Ускоренный процесс роста и развития ребенка

Понятие об онтогенезе

Общебиологические закономерности индивидуального развития

План

Понятие об онтогенезе. 1

Рост и развитие организма детей и подростков. 1

Наследственность и развитие организма. 5

Акселерация и ретардация развития. 7

Сенситивные периоды развития детей и подростков. 10

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).

Для работников физической культуры особо интересным является тот период онтогенеза, когда в организме происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека, когда организм наиболее чувствителен к средствам физического воспитания. Это период от рождения до 18-20 лет.

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.

Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П. Анохиным.

Так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Читайте также:  Влияет ли угроза выкидыша на развитие ребенка

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

В пожилом (мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).

Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.

Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

В процессе формирования организма как целостной системы выделяют возрастные периоды, характеризующиеся интенсивным ростом, сменяющиеся затем годами с минимальной прибавкой длины тела. Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см). Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см. Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.

Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 4027; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7481 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:

  • неравномерность развития различных органов и систем;
  • зависимость роста и развития от пола;
  • биологическая надежность различных органов и систем организма;
  • зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
  • акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем — на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте — годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  1. Новорожденный период (1-28 дней).
  2. Грудной возраст (до 1 года).
  3. Раннее или первое детство (1-8 лет).
  4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
  5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
  6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:

  • раннее детство (до 3-х лет);
  • дошкольный возраст (3-6 лет);
  • школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый — 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio — замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

Читайте также:  Развитие воображения в игровой деятельности ребенка

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio — ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки — чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Источник: 

М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности — ПСИХОЛОГИЯ. — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Источник

Всем из нас интересно, каким наш ребенок будет, когда вырастет – толстый он будет или худой, высокий или низкий? В основном комплекция ребенка наследуется в генах от папы с мамой, он будет нечто среднее между ними. Но что и как конкретно будет влиять, и как, хотя бы примерно, он будет расти.

Итак, что такое рост?
Рост ребенка – это закономерный процесс увеличения тела по длине и в ширину, как он будет набирать вес. Наиболее верными процессы роста и развития будут тогда, когда ребенок растет в наиболее благоприятных для него условиях – он достаточно ест и спит, много гуляет, за ним правильно ухаживают, окружающая его среда благополучна.

На динамику роста будет влиять множество условий – влияние генов, гормональных воздействий, нагрузок, воспитание в семье и влияние среды, в которой он будет находиться. В процессе роста могут возникать различного рода неприятные и даже болевые проявления, могут возникать болезни, связанные с ростом и нарушения в развитии по росту или его прибавкам. Как родителям понять, что нужно беспокоиться и когда панику поднимать не стоит? Как помогать детям пережить ростовые скачки, чем помочь при болях роста и когда обращаться к ортопеду или другому врачу? Давайте с вами подробно разбирать все ростовые закономерности, прибавки и проблемы, которые могут возникать в процессе роста вашего карапуза.

Как растет ваш малыш?
Многие родители спрашивают меня на приемах, какого роста примерно будет наш малыш, как это узнать и рассчитать? Кроме того, родителей интересует, как правильно будет расти ребенок, на что нужно будет обратить внимание в периоды особенно активного роста тела. Конечно, в вопросах роста есть свои определенные закономерности, которые будут отражать правильный процесс роста скелета в определенном возрасте. Ребенок должен удвоить свой рост при рождении к возрасту четырех лет, к возрасту 12-13 лет утроить. То есть на примере моего сына – при рождении он был 56 см, в четыре года он должен быть минимум 112 см, а в 12 лет – 168 см.

Наиболее активно ребенок будет расти в первый свой год жизни, в среднем они вырастают наполовину, то есть на 20-25 см, с средних роста в 50-55 см они достигают 75-80 см в длину. Хотя могут быть вариации роста от 15 до 25 см, и это зависит от особенностей развития, состояния здоровья и многих факторов – часто болеющие дети, имеющие рахит и анемию, растут медленнее. Обычно дети растут пропорционально весу. На втором году детишки вытягиваются еще в среднем на 12-15 см, в третий год дети расту уже медленнее – прибавляя от 8 до 10 см в длину. А затем рост детей становится более стабильным, медленным и равномерным.

Теперь отдельно необходимо остановиться на явлениях, когда ребенок буквально за лето вырастает на несколько сантиметров в длину, вырастая из всех вещей. Это явление имеет в нашей научной среде название «ростовых скачков» или периодов скелетного вытяжения. У мальчишек он начинается обычно в пять лет, у девчонок в шесть – это первый скачок и он длится около полугода. Затем рост опять замедляется на несколько лет и второй скачок роста начинается уже в 10 лет у мальчиков, и в девять лет у девочек. Опять за полгода они подрастают сильно и быстро, а затем опять рост замедляется.

Читайте также:  Карта развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Третий период вытяжения и быстрого роста начинается в подростковом возрасте – обычно у мальчиков это период в возрасте от 12-13 до 15 лет, у девочек с 12 до 14 лет, и рост у молодых людей завершается в среднем к 17-18 годам, а вот девушки растут еще в среднем до 19-20 лет.

Итоговый приблизительный рост ребенка можно рассчитать таким образом:

Мальчики – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и к этому результату прибавить 6-7 см.

Девочки – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и вычесть из результата 6-7 см.

Но это достаточно усредненная формула, на рост детей влияют разного рода факторы.

Но зачем я так подробно об этом говорю?
При ростовых скачках, когда ребенок наиболее активно растет, возможны различного рода проблемы в самочувствии ребенка и могут развиваться патологии скелета. Об этих нарушениях в скелете необходимо помнить всегда. Чтоб у ребенка могла реализоваться заложенная программа роста, ему необходим запуск в организме особенных процессов – нейро-гормональной регуляции и программ, заложенных в генах. Однако, какие бы ни были правильные программы нервной и эндокринной системы, без дополнительного и регулярного поступления в организм строительного материала в виде белков, углеводов и жиров, а также достаточного количества витаминов и минеральных веществ, нормально расти малыш не сможет. Причем, это справедливо как для недостаточности этих веществ, но и при их избыточном поступлении в организм.

Процессами роста командует мозг, а точнее особый отдел мозга – гипоталамус с гипофизом, они задают гормональные программы роста и развития с самого рождения и до самой смерти организма. Особый отдел мозга – гипоталамус, выделяет группу рилизинг-гормонов, регулирующих факторов. Они могут выполнять функции регуляторов, стабилизаторов роста – их называют соматостатинами, и еще одной группы – соматолиберинов – активаторов роста. Эти гормоны в гипоталамусе выделяются в строго определенных концентрациях и помогают росту или тормозят его, в зависимости от концентраций.

Рост реализуется полностью запрограммированным процессом через действие эндокринной системы, гипоталамус подает сигналы гипофизу на выработку СТГ (сомато-тропного гормона). Его определенные концентрации влияют на рост малыша в детстве. Кроме того, под воздействием этого гормона делятся все клетки организма, происходит их обновление и растет тело в длину и ширину. Помимо этого, на рост оказывают влияние гормоны щитовидной железы, поджелудочной железы, гормоны надпочечника, половые гормоны и при повреждениях различных органов эндокринной системы могут быть нарушения роста с гигантизмом или карликовостью – о них мы поговорим позднее.

При постоянных стрессах адреналин, выделяющийся из надпочечников, начинает тормозить выделение СТГ и тормозить рост – именно поэтому дети из неблагополучных семей обычно более низенькие и щупленькие, чем их благополучные сверстники.

Как может меняться здоровье.
В периоды активного роста организма ребенка, особенно в периоде ростового вытяжения, могут быть некоторые сложности в здоровье, которые должны корректироваться в самых начальных этапах развития. При интенсивном росте организм ребенка начинает активно потреблять такие минералы, которые жизненно необходимы телу малыша, как кальций для прочности, фосфор для скрепления костей, и магний для упругости, без него кости будут хрупкими.

Если в периоде активного роста питание ребенка будет не полноценно сбалансированным, продукты будут содержать недостаточно этих минералов, тогда возникнет дефицит минеральных компонентов скелета. Это выражается в болезненности позвоночника и длинных костей, патологической хрупкости костей скелета и возможно даже деформации позвоночного столба и костей рук и ног. Устраняется проблема достаточно простым и быстрым способом, необходимо, чтобы питание ребенка было достаточным и правильным с достаточным объемом кальция, магния и фосфора. Это дают молоко и молочная продукция. Если же молоко или кисломолочку ребенку нельзя, тогда питание обогащается кальцием в виде витаминно-минеральных добавок, их рекомендуют обычно педиатр или ортопед.

Вторая и очень актуальная и распространенная проблема в здоровье ребенка в периоде его активного роста это развитие анемии, чаще всего возникает железодефицитная анемия, хотя могут быть и В-12, фолиево- и витамино-дефицитная анемия. Они могут возникать из-за повышенных расходов организменного железа или других необходимых организму веществ. Эти вещества необходимы на то, чтобы активно строилась мышечная ткань, обновлялась кровь и доставлялся кислород к активно делящимся клеткам тела. С пищей зачастую железа поступает немного, и оно дополнительно теряется с естественными отправлениями тела. Кроме этого, железодефицитная анемия и другие ее виды возможны при потерях железа с заболеваниями кишечника, при частых кровотечениях из носа, десневых, при частых простудах и обострении хронических болезней.

В периоды интенсивного роста, которые мы озвучивали уже выше, контроль за периферической кровью необходимо осуществлять не менее одного раза в полгода и при снижении гемоглобина ниже границы в 110 гл необходимо будет назначать курс железосодержащих препаратов наряду с правильной диетой не менее чем на три-шесть месяцев. Либо у детей из группы риска препараты железа назначают в составе поливитаминных минеральных добавок с целью превентивной профилактики анемии.

Это далеко не все проблемы роста и родителей зачастую волнуют периодически возникающие болевые приступы в теле или руках и ногах — так называемые боли роста. О них мы с вами подробно поговорим во второй части статьи, разберем проблемы роста и патологии с ним связанные.

Источник