Условия для развития и здоровья ребенка

Условия для развития и здоровья ребенка thumbnail

голубева альбина
Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни

Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье, в первые годы жизни.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В основе результативности работы дошкольного образовательного учреждения лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Старший воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно воспитательного процесса.

Формы и методы контроля воспитателя в группах раннего возраста разнообразны: беседа с воспитателями и последующее посещение групповых занятий и режимных моментов, изучение документации и календарных планов, анализ детской продуктивной деятельности, беседы с детьми, диагностика уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском саду складывается из единства трех стадий:

— сбор информации, т. е. установление и выявление фактов воспитательно-образовательного процесса;

— Анализ собранного материала, его оценка;

-Выработка мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в ДОУ и в определенной возрастной группе, каждого ребенка в отдельности.

Организация наблюдения педагогического процесса в группах раннего возраста проходит через все виды контроля: оперативный, тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Заблаговременно объявленный план проверки побуждает воспитателя к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Итоги обсуждаются на педагогических советах.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года, направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Аналитическая справка отражает:

-положительный опыт работы педагогов;

-проблемы работы коллектива;

-план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит выборочный характер, и включат проверку работу отдельных воспитателей и режимных моментов. Проблемы решаются сразу и воспитателям даются рекомендации по устранению выявленных недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный — предупреждает организационные ошибки и недостатки. Наличие выносного материала на прогулке, организация маршрута прогулки детей раннего возраста по территории детского сада, к нему же относится и проверка планов работы с детьми.

К оперативному контролю относится такой интересный вид контроля как ДРК (диагностика, регулирование и коррекция)— организация диагностики детей три раза в год. Для чего старший воспитатель заблаговременно объявляет о сроках и методике проведения диагностики. По результатам контроля даются рекомендации, и оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя — определить фактический уровень развития каждого ребёнка, определить правильность: педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Воспитатель проводит педагогическую и нервно-психическую диагностику детей. По усвоению программы воспитательно-образовательного процесса, в нашем детском саду воспитатели групп раннего возраста, отчитываются в конце учебного года. Однако обследования проводят три раза: в начале, середине и конце года.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Таким образом, контроль воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Источник

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом – также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году. 

Растить детей — нелёгкий труд, но нерешаемых проблем здесь нет.

растим здорового малыша

Как вырастить ребёнка здоровым? Полезные советы

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

как вырастить здорового ребенка

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол. 

здоровый ребенок

Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Он рекомендует не надеяться на чудеса медицины, а полагаться на жизненные силы ребёнка, здравый смысл и интуицию родителей.

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.

здоровая семья

Питание ребёнка: рекомендации врачей

Педиатры рекомендуют кормить ребёнка грудью по меньшей мере до полутора лет.

Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.

здоровый малыш

Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания. 

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Режим дня ребенка

Если изо дня в день повторяется ритм в
часах приема пищи, сна, прогулок, разных
видов деятельности, то это благоприятно
влияет на состояние нервной системы и
на то, как протекают все физиологические
процессы в организме. Соблюдение режима
дисциплинирует детей, улучшает их
аппетит, сон, повышает работоспособность,
способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой
возрастной группы предусмотрена
программа воспитания, которая обязательно
включает в себя различные занятия,
закаливающие процедуры, прогулки на
свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня
имеет правильный сон. Недостаток сна
отрицательно сказывается на общем
самочувствии ребенка: он становится
вялым или, наоборот, слишком возбудимым
и капризным. Детей следует укладывать
спать в одно и то же время, тогда у них
вырабатывается привычка спокойно и
быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате
было тихо, чисто и хорошо проветрено
(во время дневного сна форточки открывают).

Дети трех—пяти лет должны спать 12-13
часов в сутки (днем 1,5-2 часа), а старшиеи
—11-12 часов (днем 1-1,5 часа). Если ребенок
перенес какое-нибудь заболевание, имеет
хронический недуг или быстро утомляется,
ему нужно спать на 1-1,5 часа больше.

Значительное место в режиме дня
дошкольника отводится прогулкам. Ребенок
должен быть на свежем воздухе ежедневно
не менее 3-4 часов зимой и 5-6 часов летом.
Прогулки проводятся регулярно, независимо
от погодных условий. Пребывание на
воздухе в любую погоду способствует
повышению сопротивляемости организма
малыша и закаляет его. После активной
прогулки у ребенка всегда хороший
аппетит и глубокий сон.

Для того чтобы приучить ребенка к режиму
дня, взрослым необходимо проявить
последовательность и выдержку.

Питание

Пища — основной источник выработки
всех видов энергии в организме, необходимый
материал для роста и развития его органов
и систем. Учтем еще, что процессы обмена
веществ протекают у детей значительно
интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше
двигаются и гуляют, что также вызывает
значительные энергетические затраты.

В пище должны содержаться в правильном
соотношении все вещества, которые входят
в состав тканей человеческого организма:
белки, жиры, углеводы, минеральные соли,
витамины, вода.

Одно из основных требований рационального
питания заключается в том, что калорийность
пищи, употребляемой ребенком ежедневно,
не должна быть меньше суточной затраты
энергии организмом. Детям трех—пяти
лет ежедневно необходимо 1800 калорий,
пяти-семи — 2500 калорий.

Дошкольников кормят четыре раза в день,
с перерывом в 3,5-4 часа. За это время
желудок заканчивает переработку пищи
и освобождается от нее, пищеварительные
железы начинают вырабатывать соки, у
ребенка появляется аппетит. Суточная
норма питания в процентном соотношении
распределяется так: завтрак—калорийность
около 20-25% суточной нормы, обед — 35-40%,
полдник—10-15%, ужин — 20-25 %.

Если ребенок не получает необходимого
количества пищи, организм его истощается,
у него развивается малокровие. Недостаток
некоторых химических компонентов в
пище может быть причиной различных
заболеваний. Следует также помнить и
то, что чрезмерное переедание перегружает
желудочно-кишечный тракт, нарушает
обменные процессы организма и приводит
к ожирению. Ошибаются те взрослые,
которые считают, что полнота ребенка —
главный признак здоровья. Переедание
порой приносит непоправимый вред:
ребенок набирает избыточный вес,
становится малоподвижным.

Следует помнить, что важными факторами,
способствующими повышению аппетита,
являются достаточное пребывание ребенка
на свежем воздухе и активная двигательная
деятельность.
Воспитание
культурно-гигиенических навыков

В дошкольном возрасте следует воспитать
у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,
порядку, причем большое значение этому
следует уделять не только в семье, но и
в дошкольных учреждениях, где дети
проводят большую часть дня. В эти годы
дети могут освоить все основные
культурно-гигиенические навыки, научиться
понимать их важность, легко, быстро и
правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в
чистоте свое тело, помещение и вещи,
которыми он пользуется в повседневной
жизни. Он должен уметь самостоятельно
умываться, чистить зубы, одеваться,
поддерживать порядок. Навыки и привычки,
прочно сформированные в дошкольном
возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических
навыков большое значение имеет пример
окружающих. В дошкольном учреждении,
где старшие не сядут за стол, предварительно
не вымыв руки, и для малыша это становится
законом.

Закаливание

Основное средство предупреждения
простудных заболеваний детей-дошкольников
— естественные оздоровительные факторы.
Целесообразное использование воздуха,
солнца и воды помогает выработать у
ребенка приспособительные реакции к
изменяющимся внешним условиям, т. е.
закалить его организм. На закаленных
детей меньше влияют резкие изменения
температуры, они имеют хороший аппетит,
более активны, уравновешены и жизнерадостны.

Закаливание для дошкольников целесообразно
начинать летом, когда температура
воздуха выше, чем в другие периоды года
и ее колебания не бывают резкими, а затем
систематически проводить его в течение
года. Однако средства и методы закаливания
должны быть для разных детей разными.
Одного ребенка сразу же приучают к
сравнительно низким температурам, для
других переход от теплого до прохладного
должен быть постепенным, почти незаметным.

Закаливание воздухом. Воздух —
наиболее доступное средство закаливания
для дошкольников разного возраста.
Использование воздуха в целях укрепления
здоровья детей начинается с проветривания
помещения, где они находятся.

Можно организовать послеобеденный сон
на свежем воздухе, если для этого есть
соответствующие условия (веранда или
широкий балкон).

В любое время года ребенку полезны
воздушные ванны. При проведении таких
процедур ребенок в течение определенного
времени остается полностью или частично
обнаженным. Воздушные ванны подразделяют
на горячие (температура свыше +30°С),
теплые ( + 24°… + 30 °С), индифферентные ( +
20°…+ 24°С), прохладные ( +15°…+ 20 °С) и
холодные ( + 6°… + 15 °С). Осенью и зимой
воздушные ванны принимают в хорошо
проветренной комнате, во время утренней
гимнастики сначала в майке и трусах, а
по мере закаливания — только в трусах
и босиком. Продолжительность первых
воздушных ванн пять минут. Постепенно
это время увеличивают, а температуру
воздуха снижают.

Принимая воздушные ванны, ребенок должен
двигаться: выполнять гимнастические
упражнения, играть в подвижные игры.
Движения способствуют активизации
деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, дают наилучший
оздоровительный эффект.

Закаливание водой. Водные процедуры
достаточно просты, легко дозируются.
Кроме того, всегда можно поддерживать
нужную температуру воды.

Во время водных процедур организм
приблизительно в 28-30 раз интенсивнее
теряет тепло, чем при воздушных ваннах.
Вначале кровеносные сосуды суживаются,
кровь отливает во внутренние органы,
кожа бледнеет и ребенок иногда даже
ощущает озноб. Через некоторое время
сосуды вновь расширяются, что способствует
интенсивному притоку крови, кожа
краснеет, температура тела повышается.
Таким образом, происходит определенная
тренировка как нервной, так и
сердечно-сосудистой системы. Все это
способствует укреплению организма. В
связи с тем, что водные процедуры являются
возбуждающим и тонизирующим средством,
их рекомендуют применять после утренней
гимнастики или дневного сна.

Водные процедуры начинают с умывания.
Теплую воду постепенно охлаждают.
Ребенок моет лицо, руки, шею и верхнюю
часть груди. Через некоторое время можно
приступить к обтиранию тела смоченной
в воде рукавичкой, губкой или влажным
полотенцем. Все движения выполняют
быстро и энергично. Процедура длится
не более 1-2 минут. Затем вытираются сухим
полотенцем до тех пор, пока кожа не
покраснеет и не появится приятное
ощущение тепла

Обливание из лейки или под душем проводят
после солнечной ванны или утренней
гимнастики (когда ребенок привыкнет к
обтиранию). Эта процедура считается
более сильным средством закаливания,
чем обтирание, поскольку вода попадает
сразу на все тело.

Высота падения воды во время этой
процедуры не должна превышать 40-50 см.
Длительность обливания под душем
постепенно увеличивается от 15 до 35
секунд.

В дошкольных учреждениях все дети
систематически (1 раз в год) проходят
медицинское обследование, по результатом
которого и определяется способ закаливания
для каждого ребенка индивидуально.
Формирование осанки и
профилактика плоскостопия

Предупредить дефекты осанки значительно
легче, чем их лечить. Профилактика
нарушений осанки осуществляется в семье
и дошкольных учреждениях в двух
направлениях: создание оптимальных
гигиенических условий (хорошее освещение,
систематическое проветривание помещения,
соблюдение режима дня, соответствующая
росту ребенка мебель) и целенаправленная
воспитательная работа. Такие средства
физической культуры, как общеразвивающие
упражнения, подвижные игры, упражнения
спортивного характера, закаливающие
процедуры способствуют формированию
правильной осанки.

На протяжении всего дошкольного периода
ребенка учат правильно сидеть, стоять,
ходить и спать в соответствующей позе.

Одним из основных средств, укрепляющих
организм и способствующих формированию
правильной осанки, являются общеразвивающие
упражнения утренней гимнастики с
последующим обтиранием или обливанием
прохладной водой. Для предупреждения
нарушений осанки после дневного сна
полезно выполнить комплекс упражнений,
который направлен на укрепление
мышц-разгибателей спины, живота и
межреберных мышц.

Чтобы дошкольники научились во время
ходьбы сохранять правильную позу, они
должны выполнять такие упражнения:
ходьба с предметом на голове: тонкая
книжка в твердом переплете, фанерная
дощечка или мешочек с песком весом 500 г
(2-3 мин), ходьба с гимнастической палкой
за спиной (2-4 мин). Во время ходьбы туловище
следует держать ровно, голову не опускать
.

Любое патологическое изменение стопы
отрицательно сказывается на опорной
функции нижних конечностей. Дети быстрее
утомляются, ухудшается их самочувствие,
снижается работоспособность. Дошкольники,
страдающие плоскостопием, во время
ходьбы сильно топают ногами, походка у
них неуверенная и напряженная.

Плоская стопа характеризуется опусканием
ее продольного и поперечного свода. При
значительной деформации вся стопа
касается опорной поверхности. Часто
плоскостопие сопровождается отклонением
большого пальца наружу.

Для укрепления и развития мышц и связок
стопы рекомендуют массировать ее,
обливать ноги прохладной водой, ходить
на носках и внешней стороне стопы, ходить
босиком по траве или песку, по бревну
боком и в продольном направлении.

Систематическое выполнение дошкольниками
разнообразных физических упражнений,
оптимальные гигиенические условия их
быта, закаливание организма способствуют
формированию правильной осанки и
профилактике плоскостопия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник