Упражнения для родителей на развитие памяти для ребенка

Упражнения для родителей на развитие памяти для ребенка thumbnail

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».
Читайте также:  Роль педагога в речевом развитии ребенка

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

Кирьянова Евгения Юрьевна
Мастер-класс для родителей «Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления»

Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию игр и упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления детей

Задачи: — познакомить родителей с играми, упражнениями для развития познавательных процессов:

• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях

• реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду

развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания

• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мероприятия

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, мы всесторонне разовьем ребенка и научим его играть. Но совместные игры с родителями очень важны для ребенка.! Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ познать мир

Поэтому приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Часто родители говорят, что ребенок не хочет с вами заниматься,а вы не задумывались, почему? Может потому что им не интересен этот вид деятельности. Так вот сегодня, я приглашаю Вас, уважаемые родители, посетить наш устный журнал «Добрые советы, хорошим родителям», и научиться не только играть с детьми, а научиться быть интересными для своих детей. (2слайд)

Да, не забудьте прихватить с собой желание играть и хорошее настроение!

— «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Читайте также:  Задержка в развитии роста и веса у ребенка

Скажите громко и хором, друзья

Детей своих любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь им? (нет)

Последнее спрошу вас я,

Активными вы будете?» (да)

— И так с чего начать? А начинаем мы с вами с 1 ой странички нашего журнала, которая называется (3 слайд)

«Развиваем память и внимание»

Сначала мы пройдемся по теории. Вашему вниманию предлагаются памятки. Найдите памятку№1,в ней вы увидите игры,которые используются для развития памяти у детей, Давайте рассмотрим некоторые из них.

Игра «Что сначала, что потом» Дети должны восстановить последовательность событий. Как можно использовать игру в повседневной жизни? Давайте пофантазируем.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (Памятка №1)

(4слайд)•»Что сначало,что потом»(учить учитывать последовательность событий).

(5слайд)•»Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

(6слайд)•»Уникуб», «Лото».»Домино», «Пазлы» «Конструкторы».

(7 слайд) Смайлик

•»Закончи слово» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

•»Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

•»Антонимы»(ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий»,» сильный-слабый»,» круглый – квадратный» и т. д.)

•Загадки (описательные)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (Памятка №2)

Игры -головоломки. (Со счетными палочками) (8слайд)

Загадки.

«Найди отличия». (9слайд)

«Назови, что ты видишь» (за одну минуту должны назвать как

можно больше предметов, находящихся в комнате).

«Назови 3 предмета желтого цвета» и т. д.

А теперь приступим к практике. А хотите проверить свою память и внимание?

1 Игра «Фото на память»(Запоминаем расположение геометрических фигур и останавливаем их на память(10слайд(11слайд) (10слайд)

2 Игра «Что мы ели на обед» (Восстановить последовательность слов)

3. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

-Справились, тогда давайте добавим немного фантазии и воображения.

— Игра со счетными палочками («Поверни голову корове», «Выброси мусор»(12слайд) (13слайд) (14 слайд)

А теперь мы открываем 2ую страничку нашего журнала — «Развиваем речь и восприятие»(15слайд)

Рекомендации для родителей по развитию восприятия (памятка №3)

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Учить соотносить предметы по величине.

.Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом

.Формировать умение составлять из частей целое.

Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.

Различать основные признаки разных времен года.

Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Формирование сенсорных эталонов формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали

Например:

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. (Вопрос-ответ)

— Апельсин какой? Круглый, оранжевый, сладкий.

— Шапка какая? Теплая, синяя и осенняя.

— Дом какой? Многоэтажный, высокий, кирпичный.

Игры и упражнения на развитие восприятия:

1.«Угадай предмет» (соединяются цифры между собой по порядку(16слайд)

2.»Найди похожий силуэт» (учить находить сходство предметов)

17 (слайд (смайлик)

3. Сложи картинку» (составить из частей целую картинку) (Дома вы можете поиграть с детьми в пазлы)

А речь мы развиваем во всех видах деятельности. .Растите из детей почемучек. Так ребенок быстрее развивается. (Случай в автобусе)

И чтобы это не случилось с вами,и не иссяк Энтузиазм предлагаю вам следующюю памятку№4. Как развивать речь детей,используя тему «Осень»

(Различать основные признаки разных времен года.)

Памятка. №4

1) Побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

2) Собрать разноцветные листья, обращая внимание на цвет, форму, составить осенний букет. Это можно сделать в виде игры «Кто быстрее соберёт букет» или «Чей букет больше».

3) Выложить дорожку из листьев (сначала прямую, потом извилистую, узкую и широкую) и пройти по ней (простым шагом, вперёд спиной, пропрыгать, пройти как медведь, как лиса, как белочка и т. д. – на каждого персонажа придумать свою походку).

Читайте также:  Курсы развития ребенка 1 год

4) Потрясти деревья с листьями и постоять под листопадом

5) Устроить охоту за осенью:

составьте список природных объектов, которые можно найти осенью: желуди, желтые кленовые листья, красные кленовые листья, шишки сосновые и еловые и т. д. Распечатайте список по количеству игроков или членов семьи. Задача каждого за установленное время (за день или за два) найти как можно больше наименований из списка. Но не просто их найти, а сфотографироваться на их фоне (камера теперь есть в каждом мобильном). Радостные лица и указательные жесты приветствуются. Тот, кому удалось сфотографировать больше всех обозначенных объектов – выигрывает! Ему достается титул лучшего фотоохотника, а также небольшой приз!

6) Разрешить детям (да и себе) поваляться в листьях

7) Сделать осеннюю корону из листьев. Можно просто связать листья между собой, а для малышей можно заранее подготовить картонную основу короны, на которую наклеить двусторонний скотч. Малыш будет собирать осенние листья и наклеивать их на корону, создавая свой собственный дизайн.

8) Поиграть в «листоклад»: спрячьте в большую кучу сухих листьев несколько небольших игрушек – пусть дети ищут их, кто больше найдет – тот и победил! Или ищите сами со своим ребенком.

9) Устроить салют из осенних листьев

10) Собрать природный материал: каштаны, шишки, жёлуди, осенние ягодки

11) Обвести мелком листья, шишки, палочки и любые другие предметы

12) Сделать рябиновые бусы

13) Бегать и прыгать по лужам! Порадуйте своего ребенка! Оденьте его соответствующе (сапоги, плащ, непромокаемые штаны) в дождливую погоду и разрешите резвиться в луже. Он непременно это оценит и будет счастлив! А ещё можно сделать из пенопласта кораблики и пускать их по лужам!

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО

МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!

Это 3 страничка нашего журнала «Совершенствование

мелкомоторных навыков и логического мышления»(19слайд)

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

– разминать пальцами пластилин;

– запускать пальцами мелкие волчки;

– сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

– двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– кистями рук делать «фонарики»;

– хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

– собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);

– нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

– наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

— Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

– рисовать по точкам;(20слайд)

– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);(21слайд)

– штриховать разными способами;(22слайд)

– обводить контуры фигур.

1. «Логическая сетка»(Разложить предметы так, чтобы они не повторялись»

2 «Найти закономерность»

3 «Шуточные логические задачи»

Итог

Притча. «Всё в твоих руках».

Как-то раз один мальчик решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку в свои ладошки и решил спросить у мудреца — жива ли бабочка?

Если мудрец скажет «Да» — мальчишка сожмёт ладони, и бабочка погибнет. Если скажет «Нет» — он раскроет их, и бабочка улетит.

Когда он подошёл к мудрецу и спросил, жива ли бабочка, мудрец ответил:

— Всё в твоих руках.

Я хочу повторить эту фразу,перелистывая последнюю страничку нашего журнала,» ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ»

Чтобы подвести итог нашей встречи и получить обратную связь, о том, что вам понравилось,проведем последнюю игру. Вы должны составить СМС, о том, где вы и что вы делаете?

Источники:

• Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. Авторы: Стародубцева И. В., Завьялова Т. П.

Развитие логического мышления. Автор: Савенков А. И.

• Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь. Автор: Колесникова Е. В.

• Уроки для будущих отличников. О. Жукова

Источник