Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Упражнения по развитию графических навыков ребенка thumbnail

«Умелые ручки » — графические упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму.
Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы.
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму
Задачи:
1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка


Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Освоение предметных действий
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями — эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Упражнения по развитию графических навыков ребенка
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе

Упражнения по развитию графических навыков ребенка
Игры с бумагой для детей дошкольников

Упражнения по развитию графических навыков ребенка
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Упражнения по развитию графических навыков ребенка
Сенсомоторное развитие дошкольников

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Источник

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу.

К  моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой- то  мере уже готовы к обучению письму. В настоящее время разработаны и апробированы  методики  по формированию графического навыка младших школьников. Этой проблемой  занимаются  педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Но почти  все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей. Хотя практика обучения письму детей с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении  сформировать этот навык непросто. Зрение  играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребёнку необходимый контроль за движениями. Полное  или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии и влечёт ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета.

         Дети с нарушением зрения  (по сравнению со здоровыми сверстниками) медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, движение руки не скоординированы). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность.   Дети глубоко переживают из-за того, что у них не всё получается. Это часто приводит к депрессии, неверию в свои силы.

Я разработала систему игр и упражнений по развитию графических навыков с учётом зрительной патологии, которая:

а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму;

б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности.

Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети  с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке.

    Для невелирования  трудностей, наметила коррекционную работу, в которой выделила 4 этапа:

  1. Подготовка руки и глаз к письму.
  2. Развитие навыков ориентировки.
  3. Обучение письму с использованием дидактических игр.

4. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

         1 этап. Подготовка руки и глаз к письму.

              1.1. Гигиенические правила письма.

         Для наглядности правил посадки при письме использую таблицу                            «Правильно сиди при письме». Обращаю внимание на то, что:  сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой ( на левшей наоборот) ; обе ноги всей ступней опираются на пол. Стараюсь научить детей самостоятельно проверять свою осанку (3 точки опоры). Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что  особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Неправильное умение пользоваться пишущим предметом способствует быстрому утомлению. На первых занятиях важно выявить это умение и по необходимости исправить.  В последствии доведя его до автоматизма.

             1.2 Упражнения на восстановление работы мышц глаза.

Детям необходимо  помочь преодолеть дефицит направленных действий, что положительно скажется на функциональных свойствах самого зрительного  аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки. Необходимым средством для решения этих проблем являются упражнения для восстановления работы мышц глаза. Все упражнения рассчитаны на воздействие на глаза ребёнка с коррекционных позиций. Комплексы отвечают разным зрительно-восстановительным задачам, поэтому их надо периодически чередовать в процессе работы через 1-2 недели (приложение №1).

           1.3.Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика имеет многоцелевое назначение: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах. С этой целью я использую зрительную гимнастику.

           1.4. «Пальчиковая гимнастика».

Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности  и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных  реакций.

             Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

         Дети быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев.

                                                                                       ( приложение №2)

          1.5. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса.

В процессе письма задействованы  не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кисти сочетаются с движениями всей руки и корпуса. ( приложение №4).

         2 этап. Развитие навыков ориентировки.

На коррекционных занятиях по развитию графических навыков для каждого ученика была заведена индивидуальная папка, где я собрала задания, которые помогут преодолеть трудности в обучении первоначальному письму.

Каждое занятие начинаю с массажа рук, использую пальчиковую гимнастику и упражнения, изученные на первом этапе.

У детей с нарушением зрения отмечаются затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировки, в использовании пространственной терминологии.

Решению этих трудностей посвящен 2-ой этап по развитию графических навыков. Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют  умения ребёнка определять местоположение предметов и их  изображений, а так же графических знаков в микропространстве.

          2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела.

          2.2. упражнения  на определение пространственных взаимоотношений.

1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела.

2) упражнения на  уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета.

3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.

         Итогом этой работы служат графические диктанты, направленные на закрепление знаний, умений и  навыков по ориентировке в пространстве.

Данная система упражнений помогла сформировать зрительно-пространственные представления, умения пользоваться пространственной  терминологией, что способствовало быстрому включению учеников в процесс обучения.                      

                                                                 (приложение №5)

3 этап. Обучение письму с использованием дидактических игр.

Работая с детьми с нарушением зрения, я заметила, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Изображаемые ими линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, я выделила 3 направления коррекции изобразительных навыков. Они включают:

-точность направления движения руки;

-коррекцию формообразующих движений руки;

-коррекцию рисования графических элементов школьного письма.

По каждому разделу я подобрала определённую серию заданий. Эти задания позволяют развивать у ребёнка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

3.1.Коррекция точности направления движения руки:

Коррекционно-педагогическая задача: развивать умение проводить длинные и  вертикальные линии.

Задания:

«Попади капелькой на  цветок»

«Попади капелькой в лужу»

«Попади в цель»

«Посади парашютистов на землю»

«Посади парашютистов на отметку»

«Соедини прямыми линиями» и т.д.

                                                               (приложение №6)

3.2.Коррекция  формообразующего движения руки.

Коррекционно-педагогические задачи: учить регулировать размах руки от большого к меньшему и наоборот; развивать глазомерную оценку величины предмета.

          Задания:

«Нарисуй  круги»

«Нарисуй квадраты»

«Нарисуй треугольники»

«Нарисуй цветок»

                                                      (приложение № 7).

Наиболее сложный следующий шаг, так как на нём осуществляется переход от рисования к письму элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая палочка-        , длинная палочка-      

       , короткая палочка с закруглением внизу-     , длинная палочка с закруглением внизу-     , палочка с закруглением внизу и вверху-     , удлинённая вниз петля-     , удлинённая вверх петля-    , полуовалы левые и правые     ,     , овал     . Главная задача при рисовании элементов букв- освоение их формы.

3.3.Коррекция графических элементов школьного письма.

Коррекционно-педагогические задачи: формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений руки, имитируя элементы школьного письма; учить соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем, выполнять движения внутри его.

На этом этапе использую моделирование графических элементов: из ниток, шаблонов, пластилина, проволоки. Таким образом, на полисенсорной основе у детей формирую зрительно- двигательный образ графических элементов.

Главное требование для всех заданий: не зайти за пределы рабочей строки.

Цель: развитие пространственного ориентирования, координации движений и мелкой моторики рук.

— выделение рабочей строки и штриховка (закрашивание) её.

— рисование на рабочей строке предметов круглой и овальной формы.

-моделирование из шаблонов.

— рисование полуовалов, завитков, петель.

-вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.

-проведение параллельных линий: вертикальных и наклонных.

Цель: установка руки на изображении параллельной наклонной и прямой; развитие глазомера.

-моделирование из проволоки.

-написание палочек с закруглением внизу.

Цель: развитие глазомера; закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением внизу.

-моделирование из ниток.

-написание палочек с закруглением вверху.

Цель: развитие глазомера, закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением вверху.

-моделирование из ниток.

— написание палочек с закруглением вверху и внизу.

Цель: развитие глазомера, автоматизация способа проведения параллельных  прямых с закруглением вверху и внизу.

-моделирование из проволоки.

-написание овалов.

Цель: развитие глазомера, постановки рук на изображения овала, соблюдение  принципа параллельности при изображении овала.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй внизу.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй вверху.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-письмо под счёт ровных палочек с закруглением внизу, вверху, внизу и вверху, овалов, длинных палочек с петлей вверху и внизу.

Цель: формирование единого темпа работы.

Команда «Внимание».

Все взяли ручки и показали, как правильно держать при письме.

Рука поднята, стоит на парте.

Команда «Приготовились».

Поставили точку на рабочей строке в том месте, откуда начинать письмо.

Команда «Начали».

Когда учитель произносит «раз», дети пишут прямую линию ( сильный нажим), когда говорит «и» ( расслабление мышц руки)

-делают закругление.

Выполнение этих заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Слабовидящим  детям необходимо выделять рабочую строку  зелёным цветом, а для написания элементов букв предложить черный фломастер.

                                                          (приложение №8)

Вся предшествующая работа является основой следующего этапа.

         4 этап. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

На основе моей практической работы с детьми,  имеющими нарушение зрения, мною были выделены основные ошибки школьного письма. С целью предупреждения и коррекции этих ошибок подобрала упражнения, которые исходя из цели, разделила на 2 группы:

— работа над формой сопоставляемых букв.

— работа над соединениями букв.

4.1.Работа над формой сопоставляемых букв.

Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно-двигательный образ сопоставляемых букв.

и-л                    л-я

ш-м                 С-Е

т-п                 с-е

г-р                  Е-З  

А-Л                                       

(приложение № 9)

Источник