Условия развития личности ребенка формирование мотивов поведения
Ольга Михайлова
Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка
Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации целенаправленных воспитательных воздействий на дошкольника.
Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятием потребность. Когда говорят о потребностях ребенка, то имеют в виду объективную нехватку для его организма чего-то, что находится вне его и что представляется как необходимое условие его существования.
Принято различать потребности двух видов:
• биологические (это класс потребностей, связанный с необходимостью осуществления жизненно важных функций: потребность в пище, воде, кислороде.)
• социальные (характерные только для человека: необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность).
Очень важно, говоря о потребностях, выделять два момента их формирования:
1) появление потребности при отсутствии конкретного предмета ее удовлетворения. Поведение ребенка в таком состоянии характеризуется ненаправленной активностью, общепоисковым характером этой активности;
2) появление предмета, способного удовлетворить потребность.
Вместе с появлением объекта потребности у детей нередко происходит становление устойчивых форм поведения, причем не всегда являющихся желательными и приемлемыми для окружающих. Например, следуя привычке сосать соску, при отсутствии последней, малыш тянет в рот палец или другой похожий предмет. Так появляется у него устойчивая, длительная и с трудом поддающаяся устранению вредная привычка.
Следовательно, опредмеченная потребность ребенка и есть уже конкретный мотив его поведения, побуждающий дошкольника к целенаправленной активности.
При выполнении различного рода заданий дети интересуются не только результатом своей работы, но и тем значениям, которое она несёт для окружающих.
Что же именно побуждает ребёнка трудиться и какие мотивы являются для него наиболее действенными?
Какая связь существует между мотивом и процессом деятельности?
Если меняется мотив деятельности, то меняется ли от этого характер процесса труда и качество продукта?
Ответы на эти и другие связанные с мотивацией вопросы, очень важно знать воспитателю.
Чтобы выявить мотивы, побуждающие активность ребенка можно предложить детям ряд заданий через определенные интервалы. Технически это одинаковые задания, но предъявляемые с разными мотивировками (например, надо сделать флажок или салфетку). Техника изготовления подобных предметов очень проста и не занимает много времени.
Предлагая подобные задачи детям разного возраста, им объясняют, что они должны сделать, для чего и кому это необходимо. Разберем несколько вариантов. В первом варианте — результаты работы нужны для предстоящей игры. Во втором — сама трудовая деятельность осуществляется в форме игры, где ребенок подражает труду взрослых. В третьем — готовит подарок маме, папе или детям другой группы. В четвертом — ребенок может сам выбрать любую привлекательную для него работу.
Таким образом, одно и то же трудовое задание осуществляется при различных мотивировках, которые для краткости можно обозначить так: труд для последующей игры; подражание труду взрослых; труд для родителей, для детей другой группы; труд ради удовольствия от самого процесса деятельности.
Работа по изготовлению флажка или салфетки оказывается наиболее организованной и по своему характеру, и по качеству продукта там, где она включается в игру, т. е. в ситуации, где мотивы продуктивной деятельности были наименее выражены.
В то же время деятельность детей при изготовлении тех же предметов для предстоящей игры, когда в качестве доминирующих задаются мотивы продуктивной деятельности, находится на значительно более низком уровне.
Это, на первый взгляд, парадоксальное положение можно объяснить следующим образом. Для игры предмет может быть годен лишь тогда, когда он сходен с реальным предметом. Но самое важное здесь — возможность обращаться с игровым предметом так же, как это делает взрослый с реальным предметом. Работа делается не на столько совершенно, исчезает ответственность за качество продукта и критическое отношение к самой работе.
По другому обстоит дело, когда ребенок подражает труду взрослого. Здесь дети берут на себя роль человека выполняющих «важную» работу. Ребенок может хорошо выполнить взятую на себя роль только в том случае, если процесс его работы очень похож на настоящую. Ребенок старается выглядеть как взрослый и сделать изделие, как можно лучше. Работа приобретает характер развернутой и ответственной трудовой деятельности.
В играх дети стремятся отразить явления, выходящие за пределы их возможностей. Они играют в «летчиков, шоферов, строителей, парикмахеров, врачей», т. е. отражают: те профессии и события, о которых им рассказывают, читают в семье и в детском саду или которые они сами частично наблюдают.
Исходя из этого, становится понятным, почему дети, которые не были на заводах и фабриках, изготавливают флажки и салфетки, с таким желанием, как это делают настоящие рабочие. Они принимают на себя роль рабочих и с чувством ответственности выполняют задание.
Считается, что игра — это свободная деятельность, позволяющая ребенку менее требовательно относиться к процессу труда и качеству продукта. Однако, оказывается, что эта свобода является относительной. Свобода игры состоит в том, что ребенок свободен включаться или не включаться в игру, но, как только он вошел в труд и принял определенную роль и правила игры, он им полностью подчиняется. В той игре, где ребенок, исполняет роль взрослого производительность труда меняется, возрастает его ответственность и отношение к своему труду и к труду других детей.
Наблюдается значительное повышение эффективности работы и при изготовлении салфетки в подарок маме или флажка в подарок детям другой группы. В этих случаях для ребенка совершенно очевидно устанавливается связь между тем, что делать и для чего делать. Флажки действительно годятся для подарка малышам, а салфетки подходят в подарок маме. Поэтому дети доводят работу до конца и стремятся сделать ее хорошо. Представление о том, как мама и малыши обрадуются их подарку, поддерживает настроение детей, вызывает чувство удовольствия от сделанной работы.
Для дошкольников важным является не сам по себе продукт труда, а то для кого он делается. Чем реальнее для ребенка выступает связь между тем что он делает, и тем, для чего он это делает, тем более планомерный и целеустремленный характер приобретает процесс работы и тем законченнее становится продукт его труда.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мотив имеет большое значение для продуктивности работы, которую выполняет ребенок. Мотив поднимает уровень самой деятельности, делает детей целеустремленней и повышает результат работы.
В случае, если взрослый плохо организует работу ребенка или неубедительно объясняет цели, то уровень работы снижается: она ограничивается не всегда хорошим результатом и не заканчивается созданием соответствующего законченного продукта. Следовательно, выполнение задания зависит от того, как взрослый направляет практическую деятельность ребенка, насколько ему удается показать содержательность задания.
Воспитатель должен мотивировать деятельность детей, как можно интереснее привлекая их к отпределенной работе.
Источник
Консультация для педагогов:
«Значение мотивов деятельности в формировании личности детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
МДОБУ
Д/с комбинированного
вида «Солнышко»
Переверзева Г.С,
Цель:
-способствовать психологическому просвещению воспитателей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.
2. Рассмотреть процесс формирования социальных мотивов у дошкольников.
3. Раскрыть понятие мотивационной готовности детей к школьному обучению.
1 слайд Тема консультации– « Значение мотивов деятельности в формировании личности детей старшего дошкольного возраста».
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением у ребенка новых эмоциональных переживаний, а так же новых потребностей и интересов. Дошкольное детство — это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.
2 слайд «Понятия «мотив» и «мотивация».
Любая деятельность ребенка или взрослого всегда имеет мотив.
Мотив (франц motif, лат motus — движение) — осознанная причина действий и поступков человека. Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии. Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются. Мотивация — система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека
Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.
3 слайд «Группы потребностей».
Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.
Задача воспитательного процесса в ДОУ – развитие социальных потребностей у детей.
4 слайд «Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов».
Говоря о мотивах дошкольников, необходимо обратиться к эмоциям. Сам мотив деятельности ребенком, как правило, не осознается. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, — явления разной природы, но динамично взаимосвязанные и их проявления часто трудно отличить друг от друга.
5 слайд «Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах»
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.
Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Он может, например потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть.
Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как курочки сбегаются и клюют, а 6-летний — чтобы помочь маме по хозяйству.Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
6 слайд «Мотивы, характерные для младших дошкольников»
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их.
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», — говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут – сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению- притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облегченного уважением и авторитетом. У детей младшего дошкольного возраста самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их с действительностью, преувеличивают свою смелость, силу. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона»
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Каждый ребенок нуждается в доброжелательном отношении к нему окружения. Своими действиями он пытается заслужить их одобрение. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводит к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.
7 слайд Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль) Детям старшей группы предложили из изображения четырех предметов- человека, льва, лошади и повозки- отобрать «лишний» Дети в этих условиях считали лишним льва и так объяснили свой выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев? Лев может съесть лошадь, его нужно отправить в зоопарк»
8 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников»
В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как? », «Зачем? ». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему? ». Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответы на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания, ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисовании или другой практической деятельности. Лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение
Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению нового вида мотивов, соревновательных— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.д. 4-летние дети не сравнивают свои успехи и неудачи с успехами и неудачами других детей. Стремление к самоутверждению и желание получить похвалу взрослых выражаются у них не в попытках сделать что-либо лучше других, а в приписывании себе положительных качеств, в выполнении действий, которые получают положительную оценку взрослого. Детям средней группы предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду фишку, решили все действия выполнять вместе, а не по очереди, как требовали условия игры. Они подсказывали сверстникам, если им был известен правильный ответ. По окончании игры каждый ребенок требовала фишку, независимо от достигнутого результата. Если младшие дошкольники еще не сравнивают свои успехи со сверстниками, то старшие дошкольник вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.
Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживании, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связанно с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязанности, их действительного значения. Если четырехлетний Дима на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их» К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей. Пятилетний Боря, прослушав рассказ Льва Толстого «Косточка», сказал: «Ему стыдно стало, и он заплакал. Он папе неправду сказал. Так нехорошо.» Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить открытку маме. Но для этого дети должны четко представлять человека, которому делают приятное, испытывать к нему симпатию. По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее — с 5 лет. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим. Когда детей средней группы спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых (дежурство), они отвечают: «Мне нравится», «Воспитатель сказал». У старших дошкольников ответы на тот же вопрос носят другой характер: «Помогаю потому что няне тяжело одной»
9 слайд «Соподчинение мотивов»
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основой линии, стрежня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противопложным побуждениям, толкающим его на то, чтобы например, обидеть другого или солгать. После того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя и более скучного занятия, одобряемого взрослым.
10 слайд «Мотивационная готовность к школе»
Мотивационная готовность — готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
11 слайд «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольника»
Рассмотрим процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол) Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий. В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет). Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют. Со временем, деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.
Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует по собственной инициативе — это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.
Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.
Источник