Условия развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Условия развития личности ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Общество является институтом, который всегда производит образ личности, процесс развития которой направлен на постижение социума, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов общения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Однако ребенок самореализуется, когда становится личностью, носителем социально-человеческой деятельности в результате ее осуществления.

В дошкольные годы формируются психологические механизмы личности, новые психологические качества и формы поведения, Я-концепция, система качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе, закладываются основы нравственного развития.

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста

Личность человека является сложным образованием, процесс развития, становления и формирования которого зависит от многих факторов: биологических, природной и социальной среды, воспитания и обучения, собственной активности ребенка.

С младенческого возраста человек развивается как существо социальное. Источником и условием этого развития является общественная среда. С помощью людей, через людей она все время взаимодействует с окружающей действительностью. Взаимодействие ребенка со средой, прежде всего с социальным окружением, микро-средой, усвоение культуры человечества играют важную роль в его психическом развитии, становлении его как личности.

Личность -человек, достигший определенного уровня психического развития, в которой сложились собственные взгляды на окружающих, определенный уровень самопонимания, приобрели структуры психические процессы и свойства

Она возникает в результате культурного и социального развития.

В дошкольном возрасте формируются психологические качества и механизмы личности, налаживаются связи, отношения, которые составляют ядро личности. В этот период формируется устойчивый внутренний мир, формы поведения, которые дают основания считать ребенка личностью.

Влияние взрослых на развитие личности дошкольника

Условия развития дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно повышаются требования взрослых к его поведению. Центральной требованием является соблюдение обязательных для всех правил поведения, норм общественной морали. Новые возможности познания мира способствуют усвоению форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнениями. Все время меняется и усложняется ее деятельность, выдвигает новые требования к восприятия, мышления, памяти, умения организовывать свое поведение. Все это постепенно формирует личность ребенка, а каждое личностное достояние меняет, расширяет возможности для воспитания. Условия развития и само развитие личности взаимосвязаны.

Развитие личности ребенка охватывает такие качественные изменения:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых она осуществляет свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, ее независимость от внешних обстоятельств.

Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Сильнее всего на ребенка влияет на поведение близких ей людей. Она подражает их, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей. Однако это влияние не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и тому подобное. Для нее образцовой является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят, авторитетных сверстников, персонажей сказок, мультфильмов и др. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка авторитетная.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, обучают ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки. Предъявляя требования, оценивая поступки, они требуют от детей выполнения правил. Постепенно дети начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и сверстники.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они и сами стараются овладеть этими правилами. Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую являются своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех. Иногда они являются попыткой открыть новое, неизвестное правило. В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делать.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте слишком важно усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов товарищей. Детям нелегко осваивать такие правила, они часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая. Овладение ими происходит на основе опыта.

Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья. Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека. Особая значимость семейного микросреды объясняется относительной самостоятельностью ребенка, зависимостью жизнь и благополучие от заботы и помощи взрослых людей, ее воспитывают. Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка. От их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения.

Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостении. Негативно влияют на их самооценку и достижения, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения ее элементарной самостоятельности, надоедливые назидания и морализаторства (с целью приучения к хорошему, положительного), оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности.

Читайте также:  Современные концепции развития личности ребенка

В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения. В зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как демократические и авторитарные.

По демократической формы семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ей, уважают мнение, разъясняют принятые в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и тому подобное.

Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния. Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, к минимуму сводят общение с целью объяснения правил поведения и т.

Дети по демократическим семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (непринятие приспособленчества), адекватную эмоциональность в социальных взаимоотношениях.

Психологический климат в семье, который отображается на характере общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблем, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика ребенка. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем больше склонна к пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у нее слабого характера. Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизма.

На формирование личности дошкольника влияет и состав семьи. Ребенок, в воспитании которой, кроме родителей, участвуют бабушки и дедушки, больше способна к состраданию, дружелюбным, однако менее самостоятельная и упорная, ей не хватает организаторских способностей.

Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как она относится к ним, оценивает их. Привязанность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страхи, напуганная), играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей. Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказываниях.

Особая роль в семейном микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп. Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой, нередко — с дальними родственниками.

Источник

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение. 

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Формирование личности

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Читайте также:  Условия нормального развития ребенка по выготскому

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

В игре

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Условия развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читайте также:  Группы раннего развития ребенка по метод

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Активная деятельность ребенка и его общение со взрослыми выступает условиями освоения социального опыта.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двухстороннее взаимодействие. Не только окружающие воздействуют на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество.

Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений. Результат освоения опыта – овладение этими предметами, формирование человеческих способностей и функций. Таким образом, развитие ребенка, в том числе психическое, происходит через его деятельность.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Развитие познавательной сферы ребенка и его личности идут в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе:

— непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);

— предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст);

— ролевая игра (дошкольный возраст);

— учебная деятельность (младший школьный возраст);

— интимно-личностное общение (подростковый возраст);

— учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

На протяжении первых семи лет жизни ребенок последовательно осваивает несколько видов деятельности: общение, предметную деятельность, игру.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает до того, как ребенок овладевает хотя бы самыми простыми действиями с предметами.

В раннем возрасте (от года до трех лет) интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы, ребенок приобщается к предметной деятельности.

Следующий шаг – переход к ролевой игре, ребенок становится достаточно самостоятельным, чтобы стремиться быть как взрослый, выполнять его роль, управлять, подобно взрослому, вещами, событиями.

Усвоение новых действий увеличивает возможности ребенка и служит предпосылкой для появления новых видов ведущей деятельности.

Таким образом, каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает карлинальные линии психического развития именно в этот период.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом условиями развития личности дошкольника выступают не только овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и процесс формирования определенных качеств личности.

Развитие личности ребенка происходит как в повседневной жизни, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Так, например, умственные способности необходимо формировать уже в раннем, и развивать в дошкольном возрасте. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.

61. ДЕТСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие отдельного человека, ребенка, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность характеризует отдельного человека в многообразии его мыслей чувств, проявлений воли, потребностей, привычек, мотивов, желаний, интересов, настроений, переживаний, качеств перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.

Формирование личности – процесс и становление личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, которые и являются в данном контексте механизмами ее формирования; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

62. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание) выступает как один из критериев умственного развития ребенка, наряду с объемом, характером и содержанием его знаний и способностью к самострельному творчеству.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир (игра, труд, прогулки, занятия, общение со взрослыми и сверстниками). Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. Результаты мышления отражаются с помощью слова. Важнейшими задачами умственного развития детей дошкольного возраста являются: сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний.

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к ним.

Воспитание любознательности, познавательных интересов – одна из задач умственного воспитания дошкольников, направленная на формирование познавательных мотивов.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2059; Нарушение авторских прав?; Условия развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник