Упражнения для развития ребенка с эпилепсией

Упражнения для развития ребенка с эпилепсией thumbnail

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание нервной системы, которое носит прогрессирующий характер. Существуют различные формы патологии, требующие определенного подхода в терапии. При поражении некоторых областей головного мозга возникают очаги гипервозбуждения, которые могут провоцировать возникновение судорожной готовности. Основной задачей врача является максимальное восстановление физической активности и снижение количества припадков.

Упражнения для развития ребенка с эпилепсией

ЛФК при ДЦП с эпилепсией — одно из главных направлений процесса реабилитации маленького пациента. Грамотно составленный план мероприятий, который включает тренировки нервно-мышечного и суставного аппарата, позволяет избежать осложнений со стороны нервной системы и других органов. Дозированные нагрузки и правильная дыхательная гимнастика уменьшают судорожную готовность.

Основные задачи лечебной гимнастики

ЛФК и физиотерапия при эпилепсии и грубых нарушениях неврологического характера играет важную роль. Физическая активность помогает решить следующие задачи:

  1. Оказывает общеукрепляющее действие.
  2. Восстанавливает работоспособность человека.
  3. Стимулирует приток крови и обменные процессы в зоне поражения тканей.
  4. Предупреждает возникновение спаек нервных оболочек, при их наличии повышает компенсаторные возможности окружающих структур.
  5. Способствует укреплению мышечной системы.
  6. Улучшает координацию движений.
  7. Уменьшает вероятность развития сопутствующей патологии костно-мышечной системы.
  8. Повышает функциональные возможности организма.

Дозированные спортивные нагрузки при ДЦП с эпилепсией положительно влияют на мозговую активность. Опосредованный эффект проявляется за счет улучшения работы всех систем. Таким образом удается частично или полностью задействовать резервные силы здоровых тканей.

Важно! Комплекс гимнастики подбирает специалист после детального обследования, в зависимости от вида патологии и степени нарушений.

Упражнения для развития ребенка с эпилепсией

Рекомендации при выборе упражнений

Занятия должны проводиться индивидуально под контролем врача ЛФК. Если какое-либо упражнение причиняет дискомфорт, необходимо заменить его на другой более щадящий вариант нагрузки. Разработка проблемных зон должна быть постепенной, с учетом ограниченных возможностей ребенка.

Важной особенностью таких детей является недостаток восприятия. Поэтому в программу включают элементы, направленные на тренировку зрительных и тактильных ощущений. Следует уделять внимание снижению примитивных рефлексов, учитывая их стойкий характер. Поэтому особое значение имеет развитие силы и ритмичности движений.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией необходимо начинать как можно раньше, учитывая быстрые темпы весо-ростовых показателей и формирования возрастных навыков. Важным критерием, который определяет старт реабилитационных мероприятий, является отсутствие противопоказаний для физической нагрузки. При отсутствии судорог в течение определенного периода времени и стабильных параметров внутричерепного давления врач дает разрешение посещать тренировки.

Комплекс упражнений подбирает специалист по лечебной физкультуре или реабилитолог под контролем невролога. Можно отметить такие направления работы с маленьким пациентом:

  1. Предупреждение развития слабости мышечного аппарата.
  2. Снижение риска повреждения тканей, которые не функционируют.
  3. Уменьшение напряжения отдельных мышц для предотвращения формирования аномального положения.

Хороший результат возможен только при условии ежедневного проведения занятий на протяжении длительного период времени. При этом врач должен контролировать состояние ребенка и, при необходимости, проводить коррекцию курса реабилитации.

Упражнения для развития ребенка с эпилепсией

Виды элементов гимнастики

Цель ЛФК при эпилепсии у детей с ДЦП — достижение равновесия между процессами торможения и возбуждения головного мозга, а также максимальное обеспечение нормального мышечного тонуса. Поэтому комплекс включает различные нагрузки, направленные на улучшение функций нервно-мышечного аппарата. Упражнения разделяют на следующие группы:

  • расслабляющие;
  • растягивающие;
  • для улучшения координации;
  • общеукрепляющие среднего и медленного темпа;
  • дыхательные — для полного и диафрагмального дыхания.

Виды упражнений отличаются в зависимости от возраста пациента. Для маленьких детей подбираются тренировки с учетом физиологических возможностей организма и индивидуального восприятия. При ДЦП легкой степени с сохранением умственных способностей включают элементы гимнастики и дыхательные техники, которые ребенок может повторить. Это очень важно, учитывая корреляцию между частотой и глубиной экскурсий легких, и судорожным синдромом.

Основной комплекс упражнений

У детей с тяжелыми неврологическими расстройствами существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на различные функциональные области.

Основная тренировка включает такие элементы:

  1. Лечение положением, при котором производится фиксация конечностей с помощью специальных приспособлений — лангет и шин.
  2. Постепенное растяжение мышечных структур путем раскачивания сустава с постепенным наращиванием амплитуды.
  3. Расслабление мускулатуры за счет поочередной фиксации рук и ног, что способствует снижению тонуса и уменьшению клонических элементов.
  4. Упражнения на сгибание и разгибание в суставах, которые сопровождаются массажем.
  5. Тренировка ходьбы.
  6. Перемещение по наклонной поверхности с поддержкой — позволяет удерживать равновесие и укрепляет мышцы пресса.
  7. Формирование выносливости.

При спастических формах церебрального паралича проводят непрерывную тренировку. Астенические формы требуют кратковременных занятий с обязательными перерывами между отдельными элементами. При диагностированной атонии уделяют внимание упражнениям на равновесие.

Для формирования нормальной двигательной активности проводят такой комплекс:

  1. В положении ребенка сидя на пятках стимулировать переход на колени, при этом удерживая его за таз. Руки малыша находятся на плечах инструктора.
  2. Из исходного положения ребенка на коленях необходимо перемещать его вес тела с одной конечности на другую, при этом отрываясь свободной ногой от поверхности с разведенными в стороны руками.
  3. Перемещение тела в положение на корточках с разгибанием. Реабилитолог удерживает сзади и надавливает на колени.
  4. Из положения сидя на стуле помочь малышу встать, удерживая за руки, а своими ногами фиксировать его нижние конечности.
  5. Ребенок стоит с выдвинутой ногой вперед, а инструктор слегка толкает его поочередно в грудь и спину. Задача — удержать равновесие.
  6. В положении стоя за вытянутую руку продвигать в разные направления, заставляя делать шаги.
  7. Лежа на спине необходимо давить на поверхность пола. Упражнение развивает опороспособность.
Читайте также:  Движущие силы развития психики ребенка

Другие варианты восстановительного лечения

Кроме основных комплексов, уделяют внимание разработке суставов, укреплению различных групп мышц, включая мускулатуру шеи, туловища, живота. Важным фактором восстановительного лечения является работа по коррекции мимики и выражению эмоций.

Хорошие результаты дает гидрокинезотерапия — сочетание физических упражнений и массажа в водных условиях. Такой курс реабилитации выполняется в бассейне под контролем инструктора. Можно применять специальные тренажеры, которые облегчают занятия и помогают улучшить результат терапии.

Правила проведения ЛФК

Для достижения положительного результата от тренировок необходимо придерживаться определенных правил во время гимнастики:

  1. Постепенное наращивание объема и интенсивности нагрузки.
  2. Регулярное проведение упражнений.
  3. Эмоциональный контакт с реабилитологом и комфортная атмосфера занятий.
  4. Применение различных видов техник для разностороннего воздействия на организм.
  5. Работать в медленном или среднем темпе, избегая резких движений.
  6. Учитывать параметры сердечной деятельности.
  7. Обучение правильному дыханию через нос во время гимнастики у детей старшего возраста. Нельзя допускать задержку дыхания, как на вдохе, так и на выдохе.

Внимание! Гипервентиляция или апноэ провоцирует повышенную судорожную готовность. Поэтому необходимо контролировать глубину и частоту дыхания.

Во время занятий инструктор следит за состоянием ребенка. У малышей важно учитывать реакцию на различные виды упражнений. Если какое-либо движение причиняет боль, следует заменить его или уменьшить интенсивность воздействия на зону дискомфорта. При появлении неблагоприятных реакций необходимо обратиться к врачу для коррекции курса реабилитации. Нельзя допускать переутомления ребенка, потому что это может спровоцировать приступ эпилепсии.

Противопоказания для ЛФК

Занятия у детей, которые страдают ДЦП с эпилепсией, проводятся в щадящем режиме. Поэтому в большинстве случаев физическую активность не ограничивают. Исключениями являются следующие противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • тяжелая сопутствующая патология;
  • нарушение сознания;
  • состояние после генерализованных припадков, которые сопровождаются выраженным психомоторным возбуждением, агрессией, психотическими расстройствами;
  • увеличение частоты судорожных приступов.

При улучшении неврологического статуса врач может возобновить курс реабилитации.

Эпилептическая активность у детей, страдающих ДЦП, не является абсолютным противопоказанием. Соблюдение рекомендаций специалистов позволяет улучшить статические и двигательные функции ребенка, что является в дальнейшем важным фактором адаптации в социальной среде.

Источник

Лекции.Орг

Упражнение 1. И.п. – стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка широким хватом, опустить палку вниз. 1 – поднять палку вверх, потянуться и подняться на носках – вдох. 2 – опустить палку за лопатки, перекат на пятки – выдох. 3 – снова поднять палку вверх и встать на носки – вдох. 4 – вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 6 раз.

Упражнение 2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, палка концами упирается в центр ладоней (то есть руки расставлены на расстояние длины палки). Палку держать между ладонями впереди на вытянутых руках. 1 – поворот корпуса вправо с отведением правой руки в сторону и назад, левой рукой подталкивать палку вправо для увеличения амплитуды отведения правой руки, стараться растягивать мышцы правой руки – выдох. 2 – вернуться в исходное положение – вдох. 3 – поворот корпуса влево с отведением в сторону и назад левой руки, палкой подталкивать левую руку, плавно растягивая её на выдохе. 4 – вернуться в исходное положение – вдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 3. И.п. – сидя на стуле, руки в стороны, мячик в правой руке. Сделать вдох. 1 – приподнять левую ногу и под коленом передать мяч из правой руки в левую руку – выдох. 2 – вернуться в исходное положение, мяч в левой руке – вдох. 3 – приподнять правую ногу, под коленом передать мяч в правую руку – выдох. 4 – вернуться в исходное положение, мяч в правой руке – вдох.

Повторить 3–6 раз. Дыхание произвольное. 

Упражнение 4. И.п. – сидя на краю стула, ноги сомкнуты и вытянуты вперед, в руках гимнастическая палка хватом на расстоянии ширины плеч, руки выпрямлены и подняты вверх. Сделать вдох носом. 1 – опустить палку на бедра – выдох. 2 – медленно скользить палкой вниз по поверхности ног, наклон корпуса вперед – продолжение выдоха. 3 – выпрямить корпус, скользящим движением поднять палку на бедра ближе к тазу – вдох. 4 – вернуться в исходное положение, поднять палку над головой – продолжение вдоха. Повторить 4 раза.

Читайте также:  Основные законы психического развития ребенка

Упражнение 5. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке (можно вместо мяча взять апельсин). 1 – приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую руку. 2 – опустить правую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из левой руки в правую. 3 – приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую. 4 – за спиной переложить мяч из левой руки в правую (то есть мяч все время передвигаем против часовой стрелки). Выполнить по 4 раза. Теперь нужно выполнить это же упражнение, держа мяч в левой руке.

Упражнение 6. И.п. – сидя на стуле, кисть левой руки положить на правый плечевой сустав, правой кистью захватить левый локтевой сустав. Далее на выдохе плавно надавить правой рукой на левый локоть, стараясь передвинуть как можно дальше, растягивая мышцы левого плеча (можно сделать мягкие пружинистые движения). То же повторить с другой стороны, растягивая мышцы правого плеча. Выполнить по 3 раза с каждой стороны.

Упражнение 7. И.п. — стоя у шведской стенки, ногами стоять на самой нижней перекладине, руками держаться на уровне плечевых суставов. 1 – медленно на выдохе присесть как можно ниже, выпрямляя руки и расслабляя все мышцы, повиснуть на руках. Растягиваются мышцы спины, ягодиц и рук.

2 – затем спокойно (без резких движений) на вдохе вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.

Упражнение 8. «Книжка». И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки в стороны («книжка открыта»). Вдох. 1 – поднять правую руку, перенести ее к левой руке, положить ладонь на ладонь, происходит поворот корпуса влево, «книжка закрыта», ноги не перемещаются, происходит скручивание позвоночника и растяжение боковых мышц справа. Выдох. 2 – вернуться в исходное положение («книжка открыта»), вдох. 3 – поднять левую руку, перенести её к правой руке, положить ладонь на ладонь, поворот корпуса вправо, при скручивании позвоночника происходит растяжение боковых мышц слева. Выдох. 4 – вернуться в исходное положение, вдох. Повторить по 5 раз.

Упражнение 9. «Перекрест». И.п. – лежа на спине, ноги выпрямлены, кисти в «замке» под головой. 1 – соединить правый локоть и левое колено, вдох. 2 – вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох. 3 – соединить левый локоть и правое колено, вдох. 4 – вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох. Повторить 6 раз.

Упражнение 10. И.п. – лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль тела. 1 – одновременно отвести в стороны правую руку и левую ногу, скользя по полу, вдох. 2 – Вернуться в исходное положение, выдох. 3 – одновременно отвести в стороны левую руку и правую ногу, вдох. 4 – вернуться в исходное положение, выдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 11. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль тела. 1 – поднять таз, вдох. 2 – вернуться в исходное положение, расслабиться, выдох. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 12. Диафрагмальное дыхание. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, одна кисть лежит на грудной клетке, другая – на животе для контроля дыхания: следим, чтобы грудная клетка не участвовала в данном дыхании, а поднималась и опускалась только брюшная стенка. 1 – сделать вдох через нос, живот «надувается». 2 – выдох медленный через рот тонкой струйкой, сложив губы трубочкой, живот «сдувается», брюшная стенка слегка втягивается. Повторить 6 раз.

Упражнение 13. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях. Для расслабления мышц туловища выполнить покачивание бедрами. Тело расслабляется, дыхание произвольное, спокойное.

Упражнение 14. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях. 1 – одновременно поднять выпрямленные правую руку вперед и левую ногу назад, левую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности. 2 – вернуться в исходное положение, расслабиться. 3 – одновременно поднять выпрямленные левую руку вперед и правую ногу назад, правую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности. 4 – вернуться в исходное положение, расслабиться. Повторить 4–6 раз.

Упражнение 15. И.п. – лежа на животе, выпрямленные ноги сомкнуты, кисти упираются в пол около плечевых суставов. 1 – выпрямить руки, принять коленно-кистевое положение, вдох. 2 – сесть на голени, кисти не сдвигаются, голова опускается вниз, немного потянуться руками вперед, расслабляясь и растягивая позвоночник, выдох. 3 – снова встать в коленно-кистевое положение, опираясь на кисти и колени, вдох. 4 – вернуться в исходное положение, выдох. Повторить 4 раза.

Читайте также:  Связная речь в развитии ребенка дошкольника при общении

Упражнение 16. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях, ноги выпрямлены. 1 – правую ногу поднять, перенести через левую, стопой коснуться пола, выдох. 2 – вернуться в исходное положение, вдох. 3 – левую ногу поднять, перенести через правую, коснуться стопой пола, выдох. 4 – вернуться в исходное положение, вдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 17. И.п. – стоя в коленно-кистевом положении. 1 – одновременно поднять правую руку вперед и левую ногу назад, вдох. 2 – Вернуться в исходное положение, выдох. 3 – одновременно поднять левую руку вперед, правую ногу назад, вдох. 4 – вернуться в исходное положение, выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 18. И.п. – стоя в коленно-кистевом положении. 1 – правой ногой скользить по полу как можно дальше назад, корпус опускается, выдох. 2 – Вернуться в исходное положение, вдох. 3 – левой ногой скользить по полу как можно дальше назад, выдох. 4 – вернуться в исходное положение, выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 19. И.п. – стоя в коленно-кистевом положении. 1 – правую кисть положить на левое плечо, вдох. 2, 3 – левым плечом дотянуться до пола, положить голову на пол, повернув лицо в правую сторону, выдох. 4 – вернуться в исходное положение, вдох. То же с другой стороны, положив левую кисть на правое плечо. Повторить по 4 раза с каждой стороны.

Упражнение 20. Плыть «брассом». И.п. – лежа на животе, ноги выпрямлены, кисти упираются в пол около плечевых суставов. Вдох. 1 – вытянуть руки вперед, голову опустить, стараться потянуться, выдох. 2 – отвести руки в стороны, приподнимая голову и верхнюю часть корпуса, вдох. 3 – привести руки вдоль тела, продолжение вдоха. 4 – вернуться в исходное положение, выдох. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 21. И.п. – стоя в коленно-кистевом положении, ноги вместе, руки широко расставлены. 1 – опустить на пол правое плечо, голова поворачивается лицом налево, правая рука выпрямляется, в таком положении лечь и расслабиться, выдох. 2 – вернуться в исходное положение, вдох. 3 – опустить на пол левое плечо, голова поворачивается лицом направо, левая рука выпрямляется, выдох. 4 – вернуться в исходное положение, вдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 22. И.п. – лежа на спине, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки без напряжения и направлены кверху. 1–4 – одновременно вращать кистями и стопами с полной амплитудой медленно и плавно в одну сторону. 5–8 – то же в обратном направлении. Повторить 3 раза.

Это упражнение можно изменять для развития координации движений. Например, дать указание вращать только правыми конечностями или только левыми. Затем вращать только левой кистью и правой стопой одновременно (также правой кистью и левой стопой). Внимание пациента при этом охватывает весь организм целиком, это очень полезно для внутренней гармонизации энергий.

Упражнение 23. И.п. – лежа на спине, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела. 1 – сжать кисти в кулаки, стопы на себя. 2 – распрямить пальцы, стопы согнуть (потянуться носками от себя). Повторить 4 раза.

Усложним это упражнение: 1 – кисти распрямить, стопы на себя. 2 – сжать кисти в кулаки, стопы согнуть (потянуться носками от себя). Повторить 4 раза.

Упражнение 24. И.п. – стоя, гимнастическую палку держать в руках за лопатками. 1 – поднять палку вверх, вдох. 2 – медленно присесть, опустить палку на пол перед собой, выдох. 3 – снова поднять палку вверх, вдох. 4 –вернуться в исходное положение (палка за лопатками), выдох. Повторить 6 раз.

Упражнение 25. Гимнастическую палку поставить вертикально одним концом на пол впереди себя на некотором расстоянии от стоп, на верхний конец палки положить ладони одну на другую. 1 – наклониться вперед, опираясь руками на палку, руки выпрямлены, голова опускается, расслабиться и повиснуть на палке, растягивая позвоночник, выдох. 2, 3 – сделать легкие пружинистые движения наклона вперед. 4 – вернуться в исходное положение, выпрямиться, вдох. Выполнить 6 раз.

Упражнение 26. И.п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – медленно поднять руки через стороны вверх, сцепить кисти в «замок», вдох. 2 – вывернуть кисти, сомкнутые в «замок», и потянуться руками вверх, центр тяжести тела совсем немного перенести вперед на стопы, живот и ягодицы втянуть в себя. Растянуть позвоночник, как резинку, выдох. 3 – расцепить «замок», вдох. 4 – медленно опустить руки через стороны вниз, выдох. Выполнить 3 раза.

Дата добавления: 2018-10-15; просмотров: 672 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник