Рекомендации для родителей по развитию ребенка с нарушением зрения

Рекомендации для родителей по развитию ребенка с нарушением зрения thumbnail

Рекомендации для  родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

            Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

 Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.  В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.  В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.  Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.  Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 — 2 мин на обдумывание.

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.  Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

9.  Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.  При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11.  Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

Читайте также:  Пикамилон ребенку для развития речи

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

Источник

никонова ирина
Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения

Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Его возможности резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка со зрительной патологией действовать с каким-либо предметом или играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать этот предмет или игрушку (с помощью зрения, осязания и прочих анализаторов, познакомить с тем, какие действия можно с ним производить, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Я предлагаю вам использовать следующие рекомендации:

— Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы сможете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.

— Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.

— Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например, «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним).

— Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами.Задавайте также вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?» и т. д.

— Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.

— Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т. е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету сверху вниз. Например, это стул,проговаривайте: «Это стул. А это у стула спинка, это – сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их». Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.

— Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз, затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней играть.

— Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

— Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов, игрушек (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например,при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно – кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый».Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: «У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они».

— Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите, например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины.Совместное обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «Это мяч большой, а этот маленький; это пирамидка высокая, а это низкая; это ленточка длинная, а это короткая; это тарелка глубокая, а это мелкая».

— Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение.Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голова. Она вверху» и т. д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.

— Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола). Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз.Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правом руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

— Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.

— Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет.Например: «Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 8 месяцев интеллектуальное развитие

Уважаемые родители, Вы должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того,что он делает: «Какой ты молодец!», «Ты очень старался, молодец!», «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Источник

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

            Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка, или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость) — дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие — заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть при обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.  В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.  В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.  Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.  Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 — 2 мин на обдумывание.

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.  Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

9.  Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.  При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

Читайте также:  Требования к развитию ребенка пяти лет

11.  Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

«В игры играем – речь развиваем».

   Звуки поставлены и введены в речь, но, если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда — в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.

   Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребѐнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребѐнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

   Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка.

   Ребенок и онлайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры он-лайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален.

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени

• 5 лет – не более 7 минут; 
• 6 лет – 10 минут; 
• 7-9 лет – 15 минут; 
• 10-12 лет – 20 минут; 
• 13-14 лет – 25 минут; 
• 15-16 лет – 30 минут.

   Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. 

Вами могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое. Сейчас мы расскажем о некоторых.

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные игры, которые помогут легко дошкольнику. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на логопедических занятиях в детских садах. Вы вместе с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тетрадь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» — игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» — игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.

Советы на лето!

— иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые;

— задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года; 

— наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;

— купите на лето бумагу и краски — пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления;

— читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на занятиях.

Источник