Уровень умственного развития ребенка 2 года

Уровень умственного развития ребенка 2 года thumbnail

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Читайте также:  Уровни развития ребенка в начальной школе

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет…
Мой Леха из перечисленного — не рисует ( ну, линию проведет -в лучшем случае), никогда долго не плачет ( оказывается,должен:)), не любит смотреть мультики( вот уж точно интересное умение -мы своего вообще к телевизору не приучаем — очень удивилась, что надо…),
и уж точно не относится спокойно к слову «нельзя» …
Все остальное — к двум год делает.А вот по физическому воспитанию мы точно обогнали — мой уже хорошо прыгает( и вперед, и вниз),подтягивается на руках, висит в позе уголок до минуты, лазит по шведским стенкам -и перелезать на др. сторону умеет, и о-очень любит лазить по всяким железкам/деревяшкам :)).
Говорит он хорошо — действительно хорошо и выговаривает почти все. И предложения строит из 3-5 слов свободно. Запас слов -примерно 200, но не считала — он же просто говорит -как тут посчитаешь :).Стихов наизусть знает много — из общеизвестных Мойдодыра, Бармалея,Федорино горе — и рассказывает почти без ошибок;). Правда, о себе пока говорит в третьем лице — исключая утверждение » Я — Леша Петров» :))…
А в обсуждении статьи еще хочу заметить, что дети развиваются неравномерно — каждый по отрезкам. И отрезки не обязательно должны кончаться в 2/3/4 и др. целые годы. Ну очень у всех по разному! Все-таки правильнее было бы оценивать показатели к 3 годам -там уже все дети говорят, все что-то умееют и т.д. ИМХО

09.06.2005 14:40:07, kicik (Леша 2,1)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

09.06.2005 13:49:05, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

Читайте также:  Определение понятий рост и развитие ребенка

09.06.2005 13:48:52, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны)))
Про «вылавливает сачком предметы из воды» впечатлило)))) а если сачка нет? или в воду ничего не упало?)))
В 2 года говорил он не очень много и практически совсем не понятно. Еще в марте, когда мы в сад собирали справки, логопед грозно сообщила нам, что если к трем годам не научимся правильно произносить шипящие и «Р», то запишет нам отставание. Гы))) Не успела. Сейчас и рычит и шипит — все в порядке. И слова стал ясно произносить. Выяснилось, что он все марки машин знает. Во как! А тут — 300 слов в 2 года)))

09.06.2005 15:01:57, БуБуся

все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении.

09.06.2005 13:50:19, madam_sha&son (Данила 2г)

Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные…

13.02.2007 14:57:31, НАТАЛЬЯ

Нам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем.

18.01.2007 15:40:15, Надежда

Всего 38 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Развитие ребёнка в 2 года.

Развитие ребенка в 2 года – это стремительный процесс. К нему относят как физические, так и умственные факторы. И если до года ребенок делает упор на первые – учится держать головку, ползает, говорит слова и многое другое, то после этого периода физическое развитие замедляется и укрепляется. С 2 лет начинается более активный умственный рост.

Умственное развитие

Нормальным умственным развитием для ребенка 2 лет считается, если чадо к этому времени:

  • умеет составлять простые вопросы;
  • знает от 4 геометрических фигур. Чем больше – тем лучше;
  • пытается рассказать, описать своих любых персонажей мультфильма или игрушки;
  • играет в ролевые игры. Ребенок может кормить куклу, забивать что-то молотком, возить кубики в грузовике, укладывать спать игрушки и другое;
  • умеет собирать пазл или какую-то несложную картинку, состоящую из двух элементов;
  • называет и знает основные цвета спектра: черный, красный, белый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый;
  • может строить из кубиков пирамидку или другое сооружение;
  • составляет предложение из 4-5 слов;
  • много разговаривает и поддерживает диалог на хорошо известные ему темы;
  • если ребенка попросить, то показывает предметы определенной формы и цвета;
  • выполняет последовательно несколько действий. Например, встань, возьми стакан, поставь его на стол.
Читайте также:  Как лепка влияет на развитие ребенка

Важно знать! Сейчас с ребенком нужно заниматься тщательно, так как он впитывает окружающий мир словно губка. Старайтесь читать ему вслух, рассматривайте с ним иллюстрации, а после обсуждайте их.

Для лучшего развития можно купить различные книги с множеством картинок. Также нужно чаще просто вытаскивать малыша на разговор, таким образом он быстрей пополнит свой словарный запас и научится видеть детали.

Физическое развитие ребенка в 2 года

К двум годам ребенок уже многое умеет и все больше познает окружающий мир. В течение этого времени ваше чадо будет учиться сохранять равновесие, координировать свои движение и укреплять мышцы. Физическое развитие малыша позволяет ему:

  • самостоятельно  и уверенно ходить;
  • подниматься по ступенькам без помощи взрослых, передвигая поочередно ноги;
  • бегать и прыгать;
  • внезапно останавливаться и менять траекторию движения;
  • бросать различные предметы;
  • приседать, наклоняться;
  • пинать мячи;
  • кататься на самокате, двухколесном велосипеде с двумя боковыми роликами или же обычном трехколесном;
  • открывать и закрывать двери;
  • собирать игрушки;
  • другое.

Обратите внимание! В этот период важно не идти в отказ и не запрещать ребенку развиваться, изучать мир. Сохраняйте нейтралитет. Если вы видите, что ваше чадо собирается сделать какой-то опрометчивый поступок, то просто поговорите с ним. Расскажите, что можно делать, а что нельзя и какие могут быть последствия.

Также важно не ограничивать малыша в передвижении. Актуальными будут прогулки на свежем воздухе, активные игры со сверстниками. При возможности, купите ребенку самокат, велосипед, машинку, ходунки или что-то подобное. Так как дети в таком возрасте очень быстро схватывают любые навыки, то и научиться пользоваться средством передвижения будет намного проще.

Развитие ребёнка в 2 года.

Самые эффективные современные методики развития ребенка 2 лет

А сейчас мы приведем вам ТОП-3 методик по развитию ребенка дошкольного возраста.

1. Методика Марии Монтессори

Смысл этого способа заключается в том, что ребенку предоставляется выбор – чем он хочет сам заниматься. Для этого вы не обучаете малыша, а стараетесь его заинтересовать.

Среди плюсов выделяют:

  • развитие мелкой моторики;
  • лучшее включение в работу левого полушария мозга, отвечающего за логическое мышление, аналитику;
  • дети становятся наблюдательны, дисциплинированы и внимательны.

Минусы:

  • не затрагивается психологическая сторона развития малыша;
  • если ваш ребенок стеснителен, то важно наблюдать за ним. Так как в этом случае чадо может постесняться и не попросить о помощи, если что-то не получится;
  • отсутствуют ролевые игры, что, по мнению психологов, тормозит интеллектуальное развитие;
  • после нескольких месяцев подобных занятий дети сложнее привыкают к нормальным социальным условиям в школе или садике.

2. Методика Глена Домана

Когда малыш развивается, его мозг настраивается на поглощение информации. Методика основана на показывании ребенку карточек, где написаны разные слова, цифры или картинки. Так мы воздействуем на память и последующее воспроизведение .

Плюсы:

  • мама или папа может заниматься развитием ребенка самостоятельно, не привлекая специалистов;
  • всесторонне развиваем малыша: на карточках можно сделать любой рисунок, слово;
  • материал для занятий делается самостоятельно;
  • обучение можно начинать с самого рождения.

Минусы:

  • нельзя проявить творчество в процессе обучения;
  • ребенок не учится самостоятельно читать, говорить, писать;
  • ваше чадо пассивно по время проведения урока, так как он должен просто смотреть на картинки.

3. Методика Масару Ибука

Смысл этого способа в следующем – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитие ребенка начинается с самых первых дней его рождения. И после трех лет малыш продолжает совершенствовать и закреплять то, что получил до этого. Поэтому важно вложить знания не играми и мультфильмами, а заучиванием стихов на память, танцами под классическую музыку и просмотром творений Леонардо и Рембрандта.

Плюсы:

  • систему Ибука использует известная японская компания, занимающаяся развитием детей;
  • ребенок с самого детства изучает мир не игрушками, а естественными предметами (ящиками, съемными блоками компьютера, батарейками и многим другим).

Минусы:

  • методика Ибука может не совпадать с вашими личными представлениями о воспитании и развитии ребенка;
  • система рассчитана на послушание, японский менталитет. Поэтому может не подойди детям европейских стран.

автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова,
директор Центра семейной культуры

Теперь вы все знаете о развитии ребенка в 2 года! Главное – любите его, не препятствуйте в изучении мира и больше разговаривайте.

Источник