Условия нормального развития и здоровья ребенка в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в первые годы жизни thumbnail

голубева альбина
Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье, в первые годы жизни.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В основе результативности работы дошкольного образовательного учреждения лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно воспитательного процесса.

Формы и методы контроля воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

— сбор информации, т. е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;

— Анализ собранного материала, его оценка;

-Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года, направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Аналитическая справка отражает:

-положительный опыт работы педагогов;

-проблемы работы коллектива;

-план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.

К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция)— организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя — определить фактический уровень развития каждого ребёнка,определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспитательно-образовательного процесса, в нашем детском саду воспитатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года.Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Таким образом, контроль воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Источник

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка. Масса к 5—6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на 25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др.

Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость.

Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления.

Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии.

С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительных этапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояние понижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы.

На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой.

Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой.

К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным.

На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого.

Читайте также:  Игры на развитие общения ребенка раннего возраста со сверстниками

На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания.

психический познавательный предметный понятийный

На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности.

На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическим состоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них.

У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот.

Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды.

Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.

Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.

На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды:

от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед);

от 2 1/2—3 до 5—6 мес;

от 5—6 до 9—10 мес;

от 9—10 мес до 1 года

Источник

1

Условия нормального развития ребенка

2

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост организма (количественный) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения).

3

График этапов развития ребенка

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

4

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш улыбается, когда слышит ваш голос

5

3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям

6

4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки

7

6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую

8

7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы

9

9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает

10

12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям

11

18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов

12

2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»

13

3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме

14

4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде

15

5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше

16

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностью ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

17

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными ‘людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

18

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

19

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

20

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

21

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

22

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

* когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

23

* когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

Читайте также:  Карта развития ребенка бланк скачать

24

* когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

25

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.

Источник

Важные показатели развития в первый год жизни

Рейтинг
10

Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.

Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.

Что такое показатели развития ребенка

Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.

Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.

16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни

Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.

1. Способность держать голову

  • В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
  • К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
  • Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
  • К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
  • В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.

2. Способность издавать звуки

  • В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
  • В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
  • Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
  • В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
  • В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.

Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.

3. Перекатывание

  • Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
  • В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.

4. Сидение

  • В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
  • Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
  • В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.

5. Ползание

  • Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
  • Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.

6. Поднятие на ноги

  • Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
  • В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
  • К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
  • В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.

7. Первые шаги

Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.

После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.

Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.

8. Смех и улыбка

  • Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
  • В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
  • Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.

9. Слух

  • Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
  • С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
  • К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
  • Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
  • В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.

10. Развитие зрения

  • Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
  • В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
  • В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
  • К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
  • В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
  • В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
  • В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
  • В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
  • В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
  • В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.
Читайте также:  Развитию ребенка 3 лет соответствует

11. Ночной сон

  • Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
  • Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
  • Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.

12. Хватание

  • Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
  • В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
  • К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
  • В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
  • В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.

13. Употребление твердой пищи

  • Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
  • К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
  • В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
  • В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
  • Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
  • В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.

14. Прорезывание зубов

  • Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
  • После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
  • Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
  • К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.

В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.

15. Развитие познавательной сферы

  • В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
  • В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
  • К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
  • В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
  • В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
  • В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.

16. Социальное и эмоциональное развитие

  • Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
  • К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
  • В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
  • В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
  • В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.

Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
16.08.2018

Источник