Урок по педагогике развитие ребенка в игре

Урок по педагогике развитие ребенка в игре thumbnail

Конспект открытого занятия по педагогике,

проведенного в группе ДО-31 в

отделение «Дошкольное образование»

Преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» Давыдова Людмила Станиславовна

Тема: Основы развития, воспитания и обучения детей в игре.

Цели:

1) ознакомить обучающихся с игрой как ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста; стимулировать познавательную активности обучающихся через технологию проблемного обучения;

2).способствовать развитию стойкой учебной мотивации, умения использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний;

3)воспитывать чувство коллективизма.

Основные понятия: игра,классификация игр: играми с открытыми правилами,сюжетно-отобразительные игры,театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры,режиссерские игры,игра-фантазирование,игры-проекты.

Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного обучения, групповая технология.

Оборудование: презентация «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников».

Вид занятий : лекция

Литература:

1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

6)Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / C.А. Козлова, Т.А.Куликова.- 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-416 с.

7) ГогоберидзеА.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014.- 464 с.

Ход занятия

I.Организационный момент. Постановка задач.

II.Актуализация опорных знаний. Подведение к теме лекции.

-Назовите виды деятельности детей дошкольного возраста.

-Как вы думаете, какой вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим?

— Что же такое игра для детей дошкольного возраста?

III. Осознание обучаемыми темы.

IV. Проблемный вопрос: Построение гипотезы.

Если игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то в процессе игры идет воспитание, обучение и развитие детей.

Над решением данной гипотезы мы сегодня с вами и будем работать.

V. Изучение нового материала.

Показ презентации «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников».

План лекции.

1. Понятие игры как деятельности.

2.История становления игры.

3.Игры детей дошкольного возраста

4.Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

1. Понятие игры как деятельности. (Слайд1.)

Игра — это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

— Как вы думаете, что является основной структурной единицей игры?

(Основной структурной единицей развернутой формы игры Д. Б. Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры. Роль может быть как игровая позиция, которая характеризуется принятием ребенком игровых правил. Наличие игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок осознанно отделяет игру от неигры.)

-Могут ли дети в игре использовать символические предметы?

— Как эти предметы мы можем назвать ?(Предметы-заменители)

Игра — деятельность символическая, так как вместо реальных предметов в ней фигурируют символы — предметы или действия, имитирующие реальные. Так, любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. Все это символические действия с предметами, ситуация замещения реальности (Слайд 2)

Игра — это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, то, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей и т.д. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.( Слайд3)

Игра — добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия. Нельзя играть по принуждению.

2. История становления игры. (Слайд 4.)

Понимание игры прошло длительный путь. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер, середина XIX века) основной функцией игры Г. Спенсер считал упражнение в приобретении необходимых качеств.

Предметом специального исследования игра животных и человека стала впервые в работах К. Грооса (1899). К. Гроос считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит название «Теория предупреждения».

К. Бюлер (начало XX века), игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

Ж. Пиаже (1945), рассматривавшего игру как деятельность, в которой преобладают процессы усвоения ребенком окружающей.

Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.

Проблему игры детей дошкольного возраста рассматривали в психолого-педагогические исследованиях Л. С. Выготский, Л. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др. В них раскрыты историческое происхождение и социальная природа детской игры, ее внутренняя структура и значение в социокультурном развитии ребенка. В начале человеческой эволюции дети принимали участие в труде взрослых, используя доступные примитивные орудия и формы труда. Дети входили в жизнь взрослых при помощи упражнений в использовании орудий труда. В этот период встречались спортивные игры, игры-соревнования, но ролевые игры отсутствовали.

Ролевая игра возникла на определенном этапе развития общества, в связи с изменением места ребенка в нем. Это было обусловлено усложнением производственных отношений и форм труда. К этому же периоду относят создание символических игрушек (мяча, куклы). Считается, что такие игрушки возникли из культово-ритуальной практики человека. Долгое время они выполняли и игровую, и ритуальную функцию.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка веракса

Д. Б. Эльконин считал, что деятельность игрового замещения не является изобретением самих детей. Игра детей берет начало в ритуально-эстетической практике взрослых. ( Подготовка взрослых к охоте, рыбалке и т.д.)

Появляется период, когда дети не участвуют непосредственно в жизни взрослого сообщества. Они начинают объединяться в игровые сообщества. При помощи игрушки дети воссоздают те сферы жизни и труда людей, в которые они не включены, но к которым стремятся.

(Слайд 5)

В процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых. Таким образом, ролевая игра является социальной по своему происхождению и содержанию.

Взрослые определенным образом «указывают» детям, как и во что им играть. В. Т. Кудрявцев считал, что сюжетно-ролевая игра — это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей, требуется руководство игрой со стороны взрослых, отбор ее содержания

В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих способностей, общие способы действий с вещами, способы мышления и нравственного отношения к миру. Таким образом, через игру возникают условия для творческого самоопределения детей в культуру.

3.Игры детей дошкольного возраста (Слайд 6.) Классификация игр.

VI Проблемный вопрос: Чтобы вы положили в основу классификации детских игр? (В основе классификации может лежать представление о том, по чьей инициативе возникает игра.)

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам.

Это существенно затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой.

(Слайд 7.)

В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, называют творческими, или играми с открытыми правилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или закрытыми, правилами. Их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.

(Слайд 8)

Творческие игры можно разделить на две подгруппы (рис. 2).

1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов.

Сюда относят подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетно-отобразительная игра (по определению Л. С. Выготского — «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Сюжетно-отобразительная игра — играют дети раннего и младшего дошкольного возраста, а в игру-драматизацию играют дети на протяжении всего дошкольного детства. Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль. Дети принимают участие в создании сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов. В играх на основе готовых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. В сюжетно-ролевой игры играют дети в возрасте от 3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.

Режиссерские игры — в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самое раннее ее проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможна и при совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские игры.

Игра-фантазирование построена на воображении, связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры — принадлежность старших дошкольников, которым важен результат своей деятельности.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-фантазирования носят название рубежных игр (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

К ним относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые игры. Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

VII. Доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме.

Групповая работа

Задание.

1 подгруппа. Составить классификации игр в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра

2 подгруппа. Влияние игр на чувства, умственное развитие ребенка.

3 подгруппа. Педагогическое значение игры.

4 подгруппа . Место самостоятельности детей в игре и творчество

Проверка групповой работы.

(Слайды 8, 9, 10, 11,12)

Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л. А. Венгер):

Читайте также:  Особенности пренатального периода развития ребенка

самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

VIII. Закрепление и обсуждение полученных данных.

Итак, вернемся к нашей гипотезе:

-Если игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то в процессе игры идет воспитание, обучение и развитие детей.

(Предположения обучающихся, как игра влияет на развитие ребенка.)

4.Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка. Игра выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. В игре впервые начинает проявлять себя воображение. Развитию воображения способствуют разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. В игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.

Игра — деятельность, которая несет в себе радость. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

(Слайды 13, 14, 15)

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. В сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях.

(Слайд 16)

В режиссерской игре ребенок сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки.

(Слайд 17-21)

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр.), что приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания.

(Слайды 22-25)

В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе. Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.

Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности. Это развивающие и дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитатель организует индивидуальные игры детей и игры небольшими подгруппами.

Время на прогулке может быть использовано для подвижных игр, игр с природным материалом, сюжетно-ролевых игр.

Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня. Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных, игр с правилами.

Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность

(Слайды 26-28)

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как форма образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

(Слайд 29)

IX.Вывод по гипотезе.

В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Задание на дом.

Групповое задание: разработать презентации по теме «Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Классификация игр».

Итог занятия

Охарактеризуйте игру как деятельность игры как деятельности.

-Как происходило становление игры?

-Назовите виды игр детей дошкольного возраста

— Какую роль играет игра в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Пример опорной схемы для групповой работы.

Классификация творческих игр детей:

1.Творческие игры на основе готовых сюжетов:

А) Подражательные:

— сюжетно-образовательная игра

— игра-драматизация

Б) Театрализованные игры

2. Игры с сюжетами самостоятельно придуманными детьми:

А) Сюжетно-ролевая игра

Б) Режиссерская игра

В) Игра-фантазирование

Г) Игры-проекты

Источник

Игровая деятельность в учебном процессе

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Читайте также:  Актуальный уровень развития ребенка это

Детская игра — исторически возникший вид деятельности. В игре дети воспроизводят действия взрослых и отношения между ними, познают окружающую действительность. ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Г. К. Селевко отмечает следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в человеческой практике:

  • развлекательная;

  • коммуникативная;

  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  1. свободная развивающая деятельность предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  3. эмоциональная приподнятость в процессе деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъекта. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Г. К. Селевко выделяет спектр целевых ориентаций.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры — с правилами. Игра с правилами — вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся проходит в условно-игровом плане.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Игры, применяемые в начальной школе, способствуют обогащению и закреплению у детей словарного запаса, связной речи. Это игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, а также игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка с ограниченными возможностями, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека. Все это происходит в соответствии с основными законами игры.

Существуют шесть основных методов организации игровой деятельности:

  • метод непосредственного игрового тренинга;

  • метод театрализации (основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей);

  • метод состязательности;

  • метод равноправного духовного контакта (основан на совместной деятельности взрослых и детей «на равных» во всем);

  • метод воспитывающих ситуаций (т.е. вызванных к жизни процедур самореализации, доверия, мнимого доверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т. п.);

  • метод импровизации (выводит ребят на практическую и теоретическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала).

Игра — самостоятельный и законный для детей вид деятельности, причем очень важный и равноправный со всеми иными; она, помимо всего прочего, может также выступать и формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.

Используемая литература

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебн. заведений / М.Н.Гуслова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

Примечание

Краткий конспект составлен по параграфу 5.1 Игровые технологии С.125-134.

Источник