Условия для развития ребенка в рф

Условия для развития ребенка в рф thumbnail

19 Август 2014      admin74      

     Просмотров:  
4650

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка.

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Условия для развития ребенка

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено. Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

Условия для развития ребенка

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Источник

Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

Мария Монтессори — врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Методика раннего развития Марии Монтессори 

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность — главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

  • От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

  • От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

  • правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

  • развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

  • предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

  • каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

  • все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

  • Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

  • Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им.  Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

4. Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

6. Развитие речи (0-6 лет)

До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано econet.ru.

Олеся Требушенкова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей;

(см. текст в предыдущей редакции)

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.06.2020 абз. девятый ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 16.10.2019 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.

организации отдыха детей и их оздоровления — организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях;

(см. текст в предыдущей редакции)

ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)

торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)

эксплуатация детей — использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений;

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)

жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей.

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)

Источник

Татьяна Бусловская
ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Изменена структура системы образования, добавлены два новых уровня: дошкольное образование и подготовка кадров высшей квалификации включены в систему общего образования.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:

1) необязательность уровня ДО в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

Посмотрим для сравнения наш предыдущий документ: Федеральные государственные требования (ФГТ). Там не было требований к результатам освоения ООП.

Обратите ваше внимание на то, что данные документы уже по своим составляющим являются преемственными.

Рассмотрим структуру ФГОС ДО: общие положения, требования к структуре образовательной программы и её объёму, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ООП ДО.

Итак, общие положения.

До сих пор основные образовательные программы дошкольного образования реализовывались в учреждениях, для которых образовательная деятельность являлась основной. «Организация» — более широкое понятие, нежели «учреждение». Согласно новому закону реализовывать основные образовательные программы дошкольного образования могут такие организации, как, например: организации для детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение, оздоровление или отдых; научные организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели.

Прежде образовательную деятельность осуществляли образовательные учреждения разных типов и видов. Новым формам дошкольного образования, например индивидуальным предпринимателям, не было места в правовом поле сферы образования.

Согласно новому Закону об образовании основным типом организации, реализующей основные образовательные программы дошкольного образования, по-прежнему является дошкольная образовательная организация. Но, согласно Статье 17. данного Закона, в Российской Федерации образование может быть получено и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т. е. в форме семейного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

1 Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2 Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

3 Уважение личности ребёнка

4 Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной

и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития

2. Индивидуализация дошкольного образования

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество Организации с семьёй

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

• Повышение социального статуса ДО

• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

• Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

• Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных

и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Выраженный акцент в данном Стандарте (именно в стандарте ДО) делается на условия реализации основной образовательной программы.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДО

В законе «Об образовании РФ» (Статья 67) говорится:

• Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет

ФГОС обозначил три возраста дошкольного образования:

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

ранний возраст (1 год – 3 года)

дошкольный возраст (3 года – 8 лет)

Раньше основные образовательные программы дошкольного образования разрабатывались на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Следует отметить, что «учитывать программу» -значит, принимать ее во внимание, иметь в виду, «прислушиваться» к ней при осуществлении образовательной деятельности. Основываться на программе — руководствоваться ею как опорой, каркасом образовательной деятельности.

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)

• Социально – коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно – эстетическое развитие

• Физическое развитие

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

• Цели и задачи реализации Программы

• Принципы и подходы к формированию Программы

• Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

• возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

Содержательный раздел Программы должен включать:

• описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП

и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ

• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

• описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

особенности образовательной деятельности разных видов

и культурных практик

способы и направления поддержки детской инициативы

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий

• выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

• сложившиеся традиции ДОО (группы)

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Организационный раздел должен содержать:

• описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

• распорядок и /или режим дня

особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО включают:

требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых

с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка

и учитывающего социальную ситуацию его развития

• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

• Защита детей от всех форм физического и психического насилия

• Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Мак?