Условия для оптимального развития ребенка в школе

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя — подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

Читайте также:  Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенческо

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» г.Мегиона

ДОКЛАД

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Докладчик:

                                                                                                       заместитель директора

                                                                                                   по воспитательной и

                                                                                                                       концертно-выставочной работе

 Ирина Александровна Кузнецова

2010 год

Введение.

         Оптимальные  условия для развития личности ребенка можно создать лишь при правильном взаимодействии школы и семьи. Сегодня как никогда ранее в истории нашей страны, нам, классным руководителям, необходимо стать помощниками и советчиками для родителей в вопросах воспитания современного подрастающего поколения.

         О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.

        Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями, просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и администрации школы.

Читайте также:  Питание ребенок 1 год 10 месяцев развитие и питание

       И, тем не менее, мы с вами должны быть ближайшими соратниками родителям наших учеников, мы должны создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Формы работы по созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.

1. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам современной психологии и педагогики. Следует отметить, что такое просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер для того, чтобы родители спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.

  Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:

— основные документы об образовании (включая промежуточную аттестацию)

— особенности организации образовательного процесса в школе: проблемы и решения.

— профильное обучение, его организация и перспективы

— о перегрузках и не только

— способности и их роль в выборе будущей профессии

— возможности получения образования после школы.

2. Самообразование педагога-воспитателя. Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Эта профессия требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих интересов.

  Современный педагог должен быть:

 — информационно-ориентированным (знать основные положения философии и эстетики, принципов методики внеурочной деятельности, дополнительные знания о произведениях искусств, установки на предстоящую творческую внеурочную, внешкольную деятельность)

 — коммуникативным (обладать речевой и исполнительской деятельностью, знать возрастную психологию детей, владеть аудиторией, увлеченно и образно рассказывать детям об искусстве)

 — конструктивно-организационным (уметь организовывать различные формы работы, составлять планы, анализировать)

 — мобилизационным (находить наиболее эффективные методы воспитания в коллективе, стимулировать внимание детей на активное восприятие).

  Каждый классный руководитель должен знать, в каких условиях воспитывается ребенок родителями. Необходимо владеть знаниями по семейной психологии, знать стили семейного воспитания, типы формирующейся личности в семье, исторические типы семей, принципы общения с ребенком в семье.

3. Не менее важным направлением такой работы является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

   Такая работа должна проводиться на протяжении всего процесса обучения ребенка в школе. Родители не должны приглашаться в школу только по необходимости. Важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны  (в старших классах).

Проводите совместные родительские собрания, открытые уроки нестандартного характера. Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

  Тематика родительских собраний в этом направлении:

— нравственная культура семьи. В чем она заключается?

— как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к  людям

— традиции интернационального и национального воспитания в семье

-о досуге учащихся ДШИ

— о культуре чувств

Для того, чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен знакомить родителей с перспективами развития коллектива, демонстрировать его достижения, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий. Ищите новые формы проведения внеклассных мероприятий.

Рекомендации по налаживанию лучшего контакта с родителями и достижению эффективности результатов совместной работы по воспитанию детей.

  1. В конце учебного года планируйте подробно все виды мероприятий с участием родителей на будущий год (собрания, поездки, посещение театров, концертов) и доводите до их сведения на итоговых собраниях. Напечатайте планы, раздайте. Родители будут планировать свое время, обдумывать ваши предложения, вносить свои по организации таких мероприятий.
  2. Проводите не родительские собрания с концертом учащихся, а просто концерты для родителей перед академическими концертами. Дети лишний раз проиграют программу перед любимым зрителем и лучше подготовятся к промежуточному экзамену.
  3. Знакомьте родителей с творчеством учащихся других классов (рассказывайте и показывайте выставки, размещенные в залах школы, приглашайте более одаренных учащихся с концертными номерами – для сравнения и стимулирования, рассказывайте о достижениях учащихся всей школы, чтобы подчеркнуть социальную значимость ДШИ).
  4. Организовывайте концерты, музыкальные открытки на предприятиях (по возможности), где работают родители ваших учащихся, музыкальные сюрпризы к дню рождения и т.д.
  5. Чаще меняйте информацию на ваших классных досках (о композиторах, о музыкальных новостях), прочитайте вместе с учеником, убедитесь, что ему все понятно, посвятите 2-3 минуты урока полезной информации.
  6. С помощью коллег чаще организуйте игры по занимательному сольфеджио с привлечением родителей.
  7. Посещайте концертно-выставочные мероприятия и в нашей, и вне школы вместе с учащимися, обсуждайте их, анализируйте. Пусть дети пишут небольшие отклики на увиденное и услышанное.

Стили семейного воспитания и методы

Тип формируемой личности

Черты характера

Действия классного руководителя

Попустительский.

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они не считают нужным обращать внимание на их потребности и запросы. Главный метод воспитания – кнут и пряник.

Комфортный

Дети рано постигают науку выгоды, приспосабливаются, лукавят.

Младшие уч-ся быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям. Могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

— сразу вникать в любую конфликтную ситуацию и решать её

— обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине

— создавать такие ситуации, при которых ученик сможет объективно сравнить свое поведение и поведение сверстников

— привлекать родителей к участию в род. собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.

Состязательный.

С раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Стремление к разностороннему развитию связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родители не обращают внимание на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав ребенок, или нет.

Поисковый

Хроническая усталость (из-за нагрузок).

В коллективе претендуют на лидерство, испытывают удовольствие, если кто-то попадает в их зависимость.

— не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся

-учить учащихся объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других

— знакомить родителей с объективными результатами развития их ребенка, не преувеличивать их достижения

Рассудительный.

Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Исключают окрики и упреки, дружат с детьми, заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось.

Сенситивный.

Уважительно относятся к старшему поколению, любознательны и активны.

Иногда детям из таких семей трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления.

— своевременно информировать родителей о  трудностях во взаимоотношениях со сверстниками и учителями

— давать возможность родителям самим анализировать разные ситуации и принимать соответствующие решения

— демонстрировать коллегам достижения таких учащихся

Предупредительный.

Обоснован частыми болезнями или особенностями характера родителей. Ребенок практически лишен активности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами регламентируют его время. Часть удовлетворяется любая прихоть дитя, используется материальное стимулирование послушания. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Инфантильный.

К сверстникам безразличны, любят наушничать, могут предать. Имея хорошие творческие задатки, они совершенно не желают трудиться. Прагматичны.

— формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка

— поручать детям задания, которые требуют проявления самостоятельности и инициативы

— привлекать таких учащихся к коллективной деятельности.

Контролирующий.

Свобода ребенка строго контролируется и регламентируется. Родители достаточно активно используют методы наказания. Иногда наказывают ребенка демонстративно, чтобы показать свою власть. Часто всегда не довольны поведением дитя.

Тревожный.

Дети неуверенны в себе, не знают где и как нужно себя вести. Их поступки могут быть неадекватными. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, гни боятся сделать ошибку. Не умеют мыслить творчески, хотя могут обладать творческим потенциалом.

— систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии таких детей

— учить детей планированию и целеполаганию собственной деятельности

— предъявлять к таким учащимся обоснованные требования и ставить посильные задачи

— проводить регулярные встречи – собеседования с детьми и родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.

Сочувствующий.

Формируется в результате отсутствия материального достатка в семье. Семья может быть неполной. Достаточно много ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь, рано включается во взрослую жизнь. Такие дети очень жалеют своих родителей.

Интровертированный.

Дети замыкаются на семье, её жизни. Малоактивны, безынициативны, застенчивы, стыдливы. Со сверстниками осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроках неуверенно, хотя все могут знать. Хотя в более старшем возрасте, поставив перед собой цель, всегда добиваются своего.

— оградить таких учащихся от насмешек их сверстников

— демонстрировать их достижения перед всем классом

— укреплять их положение в коллективе

— не проявлять к ним неуместную и ярко проявляемую жалость

— провоцировать у детей проявление инициативы.

Гармоничный.

В таких семьях ребенок всегда желанный, растет в теплой и дружественной обстановке. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, требуют от детей осознания своих поступков.

Гармоничный.

Учеба характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Часть выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Проявляют чувство самоконтроля и волевые качества.

— самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках

— вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон

— указывать на недостатки, не унижая его достоинство

-поддерживать инициативу

— формировать чувственную сферу

Читайте также:  Влияние стихийного обучения и воспитания на развитие ребенка

Источник