Упражнения для развития слухового восприятия ребенка
Каратаева Мария
Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия
1. “Оркестр”, “Что звучит?”
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.
2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.
2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
3. “Найди пару”, “Тихо – громко”
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
4. “Найди картинку”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
5. “Хлопки”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
6. “Угадай, что делать”.
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз
7. “Кто летит”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
8. “Кто внимательный?”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным.Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.
9. Угадай, кто идет”.
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
10. “Угадай, кто идет”.
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
11. “Запомни слова”.
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.
12. “Телефон”
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.
На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.
Игра повторяется 3 раза.
13. “Волшебная палочка”
Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.
Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).
Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.
14. “Назови первый звук слова”
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.
Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их).Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте,как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” — “б”; “Кукла” — “к”; “Гитара” — “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
15. “Игрушка ошибается”
Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.
Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим,называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” — “шкаф” и т. п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки
Картотека игр направленная на
Развитие Слухового Восприятия.
Источник
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста — методические рекомендации для родителей и воспитателей.Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.
Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».
Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.
Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.
Задачи:
- научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
- научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
- накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.
Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:
- занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
- следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
- содержание материала должно соответствовать опыту детей;
- уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
- длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Упражнение 1. Что звучит?
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.
Упражнение 2. «Звуки на улице».
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др.).
Упражнение 3. Пошуршим, постучим.
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).
Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.
Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.
Упражнение 4. Коробочки со звуками.
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно.В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.
Упражнение 5. Маленькие музыканты.
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.Материалы. Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т. п.).Сначала показывайте ребенку не более двух инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.
Упражнение 6. «Один или много барабанов».
Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много».Материал. Барабан или бубен.Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел. Называет словами (или показывает соответствующее число пальцев), сколько прозвучало сигналов: один или много. При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много-много-много». Чтобы ребенок лучше понял задание, дайте ему самостоятельно ударять в барабан, а сами выполняйте задание, показывая картинку с изображением то одного барабана, то с изображением нескольких барабанов. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух — за спиной у ребенка.
Упражнение 7. «ПА»
Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности.
Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например:Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.
Упражнение 8. «Дождь».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала.Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши.Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С.Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.
Упражнение 9. «Поиграй».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.
Звуки бывают низкочастотные (гудки), среднечастотные и высокочастотные (свист, шипение). Мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи.Материал. Металлофон или детское пианино.Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, потом ребенок повторяет звук, извлекая его из музыкального инструмента. Потом ребенок выполняет его только на слух, не видя действий взрослого. Для различения предлагаются только два резко отличающихся по тональности звука.
Упражнение 10. «Мишка ТОП-ТОП».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.
Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.
Упражнение 11. «Громкий — тихий барабан».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.Материал. Барабан или бубен.Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.
Упражнение 12. «Сверху – снизу».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.Материал. Музыкальные игрушки.Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые ( «А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.
Упражнение 13. «Сверху – снизу и справа – слева».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.Материал. Музыкальные игрушки.Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.
Заключение.
Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!
Литература:
- Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
- Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
- Методика обучения глухих устной речи. Учеб.пособие. Под ред. Проф. Ф.Ф.Рау.- М.: Просвещение, 1976.-279с.
- Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.
Подготовила учитель-дефектолог Зеленеева О.И.
Источник