взрослые должны развивать чувство собственного достоинства. Хотя у него ещё нет присущего взрослым ощущения «перспективы», и он не может просто отмахнуться от обиды или попробовать в ней разобраться, но с его точки зрения любое ущемление его чувства собственного достоинства — это «отвержение» его как личности. Как если бы кто-то прямо сказал, что он совершенно бесполезен, не нужен или что он вообще неудачник.

Читайте также:  Развитие ребенка рабочая тетрадь для дошкольников скачать

Чтобы условия эффективности обучения детей не подвергались сомнению, внимательно наблюдать за ребёнком и делать выводы. Ведь в мире нет двух одинаковых детей!

Список литературы

  1. 1.Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. — 2014. — № 8.

  2. Аверин С. Дошкольные образовательные модули — основа формирования развивающей среды ребенка / С. Аверин, Т. Волосовец // Дошк. воспитание. — 2015. — № 9.

  3. Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников : дис. … канд. пед. наук / Лобанова Елена Александровна. — Саратов : Саратов. гос. ун-т, 2001. — 175 с.

Источник

Условия развития способностей ребенка в процессе обучения

ТОП 10:

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Читайте также:  Роль биологических и социальных факторов в развитии аномального ребенка

В школе применяют активные методы обучения, при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу, чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе, это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», — пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)

Мухина стр.318-322



Источник