Урунтаева развитие самосознания и самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Урунтаева развитие самосознания и самооценки ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве

Содержание

Введение…. …3

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7

Заключение…. 11

Список используемой литературы…. 12

Приложение №1….13

Приложение №2….14

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Ведущие линии развития самосознания:

Идентификация себя со своим именем.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Притязание на признание.

Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.

Половая идентификация.

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Освоение психологического времени личности.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

Читайте также:  Влияние книг на развитие ребенка

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей. Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами

Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Заключение

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.

Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.

Список используемой литературы

1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.

2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.

Источник

У дошкольника в содержание представлений
о себе входит отражение им своих свойств,
качеств, возможностей. Данные о своих
возможностях накапливаются постепенно
благодаря опыту разнообразной
деятельности, общения со взрослыми и
сверстниками. Представления ребенка о
самом себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе. Формирование
образа самого себя происходит на основе
установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией, которую
он получает в процессе общения. Налаживая
контакты с людьми, сравнивая себя с
ними, сопоставляя результаты своей
деятельности с результатами других
детей, ребенок получает новые знания
не только о другом человеке, но и о самом
себе.

У дошкольника развивается наиболее
сложный компонент самосознания —
самооценка. Она возникает на основе
знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во
многом зависит от того, как его оценивает
взрослый. Заниженные оценки оказывают
самое отрицательное воздействие. А
завышенные искажают представления
детей о своих возможностях в сторону
преувеличения результатов. Но в то же
время играют положительную роль в
организации деятельности, мобилизуя
силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представление
ребенка о результатах своих действий.
И с другой стороны, сформированное
представление о собственных действиях
помогает дошкольнику критически
относиться к оценкам взрослых и в
какой-то мере противостоять им. Чем
младше ребенок, тем некритичнее он
воспринимает мнение взрослых о себе.
Старшие дошкольники оценки взрослых
преломляют через призму тех установок
и выводов, которые подсказывает им их
опыт. Ребенок может даже в определенной
степени противостоять искажающим
оценочным воздействиям взрослых, если
самостоятельно умеет анализировать
результаты своих действий. Характерно,
что в этом возрасте ребенок отделяет
себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил
происходит не только на основе общения
со взрослыми, но и собственного
практического опыта. Дети с завышенными
или заниженными представлениями о самих
себе более чувствительны к оценочным
воздействиям взрослых, легко поддаются
их влияниям.

Читайте также:  Сенсорное и интеллектуальное развитие ребенка

В отличие от предыдущих периодов жизни
ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со
сверстниками начинает играть все более
существенную роль в процессе самосознания
дошкольника. Взрослый — это недосягаемый
эталон, а с ровесниками можно себя
сравнивать запросто. При обмене оценочными
воздействиями возникает определенное
отношение к другим детям и одновременно
развивается способность видеть себя
их глаза-щи. Умение ребенка анализировать
результаты собственной деятельности
прямо зависит от его умения анализировать
результаты других детей. Так, в общении
со сверстниками складывается способность
оценивать другого человека, которая
стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы
для них оценки сверстников. В 3-4 года
взаимооценки детей более субъективны,
чаще подвержены влиянию эмоционального
отношения друг к другу. Малыши почти не
могут обобщать действия товарищей в
разных ситуациях, не дифференцируют
близкие по содержанию качества
(Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте
положительные и отрицательные оценки
сверстников распределяются равномерно.
У старших дошкольников преобладают
положительные. Наиболее восприимчивы
к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.
Очень высокого уровня достигает умение
сравнивать себя с товарищами у детей
5-7 лет. У старших дошкольников богатый
опыт индивидуальной деятельности
помогает критически оценивать воздействия
ровесников.

Важное место в оценке сверстников в
любом возрасте занимают их деловые
качества, навыки и умения, обеспечивающие
успешность совместной деятельности, а
также нравственные качества. В группе
детского сада существует система
ценностей, которая определяет взаимооценки
детей. Постепенно расширяется диапазон
моральных проявлений, который ассоциируется
у ребенка с понятием «хороший» в отношении
сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик
(не бить никого, слушать воспитательницу,
маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя
по-прежнему называемые качества касаются
только отношений в детском саду и семье
(защищать детей, не кричать, не баловаться,
быть аккуратным, не жалеть, когда что-то
даешь, помогать маме, делиться игрушками).
В 6-7 лет моральные нормы осознаются
дошкольниками точнее и относятся к
людям более широкого окружения (не
драться, слушаться, со всеми дружить,
принимать в игру, угощать всех, помогать
младшим, не обзываться, не врать, никого
не обижать, уступать место старшим). В
6-7 лет большинство детей правильно
понимают те нравственные качества, по
которым оценивают сверстников: трудолюбие,
аккуратность, умение дружно играть,
справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо
труднее, чем сверстника. К ровеснику
ребенок более требователен и оценивает
его более объективно. Самооценка
дошкольника очень эмоциональна. Он
легко оценивает себя положительно.
Отрицательные самооценки наблюдаются,
по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного
числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в
том, что дошкольнику, особенно младшему,
очень трудно отделить свои умения от
собственной личности в целом. Для него
признать то, что он что-то сделал или
делает хуже других детей, значит признать,
что он вообще хуже сверстников. Поэтому
даже старший дошкольник, понимая, что
поступил или сделал что-то плохо, часто
не в состоянии это признать. Он понимает,
что хвастать некрасиво, но стремление
быть хорошим, выделиться в среде других
детей настолько сильно, что ребенок
часто идет на уловки, чтобы косвенно
показать свое превосходство.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в
танцевальном кружке. На постоянные
вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял
движения лучше-?» отвечает: «Конечно,
я». Подобный ответ взрослого не
удовлетворяет, и он терпеливо объясняет
мальчику, что повторять «Я лучше всех»
некрасиво. Когда в очередной раз взрослый
после занятий спрашивает: «Кто сегодня
танцевал лучше?», Максим отвечает:
«Антон». И тут же торопливо добавляет:
«Это я из скромности…»

Нередко старшие дошкольники уходят от
ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе
лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже
хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)».
В то же время более младшие дети не
задумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами,
которыми не обладают, рассказывают о
вымышленных достижениях. Это происходит
в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров
показал, что ребенок, приписывая себе
определенные качества, не всегда понимает
значение соответствующего слова, а
осознает только его оценочный смысл:
таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение
его самооценки с реальностью. Кроме
того, дошкольник не может в полной мере
разобраться в своей психической жизни
и осознать свои качества или свойства.
Поэтому дети часто гордятся качествами,
которым обладают в незначительной
степени. Оценивая себя, ребенок стремится
к положительной самооценке, он хочет
показать, что представляет нечто ценное
для окружающих. И если взрослые и
сверстники не замечают его положительных
качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все
более правильной, полнее отражающей
возможности малыша. Первоначально она
возникает в продуктивных видах
деятельности и в играх с правилами, где
наглядно можно увидеть и сравнить свой
результат с результатом других детей.
Имея реальную опору: рисунок, конструкцию,
дошкольникам легче дать себе правильную
оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение
оценивает свои возможности в достижении
результата, мало знает о личностных
качествах и познавательных возможностях,
зачастую смешивает конкретные достижения
с высокой личной оценкой. При условии
развитого опыта общения ребенок в 5 лет
не только знает о своих умениях, но имеет
некоторое представление о познавательных
возможностях, личностных качествах,
внешнем облике, адекватно реагирует на
успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник
хорошо представляет свои физические
возможности, оценивает их правильно, у
него складывается представление о
личностных качествах и умственных
возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в
том, что ребенку безразличны другие
дети, а его интересы сосредоточены на
предметах. Поэтому такие дети часто
допускают в адрес товарища грубость,
агрессивность. Обычно дошкольники с
такой позицией ничего не знают о своих
ровесниках и даже не всегда помнят их
имена. Зато игрушки, которые приносят
другие, ребенок замечает всегда. Такая
позиция вредна не только для сверстников,
но и для самого ребенка. Его не любят
товарищи, не хотят с ним играть или
дружить. От этого он становится еще
агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что
ребенок понимает: чтобы тебя любили,
уважали и ценили, нужно быть послушным,
хорошим, никого не обижать. Такого
ребенка любят и хвалят воспитатели. Он
добивается признания в группе сверстников.
Но они интересуют его только как средство
самоутверждения. Малыш напряженно
следит за успехами других и радуется
их неудачам. Он оценивает сверстника
неадекватно, с точки зрения своих
достоинств. Конечно, такая позиция в
какой-то мере выступает как возрастная
черта поведения в общении с ровесниками,
но она не должна оставаться главной до
конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится
к товарищу как к самоценной личности.
Он положительно относится к товарищам,
очень чувствителен к внутреннему
состоянию других, хорошо знает интересы,
настроения и желания окружающих. Охотно,
по своей инициативе делится тем, что
имеет, помогает другим не в расчете на
похвалу, а потому что сам получает от
этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает
способность мотивировать самооценку,
причем изменяется и содержание
мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной
показано, что 4-5-летние дети связывают
самооценку в основном не с собственным
опытом, а с оценочными отношениями
окружающих: «Я хороший, потому что меня
воспитательница хвалит». В 5-7 лет
дошкольники обосновывают положительные
характеристики самих себя с точки зрения
наличия каких-либо нравственных качеств.
Но даже в 6-7 лет не все дети могут
мотивировать самооценку.

Читайте также:  Развитие ребенка фигуры из бумаги

К 7 годам у ребенка происходит важное
преобразование в плане самооценки. Она
из общей становится дифференцированной.
Ребенок делает выводы о своих достижениях
в разных видах деятельности. Он замечает,
что с чем-то справляется лучше, а с чем-то
хуже.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группе
быстрее всех ест?

Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думает
на занятии?

Максим (лицо сосредоточенное, говорит
тихо): Миша, он всегда первый руку
поднимает.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои
умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя,
хотя тенденция похвалиться сохраняется.
В то же время возрастает число обоснованных
оценок. К 7 годам большинство детей
правильно себя оценивают и осознают
себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается
дифференциация двух аспектов самосознания
— познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший,
иногда плохой» наблюдается эмоционально
положительное отношение к себе
(«Нравлюсь») или при общей положительной
оценке «Хороший» — сдержанное
эмоционально-ценностное отношение
(«Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4
лет чаще наблюдается тенденция
обосновывать эмоционально-ценностное
отношение к себе эстетической
привлекательностью, а не этической
(«Нравлюсь себе, потому что красивая»).
В 4-5 лет намечается желание что-то
изменить в себе, хотя оно не распространяется
на характеристики нравственного облика.
В старшем дошкольном возрасте наряду
с тем, что большинство детей удовлетворено
собой, стремление изменить что-то в
себе, стать другим возрастает.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет) очень подвижный ребенок.
Чтобы он выполнил требование взрослого,
необходимо сделать ему замечание.
«Максим, ты такой непослушный», — нередко
замечает взрослый. Услышав про свое
непослушание в очередной раз, Максим
огорченно говорит: «Ну почему, почему
я такой!? Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств, старшие
дошкольники пытаются осмыслить мотивы
своих и чужих поступков. Они начинают
объяснять собственное поведение,
опираясь на знания и представления,
почерпнутые от взрослого, и собственный
опыт.

Так, Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама,
тебя боюсь, потому обманываю… (улыбается).
Шутка… Все тайное когда-нибудь становится
известным. Тайна всегда вылезает…»

В объяснении поступков других людей
дошкольник зачастую исходит из своих
интересов и ценностей, то есть собственной
позиции в отношении окружающего.

Приведем пример.

Максим Д. (б лет) выбирал в магазине
конструктор. Мальчик захотел приобрести
машину, предназначенную для детей 9-10
лет. Продавец отговаривал его, объясняя,
что он еще маленький для такой игрушки,
предлагал взять другой конструктор.
Мальчик настоял на своем. Но попытки
самому построить выбранную машину не
увенчались успехом. «Как трудно!» —
заявил Максим. На что взрослый ответил:
«Тебе же говорил продавец — выбери
другой». Максим: «Я знаю, почему она так
говорила… Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознавать
не только свои нравственные качества,
но и переживания, эмоциональное состояние.

Приведем примеры.

Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года
11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама,
ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет)
-друзья. В понедельник Максима Д. не
привели в детский сад. На прогулке Максим
С. походил по площадке и лег на снег.
«Максим, ты почему лежишь?» — спросила
воспитательница. А мальчик ответил:
«Мне так скучно. Максима нет, не с кем
поиграть».

Старшего дошкольника интересуют и
некоторые психические процессы,
происходящие в нем самом.

Например, дети задают вопросы: «Откуда
берутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес.),
«Почему я думаю словами, а не говорю?»
(Максим Д., 5 лет И мес.). Дети находят
объяснение в утверждении: «Мысли сами
в голову приходят, сами в голову лезут»
(Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, и
мыслей все больше… больше становится»
(Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки от
истины, слишком конкретны и неопределенны.
Важно, однако, то, что ребенок осознает
не только внешнюю сторону поступков и
достижений, но и внутренние состояния
и процессы.

В дошкольном детстве начинает складываться
еще один важный показатель развития
самосознания — осознание себя во времени.
Ребенок первоначально живет только
настоящим. С накоплением и осознанием
своего опыта ему становится доступным
понимание своего прошлого. Старший
дошкольник просит взрослых рассказать
о том, как он был маленьким, и сам с
удовольствием вспоминает отдельные
эпизоды недалекого прошлого. Характерно,
что, полностью не осознавая изменений,
происходящих в нем самом с течением
времени, ребенок понимает, что раньше
он был не таким, как теперь: был маленьким,
а сейчас вырос. Его интересует и прошлое
близких людей.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное потому, что ты в
будущем станешь спортсменом.

Максим: Будущее, прошлое… А что такое
будущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое — это то, что было
когда-то. А будущее — то, что будет.

Максим: А… понятно. Прошлое — это когда
я был маленьким, лежал на лепесточке…

У дошкольника складывается способность
осознать и будущее. Ребенок хочет пойти
в школу, освоить какую-то профессию,
вырасти, чтобы приобрести определенные
преимущества.

Осознание своих умений и качеств,
представление себя во времени, открытие
для себя своих переживаний — все это
составляет начальную форму осознания
ребенком самого себя, возникновение
«личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно
появляется к концу дошкольного возраста,
обусловливая новый уровень осознания
своего места в системе взаимоотношений
со взрослым (то есть теперь ребенок
понимает, что он еще не большой, а
маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает
свою половую принадлежность. На протяжении
всего дошкольного возраста интенсивно
идут процессы половой социализации и
половой дифференциации. Они состоят в
усвоении ориентации на ценности своего
пола, в усвоении социальных стремлений,
установок, стереотипов полового
поведения. Теперь дошкольник обращает
внимание не только на различия мужчин
и женщин во внешности, одежде, но и в
манере вести себя. Закладываются основы
представлений о мужественности и
женственности. Возрастают половые
различия мальчиков и девочек в
предпочтениях занятий, видов деятельности
и игр, общения. К концу дошкольного
возраста ребенок осознает необратимость
своей половой принадлежности и строит
свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в
дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к
оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые
психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;

— развивается способность мотивировать
самооценку;

— появляется осознание себя во времени,
личное сознание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник