Условия нормального развития ребенка раннего возраста

Условия нормального развития ребенка раннего возраста thumbnail

По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Это относится и к развитию мышления [18, с.37].

С.Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением [30, с.275].

Таким образом, в развитии ребенка раннего возраста все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые. И если действия их не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях, — малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто являются виновниками неуравновешенного поведения детей.

Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития детей раннего возраста.

1.2 Особенности развития детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и Друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей [27, с.286].

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: «Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления». Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство [18, с.270].

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать савочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (савочки, лопатки, удочки с магнитом и пр) [12, с.75].

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата [34, с. 198].

Источник

Ранний возраст – это особый этап в жизни каждого ребенка. Именно в раннем возрасте ребенок получает задатки знаний и умений, которые в дальнейшем повлияют на весь процесс развития ребенка как личности и полноценного члена общества. На этом этапе важен целенаправленный процесс развития, организованный взрослым.

Особенности развития детей раннего возраста

Замечание 1

Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3-х лет.

Возрастные особенности каждого года раннего детства:

  • Возраст от 1 года до 2-х лет. В этом возрастном промежутке у ребенка формируется важные функции мозга, особенности поведения, складывается характер, развивается речь, приобретаются физические навыки (самый главный – самостоятельное хождение). Ребенок проявляет все больший интерес к окружающим его предметам, ему интересны свойства предметов и их назначение. Он пробует использовать предметы не по назначению, то есть проявляются задатки исследовательской деятельности.
  • От 2-х до 3-х лет. Активное развитие нервной системы, интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, ребенок учится контролировать свое поведение и жизненные потребности. Происходит быстрое развитие и совершенствование речи. Ребенок понимает, что с помощью речи он может донести до взрослого свои мысли, получить помощь и т.д. Осваивает падежи, числа, начинает ориентироваться во времени.
  • Третий год жизни. Важным в этот возрастной период является процесс социализации ребенка. Все больше проявляется желание общения со сверстниками. Становятся интересны сюжетные игры. В этот период, благодаря сюжетным играм, можно определить интересы ребенка и направить развитие согласно его интересам и потребностям. Возраст трех лет является оптимальным для начала посещения детского учреждения. Ребенку требуется намного больше общения, чем ему может дать мать. Возникает потребность не просто в общении, а и в обмене жизненным опытом со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что первые три года жизни ребенка являются наиболее важными в его физическом и психическом развитии. Очень важно в этот период создать для ребенка необходимые педагогические условия, направленные на его полноценное развитие.

Уровни педагогических условий развития детей раннего возраста

Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста планируется посредством циклограмм по видам деятельности — познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.

На сегодняшний день принято выделять следующие уровни педагогических условий развития детей раннего возраста:

  1. уровень. Характеристика ребенка согласно его возрасту, выделение индивидуальных особенностей.
  2. уровень. Обстоятельства воспитания (отношения ребенка с другими детьми и взрослыми, содержание и организация деятельности ребенка и т.д.).
  3. уровень. Собственные знания и умения ребенка.
  4. уровень. Педагогическая деятельность, направленная на управление жизнедеятельностью детского коллектива (работа педагогического коллектива).
  5. уровень. Ресурсное обеспечение (педагогические кадры, оборудование и материалы детского учреждения и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что педагогические условия, направленные на развитие детей раннего возраста имеют комплексное содержание из пяти составляющих. Только наличие всех пяти уровней может гарантировать эффективный процесс воспитания.

Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста, должен быть не только спланирован, но и обеспечиваться обратной связью. Это необходимо для того, чтобы следить за его актуальностью и эффективностью, путем отслеживания динамики развития каждого ребенка.

Принципы и условия развития детей раннего возраста

Принципы развития детей раннего возраста:

  • использование современных и актуальных подходов к организации педагогического процесса;
  • соблюдение требований к содержанию педагогического процесса;
  • направленность на сохранение здоровья ребенка;
  • формирование условий для социализации ребенка.

Педагогические условия развития детей раннего возраста заключаются в следующем:

  1. Создание разумного двигательного режима (подвижные игры, танцы, физкультурные минутки и т.п.).
  2. Поддержание и развитие стремления ребенка к самостоятельности (формирование навыков самообслуживания за столом, в процессе подготовки на прогулку).
  3. Оказание ребенку помощи при освоении новых действий.
  4. Поощрение познавательной деятельности ребенка (совместные исследования предметной и окружающей среды).
  5. Обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми.
  6. Поддержка стремления совершения положительных поступков, формирование положительной самооценки.
  7. Направленность работы с детьми, с учетом ведущей деятельности (в раннем возрасте ведущей деятельностью является игровая).
  8. Формирование трудовых навыков (формирование трудолюбия и уважения к труду других).
  9. Общение с ребенком (индивидуальное, групповое, подгрупповое).
  10. Организация игрового построения образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

Таким образом, педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста представляет собой комплекс свободной (самостоятельной) деятельности ребенка и совместной со взрослым деятельности. Построенный таким образом педагогический процесс обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности (движение, активное исследование окружающего мира, овладение различного рода навыками и умениями).

Замечание 2

Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как полноценная личность, имеющая права на сохранение своей индивидуальности, развитие особенностей.

Таким образом, педагогические условия развития детей раннего возраста, заключаются в ориентации на возрастные особенности ребенка, учет индивидуальности каждого. Процесс развития ребенка раннего возраста должен быть направлен на развитие его физических и умственных способностей, получения необходимых навыков и умения, социализацию в обществе, формирование первичного социального опыта на основе личного.

Источник

голубева альбина
Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье, в первые годы жизни.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В основе результативности работы дошкольного образовательного учреждения лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно воспитательного процесса.

Формы и методы контроля воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

— сбор информации, т. е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;

— Анализ собранного материала, его оценка;

-Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года, направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Аналитическая справка отражает:

-положительный опыт работы педагогов;

-проблемы работы коллектива;

-план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.

К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция)— организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя — определить фактический уровень развития каждого ребёнка,определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспитательно-образовательного процесса, в нашем детском саду воспитатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года.Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Таким образом, контроль воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Источник