Упражнения для развития восприятия ребенка

Упражнения для развития восприятия ребенка thumbnail

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Механизм и виды восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Читайте также:  Развитие ребенка прописная буква в

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Источник

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы меж­ду собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пу­говицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча­ствуют несколько детей, то надо попросить одного ре­бенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не­сколько, то всех осталь­ных) угадать, назвать и зарисовать вещь по пред­лагаемому описанию.

Игра «собери пирамидку»

Для развития восприятия ре­бенка 3—5-летнего возраста.

Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребен­ку, а вторая будет выступать в роли эталона.

задание 1:Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие задания:

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.

НАПРИМЕР:

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «составь картинку»

Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99—101) даны как целые кар­точки, так и те карточки, которые надо разрезать.

задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из ко­торых оставить в виде эталона, а другую раз­резать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать картинку по памяти, без эталона.

Игра «белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3—5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение)нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько ус­ложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

2-й вариант задания:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

Предназначена для детей 4—6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимание.

задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

Игра «цвета»

Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.

Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»

Направлена на развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «расскажи о животных»

Читайте также:  Упражнения для развития верхней челюсти у ребенка

Предназначена для развития структурности вос­приятия.

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих жи­вотных.

Игра «сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направ­ленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.

1) На каком из рисунков расположена самая большая чашка?

2) На каком из рисунков находится самая маленькая елка?

3) На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?

4) На какой из картинок нарисована кисточка, ко­торая длиннее других?

5) На какой из картинок изображена самая узкая лента?

6) На какой из картинок изображен самый большой чемодан?

7) Покажите картинку, где находится карандаш, который короче других.

Затем задания можно усложнять, просим ребенка сравнивать между собой несколько предметов:

1) На какой из картинок гриб ниже цветка?

3) На какой из картинок линейка шире ластика?

4) На какой из картинок кисточка короче каран­даша?

5) На какой из картин

7) На какой из картинок дорога уже речки?

Затем можно предложить задания еще большей сложности:

1) Покажи картинку, где девочка больше мальчика, но меньше дерева.

3) На какой картинке береза выше ели, но ниже горки.

3) Покажи картинку, на которой корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки.

Источник

Задание 1.

1. Для проведения тренировочных занятий по улучшению показателей скорости и точности восп­риятия можно использовать 100-клеточную таблицу с графическими изображениями:

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

б) Сколько раз встречается знак «минус» (—)?

в) Сколько раз встречается такая черта (/)?

г) Сколько раз встречается точка (.)?

д) Сколько раз встречается знак деления (:)? е) Сколько раз встречается знак «равно» (==)? ж) Сколько раз встречается знак умножения (х)? з) Сколько раз встречается такая косая черта (/)?

Задание 2.

2. Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно исполь­зовать таблицу с геометрическими фигурами различ­ной формы.

Задания школьнику:

Постарайся как можно быстрее сосчитать:

а) Сколько раз встречается круг?

б) Сколько раз встречается квадрат?

в) Сколько раз встречается треугольник?

г) Сколько раз встречается ромб?

д) Сколько раз встречается прямоугольник?

Время выполнения каждого задания можно фик­сировать с помощью секундомера.

Задание3.

3. Для тренировки восприятия можно воспользо­ваться и матрицей, содержащей геометрические фи­гуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречаются белые квадраты?

б) Сколько раз встречаются черные квадраты?

г) Сколько раз встречаются черные круги?

д) Сколько раз встречаются белые треугольники?

е) Сколько раз встречаются черные треугольники

и т. д.

Время выполнения каждого задания можно фик­сировать с помощью секундомера.

Точность восприятия можно определить по фор­муле:

Задание 4.

4. Для улучшения скорости и точности восприятия можно также воспользоваться 100-клеточной таблицей с набором букв.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается буква А?

б) Сколько раз встречается буква 0?

в) Сколько раз встречается буква И?

г) Сколько раз встречается буква Н?

д) Сколько раз встречается буква Л? е) Сколько раз встречается буква В?

С ч ф т ч р т х Р Н
м щ л в к Б Н Р
д ч д ф Б р с К Л Ц
г в ж Ж г д М Ж К
в л т л Г Л в Л К
д к л ф В ч ш Ц Я К
Н э А о я У Б Е ж Ш
У У ш А Н Б Ю Г я т
и с с А П И Л П т х
х д м л Г К Б о

Задание 5.

5. Для тренировки восприятия целесообразно так­же использовать матрицу с геометрическими фигу­рами разного размера.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается маленький квадрат?

б) Сколько раз встречается большой квадрат?

в) Сколько раз встречается большой круг?

г) Сколько раз встречается маленький круг?

Задание 6.

Упражнение «Треугольники» для развития вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники:

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

Ответ: 22.

Задание 7.

Упражнение «Круг», для развития восприятия круга у младших школьников.

Как называются окна в самолете? Ответ: иллюминаторы. Какую форму они имеют?

Назовите предметы, имеющие форму круга. Дети должны перечислить известные им предметы:

блюдца, часы, пуговицы, монеты и др.

Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одина­ковой величины?

Попросите детей нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг.

д) Сколько раз встречается большой треугольник?

е) Сколько раз встречается маленький треуголь­ник?

Эти задания можно предлагать неоднократно через определенный интервал времени. Можно проследить динамику показателей скорости и точности воспри­ятия у ребенка.

Задание 8.

Упражнение «Прямоугольники» направлено на развитие восприятия формы прямоугольника у млад­ших школьников.

На рисунке изображены прямоугольники.

Вопрос к детям: Сколько прямоугольников изо­бражено на чертеже?

Ответ: 12.

Задание 9.

Упражнение «Четырехугольники» для разви­тия восприятия геометрических фигур.

На рисунке изображены четырехугольники:

Вопрос к детям:

1) Сколько здесь прямгоуольников? (Ответ: 4.)

2) Сколько квадратов? (Ответ: 1.)

Задание 10.

Упражнение на развитие восприятия треуголь­ника.

Задание: изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.

НАПРИМЕР:

Задание 11.

Задание на развитие восприятия треугольника.

Сколько треугольников изображено на каждом из рисунков?

Задание 12.

На развитие восприятия формы и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее меж­ду геометрическими фигурами?»

Б

В

Ответы:

А, Д, Е — состоят из трех элементов.

В, Б, Г, Е — построены из прямых линий.

А, Б, Е — прямоугольники.

А, Д — пересекающиеся.

В, Г — по одному предмету.

В, Д — округлые.

В, Г, Е — заштрихованные.

Задание 13.

Упражнение «.геометрические фигуры», на­правленное на развитие восприятия формы предметов у младших школьников.

На плакате, на доске при работе в классе или в книге ребенку или детям-школьникам предлагаются карточки с рисунками и геометрическими фигурами.

Задание учащимся:

1) Определите, сколько на карточках треугольни­ков.

2) Определите, сколько на карточках квадратов.

3) Определите, сколько на карточках кружков.

Задание 14.

Для развития восприятия геометрических фи­гур можно использовать следующие практические задания:

а) Составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

— убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

— переложи 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата;

переложи 4 палочки так, что стало 3 квадрата.

б) Из 4-х палочек сложить 3 треугольника.

Ответ:

в) Из 5 палочек построить два треугольника.

Ответ:

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов

Игра «что в свертке».

Для участия в игре все ребята разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5—6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в свертке.

Ощупывают каждый предмет все члены команды.

За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается 10 баллов.

Игра «взвесь в руках».

Для проведения этой игры понадобятся 10 пред­метов, которые заранее взвешиваются.

Участники игры опять разбиваются на две ко­манды.

Читайте также:  Ребенок раннего возраста развитие и воспитание

Ведущий приносит заранее гирьки весом 50, 20 и 5 граммов.

Команды получают для взвешивания в руках 5 различных предметов. Например, 2 ручки, карандаш, ластик, тетрадь.

Каждый член команды должен взвесить все эти предметы на ладони и сравнить с весом гирь, затем команда определяет, каков же вес предметов, и о полученных результатах сообщает ведущему.

Та команда, которая более точ-но определила вес предметов, выигрывает. За каждый правильно на­званный вес предмета команда получает 10 баллов.

Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК»

Данная игра развивает восприятие величины пред­метов. Хороший глазомер пригодится в жизни каж­дому человеку.

Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-либо предмет.

По 2—3 человека из каждой команды зарисовы­вают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение — 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очков ‘ не начисляется.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, команда получает 3 балла.

Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР».

Играют две команды.

Ведущий предлагает одному из членов каждой команды отметить на доске рост своего товарища от пола, а затем и размах рук. После этого ведущий, проведя с помощью помощников измерение, отмечает действительные размеры роста и размаха рук школь­ников.

При почти полном совпадении результатов команде дается 5 баллов. Если отмечается значительное от­клонение в размерах, отмеченных участником игры и истинных, очков команда не получает.

Эту игру можно провести 2—3 раза.

Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска белой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить границы каждой части ручкой.

При помощи сгибания ведущий проверяет пра­вильность разделения полоски на части на глаз. Те участники, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА».

Играют две команды.

Каждая команда чертит для другой на доске 3 отрезка любой длины. Получив таким образом за­дание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.

Ведущий определяет правильность ответов с по­мощью линейки. За каждый правильный ответ ко­манда получает 5 баллов (максимальное количество баллов — 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.

Игра «ОПРЕДЕЛИ РАЗМЕР НА ОЩУПЬ»

Все участники игры делятся на две команды.

Одному из членов каждой команды завязывают глаза и просят на ощупь определить размер како­го-либо предмета.

За правильное определение размеров предмета — 5 баллов.

Ведущему следует приготовить для проведения этой игры несколько предметов. Игру можно провести 3—4 раза, чтобы как можно большее число участ­ников попыталось с завязанными глазами на ощупь определить размеры предметов.

Игра «РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ».

Эту игру можно проводить во время экскурсии, туристического похода, а также и в обычном поме­щении.

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следую­щим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.

Ведущий дает следующее задание:

Составьте списки предметов:

а) красного цвета,

б) черного цвета,

в) зеленого цвета,

г) круглых,

д) прямоугольных,

е) деревянных,

ж) металлических,

з) каменных,

и) начинающихся с буквы К,

к) начинающихся с буквы М?

За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется 5 баллов.

Игра «ЧТО ЭТО ЗА КАРТИНА?»

Для участия в игре дети разделяются на две команды.

Для проведения этой игры потребуется репро­дукция какой-либо картины, показывает ее ведущий не целиком, а сначала только какой-либо фрагмент.

Участники игры по одному из фрагментов дол­жны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д.

Какая из команд первой правильно дает название картины, та и побеждает в этой игре.

Игра «САМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ».

Ребята делятся на две команды.

Ведущий к доске прикрепляет 2 репродукции картин (для каждой из команд).

В течение 5 минут ребята рассматривают репро­дукции, каждая команда свою, стараясь запомнить все детали.

Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды.

Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины.

О количестве вопросов команды договариваются заранее.

Какая команда отвечает более полно на все воп­росы, та и побеждает в этой игре.

Игра «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ?»

Играют две команды. Игру можно провести 3—4 раза. Для этого потребуется 3—4 незнакомых кар­тины.

От каждой из команд приглашается по одному участнику.

На стол предварительно кладется незнакомая кар­тина, которая закрывается листом бумаги вдвое больше картины. В самой середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см.

Рассматривать картину можно, только передвигая отверстие по картине. Оба участника рассматривают картину одновременно, но каждый водит лист по картине лишь в течение одной минуты.

Потом каждый из участников должен рассказать о том, что изображено на картине. За более полный и точный рассказ — большее количество баллов.

Игры на развитие восприятия у детей младшего школьного возраста можно проводить и дома, уча­стниками таких игр становится ребенок и взрослые члены семьи. Если в семье несколько детей младшего школьного или подросткового возраста, то игры будут полезны для всех.

Игра «что в свертке?»

Взрослый заранее готовит несколько свертков с предметами сложной формы. Ребенок, не развертывая предметов, должен попытаться назвать их. За пра­вильно названные 2—3 предмета можно вручить ребенку какой-либо приз. Призом может быть и один из правильно названных завернутых предметов.

Игра «взвесь в руках»

Также с успехом может проводиться родителями дома. Предметы (например, тетрадь, ручка, ластик, значок) должны быть предварительно взвешены.

Если родители не могут найти гирьки, можно воспользоваться для взвешивания легких предметов в руках монетами старого образца. Известно, что 1-копеечная монета весит 1 грамм, а 5-копеечная -5 граммов.

В игре могут принять участие все члены семьи, кроме ведущего, которому известен вес предметов. Ведущий оценивает правильность результатов и на­зывает победителя в игре.

Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК»

Для организации игры дома необходимо предло­жить ребенку для рассмотрения какой-либо не очень большой предмет, а зарисовать его в полную величину нужно не на доске, а на стандартном листе бумаги.

Взрослый сравнивает рисунок с предметом. За почти точное вопроизведение ребенок заслуживает похвалу. Если воспроизведение предмета недостаточно точно, следует повторить игру, предложив для из­мерения «на глазок» другой предмет.

Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР».

Попросите вашего ребенка дома на глаз определить и отметить, например, карандашом на косяке двери рост каждого из членов семьи. Потом проверьте, насколько ребенок ошибся.

Это упражнение можно повторить, когда к вам приходят в гости близкие друзья или родные. Ребенок может на глаз определить их рост.

Игра «делим на части»

Очень легко можно организовать дома. Кто-либо из родителей может приготовить полоску белой глад­кой бумаги, а далее попросить ребенка разделить полоску, не сгибая, на 4 части. Затем взрослый просит, ребенка проверить правильность выполнения задания сгибанием листа. Если отметки ручкой и места сгибов совпадают, то восприятие величины сформировано хорошо. В другой раз можно предло­жить ребенку разделить полоску бумаги на 6 частей и т. д.