Условия и факторы определяющие речевое развитие ребенка

Условия и факторы определяющие речевое развитие ребенка thumbnail

                   Условия, определяющие развитие речи ребенка

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью, потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. Безусловно, роль самых главных взрослых, при условии воспитания ребенка в семье, играют его родители. В этом случае основная ответственность за речевой развитие ребенка ложится именно на них.

В данном разделе нами рассматриваются основные приемы и методики, обеспечивающие речевое развитие ребенка.

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы, которая для ребенка является источником жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей представляется очень важным воздействие не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.Рассказывание — один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Хорошим приёма развития речи является рассматривание картинок, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.Одним из лучших средств развития речи и мышления детей  
является игра, которая доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей о
обыгрывание игрушек, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.Дети со слов взрослых способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Кроме этого средством развития речи и мышления детей является чтение детям книжек. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления детей. При этом важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.Таким образом, все вышеперечисленные методы и приемы являются обязательными для выполнения родителями, так как они обеспечивают разносторонние условия развития речи ребенка на всех этапах его взросленияОдним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики у детей . Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три и т.п. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. 

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. 

Мышечные ощущения говорящего от движений его артикуляционных органов — это и есть «материя языка» в ее субъективном восприятии; в устной речи к мышечным ощущениям добавляются еще слуховые ощущения, которые присутствуют в виде представлений (образов) и при речи про себя (внутренней речи). Ребенок, научившийся воспринимать тот или иной комплекс звуков как слово, т. е. понявший его как знак определенного явления действительности, запоминает-слуховые и мышечные ощущения от данного слова. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своим артикуляционным аппаратом, сначала он учится слышать слово (речь), а затем — произносить его. Однако слуховой образ слова и его «мышечный» образ у ребенка создаются одновременно; другое дело, что «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным. Известно, что дети третьего и даже четвертого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова. Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека — это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов, именно речедвижения, «отдающиеся» в мозгу, заставляют работать мозг (определенные его участки) как орган речи. Поэтому ребенка надо учить артикулировать звуки речи, модулировать просодемы, т. е. надо помочь ему усвоить «материю языка», иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность. Выше уже было сказано, что компоненты артикуляционного аппарата — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи — рука, пальцы пишущей руки. Но при этом надо заметить, что пальцы рук являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной. Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно талантливым людям из народа, создавшим в незапамятные времена такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет работать пальцы ребенка («Этому дала, этому дала», — говорит она, начиная перебирать пальчики малыша). Поставленные физиологами в последние годы эксперименты подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.

 Так М. М. Кольцова  описывает поставленный сотрудниками Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ эксперимент с детьми в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев с задержкой речевогоразвития. Исходя из положения, что в процессе речи большую роль играют мышечные ощущения от работы речевого аппарата, экспериментаторы предположили, что детям, у которых задержанное речевое развитие, можно помочь, если усилить тренировку их речевого аппарата. Для этого надо вызвать их на звукоподражание. Именно тренировки, включающие главным образом, звукоподражание и ускоряли речевое развитие младенцев.

Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь ребенку воспитатель, имеющий профессиональные знания. 

Исследования речевого развития близнецов  дают основания утверждать, что в их отставании от одиночнорожденных детей, по-видимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников. Хотя исследований, организованных в данном русле, мало, они заслуживают более пристального внимания.

Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать. 

Источник

1.1. Условия и факторы, определяющие речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи как универсальное средство общения и необходимое условие многих видов человеческой деятельности издавна привлекает внимание представителей разных наук (психологов, лингвистов, педагогов) в связи с ее исключительной ролью в психическом развитии ребенка. Знание условий и факторов, способствующих развитию речи на разных этапах онтогенеза, выявление сил, стимулирующих или задерживающих развитие ее у детей, является ключом к организации целенаправленных педагогических воздействий на этот процесс.

Существует несколько точек зрения по вопросу условий, определяющих речевое развитие. До последнего времени в зарубежной психологии находит широкую поддержку взгляд на развитие речи как на созревание особой врожденной человеческой способности. Развитие речи совершается на основе биологически детерминированных закономерностей и не поддается влиянию извне (Н. Хомский, Е. X. Леннеберг и др.). Учеными данного направления получен богатый фактический материал о разных аспектах онтогенеза речи. Но в этих работах не исследуется значение условий воспитания ребенка и педагогических воздействий на развитие речи, а также роль собственной активности ребенка в этом процессе.

Другим довольно распространенным взглядом в зарубежных теориях развития речи является бихевиористская концепция (Б. Ф. Скиннер, Ч. Осгуд и др.). Речь в контексте этой концепции рассматривается как совокупность определенных и привычных реакций на соответствующие стимулы. Ее развитие связывается с развитием у детей успешности в имитации слышимой речи. Собственная активность ребенка сводится к прямому подражанию готовым речевым образцам, а роль педагогических воздействий — лишь к предоставлению

9

ребенку последних. Игнорируются факты детского словотворчества и индивидуальных особенностей в развитии речи детей.

В отечественной психолого-педагогической науке сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослых, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Элько- нин, Ф. А. Сохин и др.). Данный подход восходит к идеям Л. С. Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией которой является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. В соответствии с этой точкой зрения овладение речью определяется спецификой взаимодействия с окружающими людьми, то есть типом ведущей деятельности, а также условиями и задачами общения.

Отведя основное, генетически исходное значение коммуникативной функции в становлении речи, Л. С. Выготский рассматривает дальнейшее развитие речи как процесс дифференциации ее функций. «Первоначальной функцией речи является функция сообщения. … Далее, в процессе роста, социальная речь ребенка, которая является многофункциональной, развивается по принципу дифференциации отдельных функций» (19, с 55-56).

В психологии речи под речевыми функциями понимаются виды речевой деятельности с разными задачами; формы речи представляют собой систему средств для их осуществления. Таким образом, каждой функции соответствуют определенные языковые средства. Функциональное изменение речи необходимо приводит и к изменению ее структуры, то есть ее формы (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Карпова и др.).

Становление функций речи и обслуживающих их форм было положено в основу речевой периодизации, разработанной Д. Б. Элькониным и А. К. Марковой (см. приложение /). Речевой возраст рассматривается учеными как период, отделяющий одну качественно новую ступень в развитии речи от другой, то есть как период, разделяющий речевые новообразования, определяемые через соотнесение функций и форм речи.

Развитие форм и функций речи определяется теми новыми задачами, которые возникают перед ребенком в процессе общения с взрослым и в ходе развития его собственной деятельности. Содержание общения на каждом этапе развития определяется типом ведущей деятельности, а его средства — речевыми функциями. Генезис речевых функций создает необходимость и в овладении новыми формами, новыми языковыми средствами. Поэтому в каждом возрасте овладение системой языковых средств должно рассматриваться с точки зрения тех функций, которые они обслуживают. С другой стороны, развитие речевых функций обуславливает переход от одного вида деятельности к другому.

Генезис функций речи в разные возрастные периоды исследователи предлагают рассматривать по следующим критериям: 1) новые функции речи, появляющиеся в каждый период; 2) их связь с ведущей деятельностью данного возраста; 3) овладение ребенком в рамках этого возраста языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций; 4) осознание ребенком этих функций и средств.

К настоящему времени названный подход, согласно которому овладение речью определяется спецификой взаимодействия с окружающими людьми и типом ведущей деятельности, наиболее ярко и убедительно представлен в исследованиях М. И. Лисиной, ее сотрудников и учеников.

Проблемы возникновения и развития речи рассматриваются и решаются данным коллективом исследователей в контексте разработанной М. И. Лисиной концепции о генезисе общения как коммуникативной деятельности.

Развитие коммуникативной деятельности представляет собой смену качественно-своеобразных форм, характеризующихся особым содержанием потребности ребенка в общении с взрослым, ведущими мотивами и преобладающими средствами общения. Речь в данной концепции рассматривается как одно из средств общения. На протяжении дошкольного детства последовательно сменяются четыре формы общения с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативноделовая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. В основе развития деятельности общения лежит смена типа ведущей деятельности ребенка и изменение содержания его потребности в общении с взрослым (см. приложение 2).

В исследованиях (М. И. Лисина, М. Г. Елагина, А. Г. Рузская и др.) экспериментально доказано, что переход детей от невербальных средств общения к речи происходит в условиях овладения ими предметными действиями, под воздействием возникающей у них потребности в сотрудничестве со старшим партнером. В этих работах была показана внутренняя связь момента возникновения активной речи у детей с содержанием их потребности в общении с взрослым.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что и в дальнейшем речь детей связана с общением: с изменением формы общения изменяется содержание детских высказываний — их ситуативность (Е. О. Смирнова) и «социальность» (X. Т. Бедельбаева). Отмечается, что интенсивное развитие грамматического строя речи на границе раннего и дошкольного возраста обуславливается повышением требований к общению с взрослым и возникновением общения со сверстниками (Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин).

Возникновение новых форм и функций речи связывается с задачами, встающими перед детьми в ходе их общения с окружающими людьми. С переходом детей к более развитым формам общения расширяется их лексика, появляются новые грамматические категории, усложняются и удлиняются предложения, изменяется структура коммуникации (место речи среди других средств, обращенность речи).

Такой вывод делает А. Э. Рейнстейн, сравнивая речь детей одного возраста, но стоящих на разных уровнях развития общения, а также речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне коммуникативной деятельности. В последнем случае дети используют речь, примерно одинаковую по своему лексическому составу (богатство и разнообразие), по сложности, грамматической оформленности и развернутости используемых предложений. В то время как дети одного возраста, но стоящие на разных уровнях развития общения, различаются существенно по используемой ими речи. Возникновение речи делает возможным переход от ситуативных форм общения к внеситуативным. В то же время новое содержание потребности, мотивов и задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи как средству общения новые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие.

Таким образом, возникнув в общении, из потребности в общении и для целей общения, речь и в дальнейшем развитии самым тесным образом связана с коммуникативной деятельностью ребенка. В свою очередь, развитие коммуникативной деятельности, изменение ее содержания определяется широким планом жизнедеятельности ребенка и типом ведущей деятельности.

Источник