Условия развития коммуникативных способностей ребенка

Условия развития коммуникативных способностей ребенка thumbnail

Мария Бакаева
«Создание условий для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста».

Использование игровых упражнений и шуточных стихов для разрешения конфликтных ситуаций

.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребёнка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об Образовании», «Федеральным государственным Образовательным Стандартом» и др.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Формировать у детей коммуникативные навыки нужно с младшего возраста. На данный момент мы работаем с детьми 2 младшей группы. Это самый благоприятный возраст для развития умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте ребёнок усваивает нормы поведения в коллективе легче.

Мы поставили перед собой цель: Сформировать у детей младшего дошкольного возраста коммуникативные навыки и создать доброжелательную обстановку и положительный эмоциональный климат в группе для дальнейшего взаимодействия всех участников образовательного процесса, т. е до выпуска в школу.

Затем определили задачи:

1. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками

2. Понимать нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

3. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

4. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

5. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье.

Определив цель и задачи мы разработали план в трёх направлений:

1. Самообразование педагога.

2. Работа родителями.

3. Работа с детьми.

Итак, мы начали работу по созданию условий для формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование педагога по данному направлению началось с изучения методической литературы.

Затем было проведено наблюдение за детьми, изучено взаимодействие детей друг с другом.

Основная часть детей перешла из первой младшей группы, они уже уяснили многие правила коммуникативного общения, но в силу особенностей нашего учреждения (когда приходится принимать в коллектив ещё и новых детей, к нам присоединились и другие дети. Также в этом году к нам в группу пришла девочка с ограниченными возможностями. Наблюдая за детьми, мы заметили, что новенькие дети не умели взаимодействовать со сверстниками, некоторые не шли на контакт с педагогом. А присутствие в группе «особенной девочки», вводило детей в замешательство.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды, правильно продуманного и построенного занятия и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей мы стали использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, они активно принимали участие в различных конкурсах, выставках, помогали нам в пополнении развивающей среды, изготовлении пособий и материалов. Большой эмоциональный отклик, как детей, так и родителей мы получили на итоговом мероприятии, проходившем на «Неделе здоровья»«Совместная прогулка детей и родителей». Нам даже показалось, что родители, получили новый опыт общения со своими детьми. Мы очень порадовались за стеснительных детей, которые в присутствии родителей раскрепостились и проявили себя подвижными, эмоциональными ребятками.

Таким образом, внимание родителей было привлечено к совместному решению проблемы и даже совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

Коммуникация является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями.

В течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников используем различные методы и приемы,такие как:

проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;

чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;

проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;

организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, участие в кукольных спектаклях, соревнованиях, фестивалях, конкурсах. Большое значение в развитии коммуникативных навыков имеет совместная деятельность воспитателя с детьми.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Также постоянно организуем игры-ситуации. Вместе с тем в каждой игре-ситуации даём определенный образец (назначения предмета, новых игровых действий, использования предмета-заменителя, особенностей действия в роли, замещения действия словом т. д., но в пределах необходимой эмоциональной ситуации, которая не превращается в обучающее занятие.

Организуя игровую деятельность, создаём такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Семёну колготки”, Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь (привлекаем стеснительных и малоговорящих детей).

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев мальчик комаровский

Ценность использования игрового персонажа заключается в том, что у ребенка развивается диалогическая форма речи.

В развитии коммуникативных навыков детей регулярно используем хороводные игры. Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами, умение действовать с рядом стоящим товарищем, воспитывают чувство доверия детей друг к другу.

Дидактические и настольные игры используются для решения всех задач данного направления. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова.

В непосредственно образовательной деятельности мы обязательно включаем как часть занятия, методы и приёмы для развития коммуникативных навыков детей. Также во время занимательного дела дети учатся слушать воспитателя, стараются не перебивать сверстников, умение спокойно относится к своим неудачам и оказывать помощь сверстникам.

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду также имеет большое значение для развития коммуникативных навыков ребенка, очень эффективными методом является выполнение коллективных работ, они намного значительнее по результату для всех детей, вызывают у них восхищение.

Источник

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками. Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Общение младших дошкольников

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Игра рядом

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Обсудить условия игры

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Читайте также:  Как сшить мягкий кубик для развития ребенка мастер класс

Общение дошкольников

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

театрализованные игры

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Источник

Марина Антропова
Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»

Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребё нка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.

Читайте также:  Роль технических задач в развитии личности ребенка

Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) показали, что развитие коммуникативных способностей детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.

Однако, недостаточно изученными остаются возможности формирования речевых умений при обучении детей родному языку, в процессе усвоения ими родного языка как средства общения с окружающими людьми, хотя очевидно, что специальные формы и методы работы по развитию речи детей заключают в себе богатые возможности и для развития коммуникативных умений детей.

Бесспорно, что коммуникативные способности ребёнка отражают культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остаётся, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

Важным фактором развития коммуникативных способностей ребё нка-дошкольника является совместная партнёрская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие коммуникативных умений в целом.

Основными направлениями эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй являются:

создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми;

формирование представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях – важные знания для каждой семьи, для каждого ДОУ.

Формирование у детей коммуникативныхумений и навыков в ДОУ и семье предусматривает реализацию следующих задач:

— воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

— создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

— обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

Игры, помогающие в развитии коммуникативных навыков у детей.

Игра «КТО Я?»

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я?». Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я»

(я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть) и т. д.

Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие дружные и добрые дети есть у них в группе.

Игра «ИМЯ»

Цель: Получить дополнительную информацию о ребенке, о его самооценке.

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь или оставить свое. Спросить, почему нравится или не нравится свое имя? Почему бы он хотел изменить свое имя, чтобы его называли по-другому. (Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше)

В конце можно предложить почитать стихотворения, в которых есть имена детей, обратить внимание как они звучат, что детей можно называть по-разному; ласково, сердито и т. д.

ИГРЫ — ИМИТАЦИИ

Цель: учить детей мышечному расслаблению, двигательному раскрепощение, (только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен).

«МЕДВЕЖАТА» -учить снимать мышечное напряжение

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких медвежат Медвежонок лежит в берлоге. Спит. Подул холодный ветерок, он пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек, греется. Стало тепло, жарко, медвежонок развернулся, зарычал. Воспитатель рассказывает, а ребенок изображает движения. Аналогично проводится игра-имитация «КОТЯТА», «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ». «МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК», «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ», «ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ».

«Кто к нам пришел?»

Программное содержание: Научить ребенка осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей. Дать возможность пережить приятное ощущение, внимание со стороны сверстников к себе, радоваться самому себе. Формировать игровое партнерство, сближать детей друг с другом.

Описание игры: Воспитатель вызывает 2-3 детей (наиболее смелых) и договаривается, какого гостя (животного) будет изображать тот или иной ребенок, помогая ребенку найти нужные движения. Дети по очереди показывает животных, а другие отгадывают и ласково, приветливо принимают гостя. После встречи последнего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

Литература

1. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Книголюб,2006.

2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. — Феникс, 2005.

Источник