Уровень физического развития ребенка старшего дошкольного возраста
Прежде чем описать особенности, которые имеет физическое развитие старших дошкольников, отметим, что речь пойдет о детях 5-6 лет. В этот период процесс развития особенно активный: дети вытягиваются в длину, избавляются от присущей им в раннем детстве округлости.
Старший дошкольник уже многое умеет. Он отлично справляется с набором основных движений, которые все же пока не являются пределом совершенства. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются всем, что связано с движением: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, бросают мяч, метают и многое другое. Именно в этом возрасте, учитывая анатомические особенности и двигательные возможности детей, их можно отдавать в спортивные школы и секции.
Как развивается скелет старшего дошкольника
В 5-6 лет скелет ребёнка до конца не сформирован. По-прежнему отмечается высокий уровень гибкости костей, обусловленный прослойкой из хрящевой ткани. Наиболее гибким в этом возрасте остается позвоночник.
Что касается мускулатуры, то в старшем дошкольном возрасте уровень её силы не самый высокий. Мышцы пресса и спины слабые, также недостаточно силён и опорный аппарат. Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность играть в подвижные игры и вообще активно двигаться на свежем воздухе: это им необходимо для укрепления мышц и опорного аппарата.
Сердечно-сосудистая система и что её отличает
Анализируя особенности сердечно-сосудистой системы детей старшего дошкольного возраста, можно отметить главную из них — огромную жизнеспособность. Это значит, что у ребёнка в этом возрасте широкие сосуды с эластичными стенками, что очень благоприятно отражается на работе сердечной мышцы, несмотря на неразвитые функции нервной системы, отвечающей за этот процесс.
Старшие дошкольники с удовольствием играют в активные игры, проявляя энтузиазм в моменты, когда нужно приложить максимум усилий и потратить энергию. Малыши быстро включаются в игру и также быстро устают, нуждаясь в регулярном непродолжительном отдыхе.
Работая с малышами над развитием в рамках выполнения физических упражнений и способствующих этому игр, нужно постоянно менять виды деятельности, сохраняя таким образом интерес детей, регулируя время заданий.
Внимание старших дошкольников
Так же как и весь организм, внимание у детей в старшем дошкольном возрасте находится на очередной стадии развития. Учитывая некоторые особенности (рассеянность и кратковременность), нужно стараться придумывать для детей такие занятия, которые не потребуют много времени для выполнения, причём постоянно их менять. Игры, как и упражнения, стимулирующие физическое развитие, в этом возрасте должны состоять из набора простых и понятных движений, подключающих к процессу большую часть мышц.
Простыми и непродолжительными упражнения и игры в 5-6 лет должны быть не только в связи с неустойчивым вниманием, но и из-за недостаточно высокого уровня развития волевых качеств детей. Дошкольники этого возраста проявляют интерес к исследованию окружающего мира, учатся быть независимыми, активны в играх и занятиях, но они неспособны проявлять упорство и выдержанность так же, как школьники, даже учащиеся в младших классах.
Развитие малышей в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности, среди которых, например, переживание неудач, быстрая отвлекаемость, и взрослые обязательно должны учитывать эти особенности в процессе обучения.
Мышление старшего дошкольника
В 5-6 лет мышление детей также имеет особенности: оно с предметного заменяется понятийным. Малыши в этот период жизни становятся более наблюдательными, обращают внимание на то, что видят и слышат вокруг, делают выводы.
Более сознательными малыши становятся и в процессе игровой деятельности. Они способны соблюдать и придумывать правила игры, сравнивать, сопоставлять, обмениваться мнениями и впечатлениями, оценивать действия других участников игры. Важное достижение в этом возрасте — это развитие способности мыслить абстрактно с сознательным контролем действий, что облегчает работу с детьми, направленную на их развитие.
Старшие дошкольники с удовольствием играют, принимая правила. С ними легче находить компромисс, договариваться. Ребята откликаются на игровые зазывы, понимают отличные от обычных звуковые и зрительные знаки и так далее. В младшем и среднем дошкольном возрасте все эти методы неэффективны.
Как развивается двигательная активность
Физическое развитие старшего дошкольника позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней. Малыши с лёгкостью справляются с разными упражнениями, действуют сознательно и намеренно. В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения:
- вращения;
- сгибания;
- разгибания;
- наклоны;
- повороты;
- прыжки и пр.
Большая часть этих движений отличаются выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. Малыши получают удовлетворение от возможности выполнять ритмичные движения, старательно следят за правильностью алгоритма и позициями.
В процессе занятий физическими упражнениями дети старшего дошкольного возраста учатся удерживать равновесие, осваивают ходьбу на лыжах, катание на роликах и коньках, учатся ориентироваться на местности. Очень важно строить программу, направленную на физическое развитие детей, с учетом их повышенной утомляемости – как физической, так и эмоциональной – из-за несовершенства центральной нервной системы.
Нужно понимать, что двигательные качества у детей старшего дошкольного возраста обусловлены не только генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата. На них также оказывают влияние методы воспитания и условия, в которых протекает развитие ребёнка.
Чем больше взрослые поощряют двигательную активность старших дошкольников (с дозированием продолжительности игр и упражнений), тем больше энергии потратит и снова накопит детский организм. Именно такой цикл необходим для того, чтобы физическое развитие детей проходило без задержек и сбоев.
Физические качества
Физические качества между собой взаимосвязаны и соответствуют уровню развития у детей старшего дошкольного возраста. Для выполнения основных движений дошкольникам необходимо иметь определенный уровень развития следующих основных физических качеств:
- выносливости;
- быстроты;
- силы;
- ловкости;
- гибкости.
Низкий уровень развития этих качеств не позволит детям проявить весь свой потенциал в процессе выполнения упражнений.
Уровень физической подготовки напрямую связан с возможностями основных систем организма. Чем в лучшей форме находится организм, тем более высокий уровень физических качеств он демонстрирует. Так, например, быстрота проявляется при комфортном эмоциональном фоне, тогда как усталость и апатия становятся причиной снижения скорости, точности, координации.
Характеристика физических качеств
Каждое из физических качеств имеет свои особенности и характеристики.
Под гибкостью подразумевается уровень подвижности опорно-двигательного аппарата, что особенно важно для общего состояния здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста. Чем больше амплитуда движений, тем выше уровень гибкости.
Под быстротой подразумевают способность ребёнка старшего дошкольного возраста выполнять какое-либо движение либо комплекс движений в ограниченный промежуток времени. Развитие скорости — это сложный процесс, так как именно это физическое качество является наиболее консервативным, т.е. данным природой, получаемым в наследство.
Выносливость — ещё одно физическое качество, по оценке которого можно охарактеризовать физическое развитие и общее состояние организма ребёнка старшего дошкольного возраста. Под ним подразумевают способность выполнять упражнение в одном темпе наиболее продолжительное время. Выносливость может быть специальной и общей. Специальная позволяет выполнять определённые движения, направленные на конкретную группу мышц, тогда как общая подразумевает собой продолжительные движения, задействующие все группы мышц.
Под силой понимают способность ребёнка справляться с внешним сопротивлением с помощью мышечных усилий.
Ловкость — аналогичное координации качество, позволяющее быстро и качественно выполнять упражнение в рамках изменяющихся условий.
Оценка физических качеств
Оценивать физическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста наряду с уровнем его физической подготовки нужно как единый процесс, подразумевающий собой перманентный контроль над его состоянием в общем и во время выполнения физических упражнений. Наблюдения могут вести как воспитатели детского сада в команде с тренерами детских спортивных школ и секций, так и родители.
Особенно важно наблюдать за детьми, физическое развитие которых не соответствует возрастным нормам (отстает или опережает). На основании полученных результатов можно будет составить эффективную программу, способную нормализовать физическое развитие ребят старшего дошкольного возраста.
Помимо постоянного мониторинга действий детей, оценить физические качества можно с помощью тестов. Так, например, для определения уровня быстроты детям предлагают пробежать короткую дистанцию. Уровень скоростно-силового развития определяется по оценке результатов прыжков с места в длину и в высоту. Выносливость оценивают по показателям продолжительности бега на длинные дистанции.
Силу измеряют с помощью подтягиваний и висов на перекладине, бросков набивного мяча, а также становой динамометрии. Уровень ловкости определяют с помощью челночного бега на небольшие дистанции по прямой либо с зигзагообразным обходом фишек. Гибкость у детей оценивают, предлагая им выполнить ряд упражнений, демонстрирующих уровень подвижности суставов. Равновесие же оценивают с помощью упражнения, когда носок одной ноги прижат к пятке другой, а стопы при этом расположены на одной прямой.
Упражнения для оценки основных физических показателей могут дополняться и видоизменяться на основе базовых.
Источник
Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста
1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.
Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].
В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].
Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья:
— телосложение;
— основные функциональные параметры;
— развитие двигательной сферы.
Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка
Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих:
— уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;
— уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).
Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.
Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.
В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.
Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.
Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.
К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.
Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.
Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.
Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.
К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.
У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».
Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.
Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.
Источник