Упражнения для развития у ребенка математического мышления

Упражнения для развития у ребенка математического мышления thumbnail

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

Сегодня хочу вам о них рассказать. Поделиться, так сказать, опытом. Для дошколят эти упражнения будут сложноваты. А для учеников начальной школы, в самый раз.  Итак, разрешите вам представить, не простые, а «золотые» упражнения на развитие мышления у младших школьников.

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

упражнение-соедини-несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

девочка-в-наушниках-у-микрофона

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу .

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Упражнение 2. Словоразбиватели

упражнение-разбей-слово

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • ель;
  • лак;
  • люк;
  • тюль;
  • вал;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

ребус-ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

шесть-разных-ребусов

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

ребус-пешеход

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и книгах.

Упражнение 4. Анаграммы

анаграмма-апельсин-спаниель

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

упражнение-логические-квадраты

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой.  Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

спелые-груши

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

много-галстуков-бабочек

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

путник-в-пустыне

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

головоломки-из-спичек

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Читайте также:  Основные движущие силы психического развития ребенка по выготскому

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

головоломка-из-спичек-три-квадрата

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

головоломка-из-спичек-стрела

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

головоломка-из-спичек-рыбка

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

головоломка-из-спичек-бокал

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

головоломка-два-треугольника

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

маленький-шерлок-холмс

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите  ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

упражнение-правда-и-ложь

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

белка-лиса-кошка

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

пушкин-пишет-инструкцию

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

пластиковая-расческа

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

дети-идут-в-школу

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

королевский-белый-пудель

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

маленькие-инспекторы-гаи

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет. Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

головоломка-два-треугольника-ответ

Про два квадратика из семи.

головоломка-два-квадрата-ответ

Получаем три квадрата.

головоломка-три-квадрата-ответ

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

головоломка-стрела-ответ

Поворачиваем рыбку.

головоломка-рыбка-ответ

И про два равносторонних треугольника.

головоломка-треугольники-ответ

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Источник

Родители получают совершенно взаимоисключающие сигналы: то готовьте ребенка к школе, учите его писать, читать и считать, то не готовьте ребенка к школе, а дайте ему поиграть. Но в любом случае, все согласятся, что наигравшемуся вволю дошкольнику не помешает еще и развитое математическое мышление, которое в жизни помогает не столько уравнения решать, сколько принимать верные решения и не унывать при столкновении с трудностями. Начать развивать столь полезное мышление можно с самого простого.

1|| Учите количественному и порядковому счету. Это родители делают интуитивно: поднимаются по ступенькам и считают их, перебирают пальчики у малыша и считают их, убирают игрушки в корзинку, застегивают пуговицы, кушают кашу и считают ложки… Многие вещи родители делают интуитивно. Но научить ребенка порядковому и количественному счету это еще не все.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка первого года жизни презентация

2|| Учите простым логическим операциям. Те самые задания «продолжи последовательность» как раз и нужны нашему малышу, чтобы начать развивать логическое мышление, прибегать к логическим выводам. Используйте не только нарисованные кружочки и карандаши, но и мелкие игрушки. Например, фигурки животных, машинки, фигурки лего-человечков, детали лего и пр. «Построй очередь из машинок, но в строгой последовательности: одна красная, две белые, три черные» или «К водопою подходят животные по очереди: сначала один хищник, потом двое травоядных. Выстрой их в такой последовательности», или «Дедушка решил построить себе красивый красно-синий забор попеременной высоты. Давай построим такой из кубиков» и т.д. Последовательности можно собирать и из окрашенных макарон или крупных бусин, получатся красивые бусы в подарок. 

3|| Развивайте пространственное мышление. Играйте с ребенком в кубики, лего, стройте самые высокие и самые широкие сооружения. А еще используйте вот такие карточки, которые помогут наглядно представить, сколько кубиков или брусочков и каким образом нужно сложить, чтобы получилась такая фигура. Эти карточки лежат у нас в группе: уровень для самых маленьких, уровень для детей постарше.

4|| Практикуйте понятие метрических систем. Литры и килограммы для детей навсегда останутся абстрактными понятиями в школе, если вы не подпустите их к реальным весам и не дадите возможность все измерять. Старайтесь звать ребенка каждый раз, когда начинаете готовить какую-нибудь выпечку, заводить тесто или готовить блюдо, в котором важно соблюдать точную рецептуру. Пусть ребенок отмеряет граммы, миллилитры, четверти столовых ложек. Во время кулинарных экспериментов можно задавать разные вопросы в духе: «Как думаешь, сколько плиток шоколада надо растопить, чтобы получить полстакана жидкого шоколада?», «А сколько ложек сахара в одном стакане?» и т.д. 

5|| Давайте азы умножения. Один из простых способов: попросить помощи в накрытии стола. Пусть ребенок поставит тарелки по количеству обедающих, пусть раздаст каждому по две салфетки, например, или по три столовых прибора (вилка, ложка, нож). На праздничных мероприятиях ребенок может быть незаменим: посчитай, сколько фруктов нужно купить, если каждому ребенку нужно дать по два мандарина, по одному апельсину, по три киви и по одному яблоку? Можно схематически рисовать фрукты для наглядности. Если ребенок освоил порядковый счет до ста, он легко даст вам ответ. Легко даже для самого себя. 

На этом развитие математического мышления не заканчивается, конечно же, но охватить все сразу не представляется возможным. Так что еще увидимся, дорогой родитель! 

Стас Иванов

Читайте также:

Источник

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

математическое мышление

На сайте мы уже много раз говорили о самых разных видах мышления, но вот именно математическое мышление было незаслуженно обделено вниманием. Наконец-таки мы исправим это упущение. Однако у вас может возникнуть вопрос: «А зачем мне вообще это математическое мышление?». Поэтому сначала вкратце объясним, что это такое, и почему важно уметь думать, как математик.

Что такое математическое мышление и в чем его польза?

Определение математического мышления таково: математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения.

Учитывая то, что математика – это наука не только об уравнениях и формулах, но и о структурах, порядке и отношениях, главное отличие математического мышления от обычного (повседневного) состоит в том, что оно прививает и развивает у человека навык критического восприятия окружающего мира, желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины и суть самых разных понятий и явлений.

Если говорить о практической пользе математического мышления, то в первую очередь (ведь об этом говорит само его определение) на ум приходит, конечно, то, что оно помогает нам справляться с математическими задачами. Однако истинная его ценность намного больше.

Человек, у которого развито математическое мышление:

  • Понимает, что у любой проблемы есть решение
  • Умеет раскладывать поиск решений проблем на последовательные этапы
  • Воспринимает неудачи и ошибки не как причину опускать руки, а как возможность развиваться

Если говорить конкретнее, то умение мыслить, как математик, способствует успехам в учебе, ведь человек привыкает разбивать сложные задачи на более мелкие, удерживать в голове большое количество информации и оперировать ей, справляться с трудностями, выявлять взаимосвязи. Причем все это может пригодиться как в математике, так и в любой другой науке.

Математически мыслящий человек обладает навыком критической оценки информации, ведь окружающая действительность воспринимается им с некоторой долей здорового скептицизма. Это помогает различать правду и вымысел, опираться на факты и доказательства, а не слепо верить тому, что говорят.

Кроме того, математическое мышление помогает в принятии жизненно важных решений. Любая проблема и трудность раскладывается на составляющие, во внимание берутся все вероятные исходы и последствия. А благодаря уверенности в решаемости любых проблем человек охотнее берет на себя ответственность, менее подвержен страхам и сомнениям, может в любой ситуации придумать план действий.

Еще один полезный аспект развитого математического мышления состоит в том, что оно помогает преодолеть злосчастную привычку откладывать дела на потом, нерешительность перед сложными задачами. А все это вместе взятое служит тем самым стержнем, на котором держатся все составляющие успешной, образованной, уверенной в себе и самостоятельной личности. И это самым прямым образом влияет на достигаемые человеком в жизни и работе результаты.

Посмотрите это видео, в котором математик Эдуардо Саенц де Кабезон на конференции TED в остроумной манере рассказывает о пользе математики в жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=4QHUnxmd1WE

Таким образом, математическое мышление является навыком, необходимым каждому, кто стремится к достижению высоких целей. Но перед тем как начинать развивать его, необходимо хотя бы в общих чертах понять его природу.

Читайте также:  Центр развития ребенка радость в москве

Особенности математического мышления

Ученые уже не один десяток лет пытаются понять, откуда вообще в человеке есть способность к проведению математических вычислений. Для объяснения этого феномена предложены две теории. Смысл первой сводится к тому, что склонность к математике – это побочный эффект появления речи и языка. А вторая говорит, что причиной всему возможность применения интуитивного понимания пространства и времени, причем корни этого понимания тянутся вглубь веков.

Пытаясь понять, какая же теория верна, психологи провели эксперимент, для которого взяли 15 обычных людей и 15 математиков с одним и тем же уровнем образования. Обеим группам предлагали несколько сложных математических и нематематических утверждений, и участники должны были оценить их истинность, ложность или бессмысленность. Во время эксперимента мозг каждого испытуемого сканировался томографом.

В результате выяснилось, что заявления, касавшиеся математических областей (геометрии, алгебры, топологии, анализа и т.д.), возбуждали участки префронтальной, нижневисочной и теменной коры головного мозга только у математиков, но не у второй группы испытуемых. И эти зоны отличались от тех, что активизировались у каждого испытуемого при обработке нематематических утверждений. Вышеназванные зоны «работали» у обычных людей только тогда, когда они решали простейшие арифметические задачи.

С научной точки зрения этот результат объясняется тем, что математическое мышление более высоких уровней задействует нейронную сеть, отвечающую за восприятие времени, пространства и чисел. И эта нейронная сеть отличается от той, что связана с языком. Это приводит нас к выводу, что на развитие математического мышления непосредственно влияет развитие пространственного мышления. Кстати, чтобы понять, как математика взаимодействует с психологией и другими науками, можете почитать книгу «Математическое мышление» выдающегося немецкого математика и физика-теоретика Германа Вейля.

Еще одна особенность математического мышления состоит в том, что в его структуре выделяются несколько пересекающихся подструктур, называемых типами математического мышления (эта идея была предложена кандидатом психологических наук Ильей Яковлевичем Каплуновичем). От того, какой из этих типов доминирует, зависит мыслительная деятельность человека в любой практической ситуации.

Типы математического мышления

Всего можно выделить пять типов математического мышления. Расскажем о них в тезисной форме:

  • Топологическое мышление. Его развитие у детей происходит раньше всех остальных – в возрасте 2-3 лет. От него зависит связанность и целостность логических операций. Люди с этим типом мышления действуют не наобум, а сначала улавливают нить и изучают детали, и только потом не спеша и тщательно доводят дело до конца. Качества, присущие людям-топологам: аккуратность, размеренность, консервативность, медлительность и дотошность.
  • Порядковое мышление. Развивается у человека вслед за топологическим. От него зависит точная последовательность логических операций. Люди с преобладающим порядковым мышлением не обязательно объединяют действия в единое целое, но всегда придерживаются строгого линейного порядка и следуют от начального к конечному. В работе придают больше значение размеру и форме объектов и их соотношению, четко следуют плану, вырабатывают конкретный алгоритм. Качества таких людей: педантичность, соблюдение общепринятых правил, следование инструкциям.
  • Метрическое мышление. Развивается, как и все остальные типы, после первых двух. Отвечает за количественные запросы и оперирует цифрами. Люди-метристы все сводят к конкретным величинам, руководствуются точными параметрами, не очень любят общность и образность, т.к. для них трудно представлять абстрактные и неопределенные величины. Зато они всегда точно знают, к каким результатам приведут их действия, и каких усилий это будет им стоить. Качества людей с доминирующим метрическим мышлением: предусмотрительность и осторожность, желание просчитать все наперед, узнать все нюансы и подробности.
  • Алгебраическое мышление. Присуще комбинаторам и конструкторам. Люди с преобладающим алгебраическим мышлением обладают структурным восприятием и выстраивают комбинации; работу могут начинать с любого места, и перескакивать в процессе с одного на другое. Не любят общепринятых правил и рамок. Качества таких людей: некоторая рассеянность, непунктуальность, упрощение всего сложного, способность быстро выделять главное.
  • Проективное мышление. Многие считают его самым важным из всех. Людей с таким мышлением отличает умение смотреть на вещи с разных сторон, интерес к множеству вариантов действий, нестандартность в решениях. Другие качества этих людей: неординарный интеллект, стремление к выгоде во всем, лидерские качества, способность к быстрой оценке ситуаций, невнимательность к абсолютным характеристикам и важным деталям.

Эти типы математического мышления развиты в каждом человеке в разных пропорциях. У большинства людей преобладает порядковое мышление, причиной чему служит, помимо прочего, стандартная система школьного образования, работающая именно по порядковой схеме.

Определить свой преобладающий тип математического мышления можно при помощи специализированных тестов, которые можно найти в Интернете. Но можно и просто понаблюдать за своими повседневными действиями. Попробуйте, например, описать свою комнату, перечислить все, что в ней есть, а затем оцените свой ответ:

  • С преобладающим топологическим мышлением вы перечислите все предметы в комнате по группам
  • С преобладающим порядковым мышлением вы расскажете о размерах и формах предметов, их расположении относительно друг друга
  • С преобладающим метрическим мышлением вы назовете габариты помещения и количество тех или иных предметов
  • С преобладающим алгебраическим мышлением вы просто будете перечислять все подряд, перескакивая с одного на другое
  • С преобладающим проективным мышлением вы не просто вспомните все, что есть комнате, но и посвятите слушателя в особенности применения тех или иных объектов

И еще один интересный факт: люди, у которых преобладает один и тот же тип мышления, неосознанно тянутся друг к другу, т.к. им часто сложно понять систему мышления тех, кто от них отличается. Но давайте отойдем от типологии и теории, и уделим внимание основной теме нашей статьи и практической части.

Основываясь на результатах эксперимента, о котором мы рассказывали выше, можно сделать вывод о том, как развить математическое мышление: нужно развивать мышление пространственное. И сейчас мы расскажем о том, как это делается (а в конце статьи предложим несколько рекомендаций по развитию математического мышления вне зависимости от пространственного).

Пространственное мышление: определение и развитие

пространственное и математическое мышление

Пространственное мышление необходимо нам для решения множества задач, которые ставит жизнь. Речь здесь в первую очередь идет о пространственном воображении – способности детализировано представлять трехмерные объекты. С помощью нее мы можем манипулировать любой воображаемой или реальной пространственной структурой, оценивать ее пространственные отношения и свойства, видоизменять ее и создав