Условия для развития самосознание ребенка дошкольного возраста

Условия для развития самосознание ребенка дошкольного возраста thumbnail
Условия для развития самосознание ребенка дошкольного возраста

ТОП 10:

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в онтогенезе:

1. Опыт общения ребенка со взрослыми.

2. Опыт общения со сверстниками.

3. Индивидуальный опыт ребенка.

4. Уровень умственного развития.

Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием вне, которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка формируются знания и представления о себе,тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

— сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

— оценка его деятельности и поведения;

— формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

— побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрастах роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются ребенком под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в деятельности, носят более устойчивый и осознанный характер. В этот период оценки окружающих и их мнения преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же имеет место противоречие мнений , ребенок ясно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены. Педагогическая тактика взрослого в этот период должна строиться не на категорических суждениях (как это могло быть с детьми 3-5 лет), а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

В отличие от конкретных представлений, полученных в индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные в общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: «Ты красивая девочка», тем самым как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Обозначение индивидуальных особенностей ребенка словом адресовано, прежде всего, к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе.

Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в сознании ребенка, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе. Это было отмечено в свое время еще А.И.Герценом: «Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна» (5. С.182).

Ш.А. Амонашвили обращал внимание педагогов и родителей, на то что оценивание деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка в целом. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него положительное отношение к себе и стремление к успеху в деятельности.

Стратегия позитивного оценивания ребенка включает следующие этапы:

1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался,» «Ты умный мальчик»).

2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или

нарушения норм поведения ( «Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).

3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала ненарочно»).

4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

5. Высказывание уверенности в том, что у него все получится (он не будет больше толкать девочек).

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.

Анализ различных типов родительских отношений и их влияние на развитие личности и, в частности, самооценки ребенка достаточно подробно представлен в психологической литературе и предполагает специальное рассмотрение. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие и, прежде всего, родители. Во-вторых, родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование самооценки ребенка не только внушая ему свой собственный «образ ребенка» и свое отношение к нему, но и формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться, планы, которые необходимо выполнить, стандарты выполнения тех или иных действий, частные и более общие цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со свеpстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого» как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка -«таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. «Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, — отмечает В.С.Мухина — ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны» (9. С.178). Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Ребенок может познавать себя, не вступая в непосредственный контакт с другими людьми, то есть не общаясь с ними. Наблюдая за действиями других, знакомясь с их качествами, свойствами, способностями, сравнивая себя с ними, дошкольник усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, эталоны и критерии поведения и деятельности, свои собственные качества и возможности. (В американской психологии этот феномен получил название «социальная когниция»).

Читайте также:  Контроль за физическим развитием ребенка по фгосам

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте ребенка, имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе «ребенок — физический мир предметов и явлений», когда ребенок действует самостоятельно вне общения с каким-либо человеком, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе «ребенок — другие люди». При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для конечного определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. «Ребенок может слышать каждый день от окружающих, что он владеет теми или иными способностями или что он их не имеет, однако это не является основой формирования адекватного представления о них. Критерием наличия или отсутствия у индивида каких-либо возможностей является в конечном счете его успех или неуспех при выполнении соответствующей деятельности» (8. С.30). Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни ребенка как побочный продукт его активности. Даже у старших дошкольников он может осознаваться лишь частично и регулирует их поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком в индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. По мнению М.И.Лисиной и А.И.Силвестру, индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Сказанное не означает, что развитие детского самосознания представляет собой некую «робинзонаду» и независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной активности ребенка и ее роль в формировании его личности. Для того, чтобы представления ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том,чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; обеспечить ему успех в деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие выдвигают перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка, прежде всего способности осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Если в ранние периоды развития восприятие своих действий и деятельности других людей имеет непроизвольный характер, а его результат — неосознанное подражание поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством Я». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

В 6-7-летнем возрасте возникает «осмысленная ориентировка в собственных переживаниях» (Л.С.Выгодский), когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, ребенок не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение (Л.С.Выготский). Если ребенок несколько раз подряд испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды. В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется. В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду, кризису семи лет.



Источник

У дошкольника в содержание представлений
о себе входит отражение им своих свойств,
качеств, возможностей. Данные о своих
возможностях накапливаются постепенно
благодаря опыту разнообразной
деятельности, общения со взрослыми и
сверстниками. Представления ребенка о
самом себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе. Формирование
образа самого себя происходит на основе
установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией, которую
он получает в процессе общения. Налаживая
контакты с людьми, сравнивая себя с
ними, сопоставляя результаты своей
деятельности с результатами других
детей, ребенок получает новые знания
не только о другом человеке, но и о самом
себе.

У дошкольника развивается наиболее
сложный компонент самосознания —
самооценка. Она возникает на основе
знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во
многом зависит от того, как его оценивает
взрослый. Заниженные оценки оказывают
самое отрицательное воздействие. А
завышенные искажают представления
детей о своих возможностях в сторону
преувеличения результатов. Но в то же
время играют положительную роль в
организации деятельности, мобилизуя
силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представление
ребенка о результатах своих действий.
И с другой стороны, сформированное
представление о собственных действиях
помогает дошкольнику критически
относиться к оценкам взрослых и в
какой-то мере противостоять им. Чем
младше ребенок, тем некритичнее он
воспринимает мнение взрослых о себе.
Старшие дошкольники оценки взрослых
преломляют через призму тех установок
и выводов, которые подсказывает им их
опыт. Ребенок может даже в определенной
степени противостоять искажающим
оценочным воздействиям взрослых, если
самостоятельно умеет анализировать
результаты своих действий. Характерно,
что в этом возрасте ребенок отделяет
себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил
происходит не только на основе общения
со взрослыми, но и собственного
практического опыта. Дети с завышенными
или заниженными представлениями о самих
себе более чувствительны к оценочным
воздействиям взрослых, легко поддаются
их влияниям.

Читайте также:  Как назвать центр развития ребенка

В отличие от предыдущих периодов жизни
ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со
сверстниками начинает играть все более
существенную роль в процессе самосознания
дошкольника. Взрослый — это недосягаемый
эталон, а с ровесниками можно себя
сравнивать запросто. При обмене оценочными
воздействиями возникает определенное
отношение к другим детям и одновременно
развивается способность видеть себя
их глаза-щи. Умение ребенка анализировать
результаты собственной деятельности
прямо зависит от его умения анализировать
результаты других детей. Так, в общении
со сверстниками складывается способность
оценивать другого человека, которая
стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы
для них оценки сверстников. В 3-4 года
взаимооценки детей более субъективны,
чаще подвержены влиянию эмоционального
отношения друг к другу. Малыши почти не
могут обобщать действия товарищей в
разных ситуациях, не дифференцируют
близкие по содержанию качества
(Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте
положительные и отрицательные оценки
сверстников распределяются равномерно.
У старших дошкольников преобладают
положительные. Наиболее восприимчивы
к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.
Очень высокого уровня достигает умение
сравнивать себя с товарищами у детей
5-7 лет. У старших дошкольников богатый
опыт индивидуальной деятельности
помогает критически оценивать воздействия
ровесников.

Важное место в оценке сверстников в
любом возрасте занимают их деловые
качества, навыки и умения, обеспечивающие
успешность совместной деятельности, а
также нравственные качества. В группе
детского сада существует система
ценностей, которая определяет взаимооценки
детей. Постепенно расширяется диапазон
моральных проявлений, который ассоциируется
у ребенка с понятием «хороший» в отношении
сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик
(не бить никого, слушать воспитательницу,
маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя
по-прежнему называемые качества касаются
только отношений в детском саду и семье
(защищать детей, не кричать, не баловаться,
быть аккуратным, не жалеть, когда что-то
даешь, помогать маме, делиться игрушками).
В 6-7 лет моральные нормы осознаются
дошкольниками точнее и относятся к
людям более широкого окружения (не
драться, слушаться, со всеми дружить,
принимать в игру, угощать всех, помогать
младшим, не обзываться, не врать, никого
не обижать, уступать место старшим). В
6-7 лет большинство детей правильно
понимают те нравственные качества, по
которым оценивают сверстников: трудолюбие,
аккуратность, умение дружно играть,
справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо
труднее, чем сверстника. К ровеснику
ребенок более требователен и оценивает
его более объективно. Самооценка
дошкольника очень эмоциональна. Он
легко оценивает себя положительно.
Отрицательные самооценки наблюдаются,
по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного
числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в
том, что дошкольнику, особенно младшему,
очень трудно отделить свои умения от
собственной личности в целом. Для него
признать то, что он что-то сделал или
делает хуже других детей, значит признать,
что он вообще хуже сверстников. Поэтому
даже старший дошкольник, понимая, что
поступил или сделал что-то плохо, часто
не в состоянии это признать. Он понимает,
что хвастать некрасиво, но стремление
быть хорошим, выделиться в среде других
детей настолько сильно, что ребенок
часто идет на уловки, чтобы косвенно
показать свое превосходство.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в
танцевальном кружке. На постоянные
вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял
движения лучше-?» отвечает: «Конечно,
я». Подобный ответ взрослого не
удовлетворяет, и он терпеливо объясняет
мальчику, что повторять «Я лучше всех»
некрасиво. Когда в очередной раз взрослый
после занятий спрашивает: «Кто сегодня
танцевал лучше?», Максим отвечает:
«Антон». И тут же торопливо добавляет:
«Это я из скромности…»

Нередко старшие дошкольники уходят от
ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе
лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже
хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)».
В то же время более младшие дети не
задумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами,
которыми не обладают, рассказывают о
вымышленных достижениях. Это происходит
в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров
показал, что ребенок, приписывая себе
определенные качества, не всегда понимает
значение соответствующего слова, а
осознает только его оценочный смысл:
таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение
его самооценки с реальностью. Кроме
того, дошкольник не может в полной мере
разобраться в своей психической жизни
и осознать свои качества или свойства.
Поэтому дети часто гордятся качествами,
которым обладают в незначительной
степени. Оценивая себя, ребенок стремится
к положительной самооценке, он хочет
показать, что представляет нечто ценное
для окружающих. И если взрослые и
сверстники не замечают его положительных
качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все
более правильной, полнее отражающей
возможности малыша. Первоначально она
возникает в продуктивных видах
деятельности и в играх с правилами, где
наглядно можно увидеть и сравнить свой
результат с результатом других детей.
Имея реальную опору: рисунок, конструкцию,
дошкольникам легче дать себе правильную
оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение
оценивает свои возможности в достижении
результата, мало знает о личностных
качествах и познавательных возможностях,
зачастую смешивает конкретные достижения
с высокой личной оценкой. При условии
развитого опыта общения ребенок в 5 лет
не только знает о своих умениях, но имеет
некоторое представление о познавательных
возможностях, личностных качествах,
внешнем облике, адекватно реагирует на
успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник
хорошо представляет свои физические
возможности, оценивает их правильно, у
него складывается представление о
личностных качествах и умственных
возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в
том, что ребенку безразличны другие
дети, а его интересы сосредоточены на
предметах. Поэтому такие дети часто
допускают в адрес товарища грубость,
агрессивность. Обычно дошкольники с
такой позицией ничего не знают о своих
ровесниках и даже не всегда помнят их
имена. Зато игрушки, которые приносят
другие, ребенок замечает всегда. Такая
позиция вредна не только для сверстников,
но и для самого ребенка. Его не любят
товарищи, не хотят с ним играть или
дружить. От этого он становится еще
агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что
ребенок понимает: чтобы тебя любили,
уважали и ценили, нужно быть послушным,
хорошим, никого не обижать. Такого
ребенка любят и хвалят воспитатели. Он
добивается признания в группе сверстников.
Но они интересуют его только как средство
самоутверждения. Малыш напряженно
следит за успехами других и радуется
их неудачам. Он оценивает сверстника
неадекватно, с точки зрения своих
достоинств. Конечно, такая позиция в
какой-то мере выступает как возрастная
черта поведения в общении с ровесниками,
но она не должна оставаться главной до
конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится
к товарищу как к самоценной личности.
Он положительно относится к товарищам,
очень чувствителен к внутреннему
состоянию других, хорошо знает интересы,
настроения и желания окружающих. Охотно,
по своей инициативе делится тем, что
имеет, помогает другим не в расчете на
похвалу, а потому что сам получает от
этого радость и удовлетворение.

Читайте также:  Индивидуальное психическое развитие ребенка i 3

Постепенно у дошкольников возрастает
способность мотивировать самооценку,
причем изменяется и содержание
мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной
показано, что 4-5-летние дети связывают
самооценку в основном не с собственным
опытом, а с оценочными отношениями
окружающих: «Я хороший, потому что меня
воспитательница хвалит». В 5-7 лет
дошкольники обосновывают положительные
характеристики самих себя с точки зрения
наличия каких-либо нравственных качеств.
Но даже в 6-7 лет не все дети могут
мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное
преобразование в плане самооценки. Она
из общей становится дифференцированной.
Ребенок делает выводы о своих достижениях
в разных видах деятельности. Он замечает,
что с чем-то справляется лучше, а с чем-то
хуже.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группе
быстрее всех ест?

Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думает
на занятии?

Максим (лицо сосредоточенное, говорит
тихо): Миша, он всегда первый руку
поднимает.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои
умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя,
хотя тенденция похвалиться сохраняется.
В то же время возрастает число обоснованных
оценок. К 7 годам большинство детей
правильно себя оценивают и осознают
себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается
дифференциация двух аспектов самосознания
— познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший,
иногда плохой» наблюдается эмоционально
положительное отношение к себе
(«Нравлюсь») или при общей положительной
оценке «Хороший» — сдержанное
эмоционально-ценностное отношение
(«Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4
лет чаще наблюдается тенденция
обосновывать эмоционально-ценностное
отношение к себе эстетической
привлекательностью, а не этической
(«Нравлюсь себе, потому что красивая»).
В 4-5 лет намечается желание что-то
изменить в себе, хотя оно не распространяется
на характеристики нравственного облика.
В старшем дошкольном возрасте наряду
с тем, что большинство детей удовлетворено
собой, стремление изменить что-то в
себе, стать другим возрастает.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет) очень подвижный ребенок.
Чтобы он выполнил требование взрослого,
необходимо сделать ему замечание.
«Максим, ты такой непослушный», — нередко
замечает взрослый. Услышав про свое
непослушание в очередной раз, Максим
огорченно говорит: «Ну почему, почему
я такой!? Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств, старшие
дошкольники пытаются осмыслить мотивы
своих и чужих поступков. Они начинают
объяснять собственное поведение,
опираясь на знания и представления,
почерпнутые от взрослого, и собственный
опыт.

Так, Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама,
тебя боюсь, потому обманываю… (улыбается).
Шутка… Все тайное когда-нибудь становится
известным. Тайна всегда вылезает…»

В объяснении поступков других людей
дошкольник зачастую исходит из своих
интересов и ценностей, то есть собственной
позиции в отношении окружающего.

Приведем пример.

Максим Д. (б лет) выбирал в магазине
конструктор. Мальчик захотел приобрести
машину, предназначенную для детей 9-10
лет. Продавец отговаривал его, объясняя,
что он еще маленький для такой игрушки,
предлагал взять другой конструктор.
Мальчик настоял на своем. Но попытки
самому построить выбранную машину не
увенчались успехом. «Как трудно!» —
заявил Максим. На что взрослый ответил:
«Тебе же говорил продавец — выбери
другой». Максим: «Я знаю, почему она так
говорила… Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознавать
не только свои нравственные качества,
но и переживания, эмоциональное состояние.

Приведем примеры.

Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года
11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама,
ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет)
-друзья. В понедельник Максима Д. не
привели в детский сад. На прогулке Максим
С. походил по площадке и лег на снег.
«Максим, ты почему лежишь?» — спросила
воспитательница. А мальчик ответил:
«Мне так скучно. Максима нет, не с кем
поиграть».

Старшего дошкольника интересуют и
некоторые психические процессы,
происходящие в нем самом.

Например, дети задают вопросы: «Откуда
берутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес.),
«Почему я думаю словами, а не говорю?»
(Максим Д., 5 лет И мес.). Дети находят
объяснение в утверждении: «Мысли сами
в голову приходят, сами в голову лезут»
(Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, и
мыслей все больше… больше становится»
(Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки от
истины, слишком конкретны и неопределенны.
Важно, однако, то, что ребенок осознает
не только внешнюю сторону поступков и
достижений, но и внутренние состояния
и процессы.

В дошкольном детстве начинает складываться
еще один важный показатель развития
самосознания — осознание себя во времени.
Ребенок первоначально живет только
настоящим. С накоплением и осознанием
своего опыта ему становится доступным
понимание своего прошлого. Старший
дошкольник просит взрослых рассказать
о том, как он был маленьким, и сам с
удовольствием вспоминает отдельные
эпизоды недалекого прошлого. Характерно,
что, полностью не осознавая изменений,
происходящих в нем самом с течением
времени, ребенок понимает, что раньше
он был не таким, как теперь: был маленьким,
а сейчас вырос. Его интересует и прошлое
близких людей.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное потому, что ты в
будущем станешь спортсменом.

Максим: Будущее, прошлое… А что такое
будущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое — это то, что было
когда-то. А будущее — то, что будет.

Максим: А… понятно. Прошлое — это когда
я был маленьким, лежал на лепесточке…

У дошкольника складывается способность
осознать и будущее. Ребенок хочет пойти
в школу, освоить какую-то профессию,
вырасти, чтобы приобрести определенные
преимущества.

Осознание своих умений и качеств,
представление себя во времени, открытие
для себя своих переживаний — все это
составляет начальную форму осознания
ребенком самого себя, возникновение
«личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно
появляется к концу дошкольного возраста,
обусловливая новый уровень осознания
своего места в системе взаимоотношений
со взрослым (то есть теперь ребенок
понимает, что он еще не большой, а
маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает
свою половую принадлежность. На протяжении
всего дошкольного возраста интенсивно
идут процессы половой социализации и
половой дифференциации. Они состоят в
усвоении ориентации на ценности своего
пола, в усвоении социальных стремлений,
установок, стереотипов полового
поведения. Теперь дошкольник обращает
внимание не только на различия мужчин
и женщин во внешности, одежде, но и в
манере вести себя. Закладываются основы
представлений о мужественности и
женственности. Возрастают половые
различия мальчиков и девочек в
предпочтениях занятий, видов деятельности
и игр, общения. К концу дошкольного
возраста ребенок осознает необратимость
своей половой принадлежности и строит
свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в
дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к
оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые
психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;

— развивается способность мотивировать
самооценку;

— появляется осознание себя во времени,
личное сознание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник