Уровень развития ребенка соответствует уровню

Ирина Лекомцева
Задержка психического развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности ребенка. Совершенно очевидно, что никому не придет в голову требовать от ребенка первых слов в 6 месяцев, но отсутствие активной речи в 2-3 года удивит абсолютное большинство.

Бывают случаи, когда ребенок достигает определенных уровней развития. Но гораздо медленнее своих сверстников. В этом случае речь идет о задержке психического развития.

Сущность задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики, в результате которого ребенок отстает от своих сверстников по уровню психического развития.

ЗПР имеет временный и временной характер:

• Временный характер определяется тем, что определенный уровень развития достигается по прошествии времени. Например, то, что ребенок не умеет читать в 7 лет – временное явление, он научится позже.

• Временной характер ЗПР выявляется по отношению к нормам развития. Ребенок, достигший 7-летнего возраста может не проявлять интереса к учебной деятельности и оставаться в кругу интересов дошкольного возраста. Таким образом, его психическое развитие не соответствует возрастным нормам.

Задержку психического развития можно обнаружить на любом этапе детства. В педиатрии четко установлены нормы, которым должно соответствовать развитие детей. Несоответствие показателям нормы на каком-то отрезке не является основанием для диагноза ЗПР. Так как в большинстве случаев развитие детей отличается скачкообразностью, и единичные случаи отставания не являются закономерностью.

Однако такие дети попадают под контроль врачей, и если отставание усиливается, то ребенок может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию, где может быть поставлен диагноз ЗПР.

Классификация задержек психического развития

Типы ЗПР определяются по этиологическому признаку:

1. ЗПР конституционного происхождения характеризует незрелость в развитии мотивационной сферы и личности в целом. Эмоционально-волевая сфера детей имеет черты более раннего возраста: повышенный фон настроения, легкая внушаемость, яркость в проявлении эмоций. У таких детей преобладают игровые интересы.

2. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена соматической недостаточностью различного происхождения: хронические заболевания, пороки развития, астения и др. Суть этого вида ЗПР в том, что во время болезни организм ребенка борется с проблемой, и психическое, а, возможно, и физическое развитие будет остановлено до полного выздоровления. Ребенок может отставать в развитии на период заболевания. Соответственно, при длительной болезни можно наблюдать серьезное отставание в развитии.

3. ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями развития (воспитания, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. Кроме того, некоторые условия воспитания могут оказывать травмирующее действие на психику и могут вызвать нарушение нервно-психической сферы.

4. ЗПР церебрастенического характера вызывается очаговым органическим поражением центральной нервной системы. Этот вариант ЗПР обладает высокой стойкостью и почти не поддается коррекции. Причиной этого типа ЗПР могут быть патологии при беременности и осложнения при инфекционных заболеваниях.

Особенности детей с ЗПР

Несмотря на различие в причинах задержки, дети с ЗПР имеют ряд специфических особенностей:

• Несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту: знания, навыки, волевые качества, состояние эмоциональной сферы, поведение.

• Состояние нервной системы: быстрая утомляемость, низкая работоспособность, частые головные боли, отказ от деятельности в процессе её осуществления.

• Неустойчивость внимания: повышенная отвлекаемость, неустойчивая концентрация.

• Низкий уровень восприятия: недостаточность, фрагментарность и ограниченность знаний; затруднения в узнавании предметов.

• Низкая продуктивность произвольной памяти: малый объем, трудность воспроизведения.

• Отставание в развитии мышления.

• Нарушение речи: дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень связной речи.

• Особенности поведения: пассивность при изучении нового, медлительность, аккуратность в действии с предметами, тяга к выполнению хозяйственной деятельности.

Дети с задержкой психического развития отличаются уступчивостью и «легким» характером, но при этом у них нестабильная нервная система. Такие дети нуждаются в особом щадящем режиме и специальной коррекционной программе развития.

При некоторых формах ЗПР (соматогенного, психогенного происхождения) возможна полная коррекция задержки при условии специальной организации процессов учения. В любом случае коррекционная работа приводит к уменьшению отставания в развитии и помогает ребенку адаптироваться к обучению в школе.

Для разработки и внедрения коррекционной программы нужно обратиться к специалисту, который составит её с учетом индивидуально-личностных особенностей вашего ребенка.

Источник

№5

№4

№3

№2

№1.

Примеры заключений.

Заключение

по результатам психологического обследования

Анастасии В., 2 г. 5 мес., дата рождения 15.07.2001г.

Настя очень инициативная девочка, легко вступает в контакт, не стесняется присутствия посторонних лиц. Эмоциональный фон положительный. Темп деятельности ровный, спокойный. Хорошее понимание инструкции.

Ориентировка в пространстве: понимает и безошибочно выполняет инструкции типа «положи ложку в кастрюлю, рядом с ней», «положи куклу под кровать».

Диагностировались способы выполнения деятельности на примере складывания пирамидки. Нанизывает колечки на палочку без учёта размера и очерёдности.

Развиты навыки самообслуживания, знает очерёдность одевания вещей. Сама пытается кушать, отказывается от помощи нянечки, сама подносит ложку ко рту, пьет из бокала.

Просит, чтобы ей почитали. Самостоятельно пролистывает по 2-3 страницы за раз. Производит простейшие манипуляции с игрушками. Может вытягивать губы трубочкой, надувать щёки, растягивать губы в улыбке, выполняя инструкцию.

Внимание фиксированное. Адекватная реакция на поощрения.

На основании проведенного психологического обследования, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития Насти соответствует норме в данной возрастной группе.

Использовались следующие методики;

диагностика способов деятельности (складывание пирамидки),

Читайте также:  Центр развития ребенка в чехове

метод наблюдения, беседы,

анализ адаптационных карт,

диагностика пространственного и предметного восприятия

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: ноябрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Дианы Б., 4 г. 9 мес., дата рождения 04.03.1999г.

Диана очень серьёзная, ответственная девочка. Малоактивна, очень спокойная, уравновешенная. Легко вступает в контакт, но в незнакомой обстановке ведёт себя немного скованно. Интерес к обследованию проявила, но волновалась, не нарушает ли она режимные моменты. Темп деятельности замедленный. Невротических реакций не отмечено.

При изображении семьи рисует всех рядом, сама же является частью другого рисунка. Прорисовывает все части тела. При ответе на вопросы часто не даёт полного, развёрнутого ответа. Не объясняет своих действий, ограничиваясь ответом: «Хочу». При исследовании уровня развития словесно-логического мышления, показала результаты, соответствующие норме в данной возрастной группе. Диана хорошо понимает и выполняет инструкцию. При ответе на некоторые задания выдаёт конкретно-ситуационный ответ. Характерной отличительной особенностью при выполнении заданий является непринятие помощи. При возникновении трудностей с заданием она отказывается от его выполнения. Диана не справилась с заданием на классификацию. Когда был задан вопрос, почему она раскладывает карточки именно так, Диана решила, что выполняет задание неверно, и отказалась от его выполнения. На попытку предложить помощь и выполнить задание вместе ответила отказом. Таким образом, можно предположить, что у девочки преобладает мотив избегания неудач.

Наблюдая за Дианой на занятиях в группе, можно говорить о том, что её умственное развитие соответствует возрастным нормам. Это подтверждается и результатами обследования. Основная работа должна быть направлена на взаимодействие с родителями, с целью выяснения поведения Дианы в других ситуациях, взаимоотношения с друзьями.

Использовались следующие методы и методики: анализ рисунков, наблюдение, беседа, цветные матрицы Дж. Равена, методика «Классификация».

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Д. Юлии, 4 г. 11 мес., дата рождения 5.01.1999г.

Юля очень скромная, воспитанная девочка. Общительная, имеет много друзей.
Легко контактирует с новыми людьми. Все задания выполняла с интересом. Темп деятельности ровный, спокойный. Быстро утомляется.

Из анализа рисунка на свободную тему видно, что проявляется обозначение формы, отдельных частей рисунка. Круги и овалы ровные, у солнца прорисовывает лучи, но в целом рисунок очень мелкий, не вырисовываются многие детали.

При исследовании памяти Юля показала отличные результаты, запомнив к пятому повторению из 10 слов все 10. Хорошее различение фигур по цвету, размеру, но не различает формы. Плохое понимание инструкции, требуется повторения несколько раз, более подробное объяснение и разъяснение на примерах. У Юли сформировано восприятие целостного образа, девочка способна выделять информативные точки и по ним воспроизводить целостную картинку. По результатам обследования можно говорить о сформированности наглядно- образного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития, в целом, соответствует возрастной норме. Однако следует выяснить причину затруднений понимания инструкции, для чего необходима консультация логопеда, так как это может быть связано с выраженной недостаточностью фонематического слуха.

Использовались следующие методы и методики: цветные матрицы Дж.Равена, методика
«Четвёртый лишний», разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунков,
наблюдение, беседа.

ПсихологКунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

М. Артёма, 6 лет, дата рождения: 1.11.1997г.

Артём очень живой, подвижный мальчик. Легко вступает в контакт. С охотой согласился на участие в обследовании. Установился положительный эмоциональный фон. Интерес больше проявлял не к самому обследованию, а к его результатам. Темп деятельности быстрый. Чёткое и правильное выполнение инструкции, порой сам догадывается о том, что нужно делать в том или ином задании.

При изучении наглядно- образного мышления показал результаты, соответствующие норме. Хотя были ошибки и конкретно-ситуационные ответы, но это, скорее всего, объясняется импульсивностью. Легко мотивирует свои действия и ответы. Способен выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ, что говорит о сформированности восприятия целостного образа предметов.

Наблюдаются затруднения с выделением общего, единого признака, по которому можно объединить несколько слов и отсеять одно («4-ый лишний»). Достаточно высокий уровень осведомлённости. Несмотря на то, что перепутал начало и конец истории в сюжетных картинках, Артём дал полный и развёрнутый рассказ.

При исследовании уровня невербального мышления (по Равенну) показал невысокий результат, но это объясняется очень быстрым темпом деятельности, импульсивностью.

Уровень слуховой, кратковременной памяти соответствует нормативам в данной возрастной группе. Из анализа рисунка выявлено хорошее развитие мелкой моторики (аккуратное закрашивание), нет изображения шеи, рта.

Таким образом, уровень развития интеллектуальной, личностной, эмоциональной сферы соответствует норме. Единственно наблюдаются незначительные нарушения в речи, не выговаривает букву «р», в связи с этим рекомендуются занятия с логопедом.

Можно рекомендовать, так же, включать воспитателям Артема в игры на развитие произвольности, например, такие как «Море волнуется раз, море волнуется два», дома с родителями выполнять задания типа «Графического диктанта».

Использовались следующие методы и методики: методика «Классификации», «Четвёртый лишний», сюжетные картинки, кубики Кооса (серия 2), цветные матрицы Равена, разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунка, метод наблюдения.

ПсихологКунаева Е.С.,

дата обследования: октябрь-ноябрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Полины Г. 6 лет 4 мес. (дата рождения 24.07.1997г.)

Полина достаточно легко вступает в контакт. Проявила живой, неподдельный интерес к обследованию. На обследование вызвалась по собственной инициативе, изъявила желание встретиться ещё раз. Во время проведения диагностики эмоциональный фон установился положительный. Темп деятельности ровный, спокойный, задания выполняет чётко, постепенно приходя к верному ответу. Принимает помощь, но просит помощи не часто, предпочитая самостоятельно подойти к решению.

Читайте также:  Логические задания по карточкам для развития ребенка

При исследовании наглядно-образного мышления показала высокий уровень развития. Чёткое понимание инструкции, быстрое включение в работу. При решении данной задачи было несколько конкретно-ситуационных ответов, что является нормой. Опирается на существенные признаки сходства и различия между предметами при выполнении методики «Классификации». У испытуемой сформировано восприятие целостного образа. Легко выделяет информативные точки и по ним воспроизводит образ предмета. Высокий уровень развития слуховой, кратковременной памяти. Изучение объёма восприятия при предъявлении стимульного материала из 10 картинок показал результат 6 картинок, что свидетельствует нормальному уровню развития восприятия детей данной возрастной группы.

Анализ рисунка показал высокий уровень осведомлённости в изображении животных: правильный подбор цвета, выделение отличительных особенностей. На рисунке семьи Полина изображает себя между родителями, на одном уровне с ними. Выявляется высокий уровень тревожности, что возможно связано с отношениями в семье, так как со сверстниками Полина ведёт себя очень непринуждённо и дружелюбно.

По результатам психологического исследования можно сделать вывод, о том, что уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Использовались следующие методики.

Для исследования памяти: методика «10 слов».

Для исследования наглядно- образного уровня мышления: кубики Кооса (серия 2), методика «Классификации», сюжетные картинки.

Для исследования эмоционального сферы: тест тревожности Р.Тэммл — М.Дорки, метод наблюдения, беседа, анализ рисунка.

Для исследования словесно-логического уровня мышления: разрезные картинки, цветные матрицы Равена.

ПсихологКунаева E.C.

дата проведения: октябрь-ноябрь, 2003г.

Определение психической нормы в детском возрасте представляет еще большую трудность, чем у взрослых, так как показатели психической реальности непрерывно меняются в ходе развития. Многие проблемы, которые беспокоят взрослых, могут пройти, даже в том случае, если не наблюдается значительных изменений окружающих условий.

В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста. Для этого необходимо знать, каким должен быть ребенок в различных возрастных периодах.

Л.Кошач выделяет следующие критерии нормы развития в детском возрасте (цитата по Л. Пожар):

1) Уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста с учетом развития общества, членом которого он является;

2) Когда ребенок развивается в соответствии с его собственной логикой развития, которая определяет развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения.

3) Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного и творческого социального функционирования в период взрослости.

Факторами риска в дошкольном воз­расте можно считать следующие особенности поведения ре­бенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике( Абрамова Г.С., 1999):

  • выраженная психомоторная расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ребенка к косметической лжи — приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, а также склонн­ость к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта;
  • ребе­нок очень внушаем к неправильным формам поведения, иног­да о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
  • инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, эмоциональная заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлоб­ленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.

Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 4280; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10795 — | 8074 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Уровень развития ребенка

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…
Читайте также:  Отвести ребенка в школу развития

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник